Исторический фон в ахеменидский период
lt;...gt; арийские жилища,
Где доблестные вожди
Выстраивают свои многочисленные [войска]
В боевые ряды,
Где высокие горы,
Изобилующие пастбищами и водами,
Дающими скоту [обильный корм];
Где глубокие озёра С обширной водной гладью;
Где судоходные, широкие реки Бурными потоками устремляются К Ишката и Парута,
К Моуру и Харойва,
К Гаве и Хорезму[484].
Карта 6. Центральная Азия
Согласно другому авестийскому тексту, а именно первой главе Видев- дата («Закон против дэвов» — одна из частей Авесты, свод религиозных и юридических предписаний. — А. 3.), в состав страны ариев входили: Ариа- нам-Вайджа, Сугда, Моуру, Бахди, Харойва, Харахвати, Хэтумант[485].
Ишката Парутская обычно идентифицируется как часть Гиндукуша; что касается областей, перечисленных в Видевдате, то здесь обнаруживаются следующие соответствия: Арианам-Вайджа (авест. ‘Арийский простор’ = среднеперс. Эран-Веж — ‘Иранский простор’. — А.3) идентична скорее Хорезмии, чем Систану;[486] Сугда — это Согдиана, Моуру — Марги- ана, Бахди — Бактрия, Харойва — Ария, Харахвати — Арахосия и Хэтумант — это Гилъменд.
Далее, согласно другим [— очень поздним —] текстам, «река Датья (Оке) вытекает из Эран-Веж (Хорезмия) и течет в Субдасган (Согдиана)»[487], и «страна Гопат (Согдиана) имеет общую границу с Эран-Веж по берегу реки Да- тьи»[488].
Эти фрагменты, по всей видимости, восходят к тому периоду, когда в начале первого тысячелетия Хорезмия имела развшую культуру и вполне могла служить приютом для раннего зороастризма[489]. Позднее (в VTH—VI вв. до н. э.?), когда на роль доминирующей политической силы выдвинулась Бактрия, она также стала претендовать на роль колыбели зороастризма, а бактрийцы настаивали на том, что кави [«предводитель»] Винггаспа, защитник пророка, был одним из их первых царей[490].Греческие историки — Ктесий и прежде всего Ксенофонт — также знали о сильном Бактрийском царстве. Согласно им, Бактрия поддерживала отношения с Ассирией и Мидией. Об ассирийском царе Нине, муже Семирамиды, известно, что он отправил в эту богатую и многолюдную страну большое войско, которое сразу потерпело поражение в горном районе[491]. Позднее бактрийский царь Оксиарт был осажден в Бактре, которую Семирамида взяла штурмом. Нин захватил Бактрийскую сокровшцни- цу, обильную золотом и серебром (Ктесий. FGrH 688 F 1.5—7; Юстин. Эпи- тома. 1.1—2; Арриан. Анабасис. VI.24). Согласно Ксенофонту [Киропедия. 1.5.2; V.1.3), во времена мидийского царя Киаксара ассирийцы совершали набеги на эту страну, а при его преемнике, Астиаге, отправляли сюда посольства. Бактрийцы объединились с мидийцами против Ассирии и приняли участие в захвате Ниневии (Диодор. П.26.1— 2). Наконец, Ктесий [FGrH 688 F 9.2) рассказывает, что бактрийцы подчинились Киру лишь потому, что считали его законным наследником Астиага.
На основании этих полулегендарных данных мы тем не менее должны прийти к выводу, что в первой половине первого тысячелетия объединение, которое греческие авторы называют «Бактрийским царством», могло представлять собой одну из тех политических сил, которые находились в контакте и с Ассирией, и с Мидией[492]. Поэтому Ахемениды, приступив к покорению Центральной Азии, действовали отнюдь не в девственной и совершенно неизвестной для себя стране. Сообщение Диодора Сицилийского кампаниях Нина и Семирамиды предполагает, что в древности Бактрия считалась царством с многочисленным и воинственным населением, крупными городами, мощными крепостями и богатыми сокровищами (П.6—7, следует за Ктесием).
Данные археологии не противоречат этому впечатлению, хотя черты той материальной культуры, которая непосредственно предшествовала эпохе Ахеменидов, определить непросто[493]. Ахеменидская культура в Центральной Азии уходит корнями в своеобразную местную традицию и заметно отличается от того, что мы обнаруживаем в современной ей культуре Персии[494]. Не Ахемениды заложили город Бактра, не они изобрели ирригацию, не они создали цивилизацию Центральной Азии. Однако, когда пришло их время, они сильно возжелали ее сокровищ. Прибытие сюда персов не было похоже ни на грабительский набег в старой ассирийской манере, ни на греческую колонизацию, ни на нашествие кушанского типа. Рассмотрим, какую форму приобрело ахеменидское вторжение в реальности.
Еще по теме Исторический фон в ахеменидский период:
- Западные сатрапии Ахеменидской державы.
- Гражданско-храмовые общины в западных сатрапиях.
- Лекция 25: Парфия и греко- бактрийское царство.
- П
- I. Рамки темы
- Общая характеристика источников
- Мидийское государство
- Кир Великий: военная деятельность и завоевания
- Дарий I и восстановление ахеменидского МОГУЩЕСТВА
- Источники
- IV. Ксеркс
- Введение
- Исторический фон в ахеменидский период