<<
>>

Лекция шестая ИСТОКИ НАУКИ, РЕЛИГИИ, ЭТИКИ

  День шестой день шестой...

Все теперь уже понятно: путь туда такой простой - это больно и приятно.

Все сбывается точь-в-точь, как напутствует в дорогу. Тайна улетает прочь...

Слава богу, слава богу.

Позитивные знания первобытных людей составили фундамент родившейся в античном мире науки и всего ее последующего развития. Чиркая спичкой, мы не задумываемся над тем, что добываем огонь трением. Недавние зажигалки высекали искру из кремнёвой пластинки, снятой с микронуклеуса. Оба способа добывания огня изобретены в нижнем или среднем палеолите, а техника микронуклеусов впервые появилась в палеолите верхнем. Задолго до географических открытий, скромно названных великими, люди прошли пешком, проплыли на плотах и лодках по всей Земле: европейские Колумбы открывали давно заселенные края, В знании и понимании животных первобытный человек превосходил нас. Десятилетний абориген-австралиец знал более 300 съедобных растений. Люди каменного века заготавливали и ели желуди, удаляя из них вяжущие вещества, тогда же открыты лекарственные свойства растений, методы хирургии, физио- и психотерапии и создана та самая народная медицина, к которой мы обращаемся сегодня, когда пасует медицина научная. Впрочем, она сама родом из первобытности: уже неандертальцу ампутировали руку, лечили его травами. 15 тыс. лет назад на берегу Енисея топили костер каменным углем. Способ размягчения и выпрямления слоновьих бивней экспериментально пока не воспроизведен, а в Сун- гири и Мезине его знали.

Знаменитый Стоунхендж в Англии - солнечная обсерватория бронзового века, сооруженная из 50-тонных блоков камня, доставленного за 40 км. В ней могли предсказывать солнечные затмения. Первичное развитие памятника началось еще в III тысячелетии до н. э. Круги и спирали, выложенные камнями в неолите, есть на Кольском полуострове и на о. Хоккайдо. Попытка исследовать палеолитическую обсерваторию предпринята в Сибири, в Малой Сые.

Там же на Ачинской стоянке найден стержень из бивня, в форме мужского символа. На нем вырезаны три спирали из ямок и лунок: математики Новосибирска увидели в предмете аналоговый вычислитель.

Изготовление красок, дубильных веществ, кислот началось как минимум, в верхнем палеолите - здесь основы зарождения химии. Не позднее 7-6 тыс. лет назад научились консервировать продукты. В Приамурье этим временем датируются ямы для квашения рыбы. В прериях Северной Америки с верхнего палеолита жили индейцы-охотники на бизонов, в XVI веке они сели на коней: изловленных и объезженных мустангов - потомков одичавших испанских лошадей. Конные команчи и сиу - главные герои «индейского кино».

Задолго до испанцев, не позднее IV тысячелетия до н. э. индейцы умели изготавливать пеммикан. В яму, устланную бизоньей шкурой, наливали воду и бросали раскаленные камни. В кипящей воде вытапливали жир из мозговых костей. Жир смешивали с растертым в порошок высушенным мясом и соком ягод, формовали в кубики и сушили. Продукт, богатый белком, жиром и витаминами, мог долго храниться. Первые американские экспедиции в Антарктиду брали с собой запас пеммикана: ни стеклянные, ни железные банки для этих консервов каменного века не нужны.

Приготовление и обжиг керамики впервые открыты в Европе и Сибири 24-20 тыс. лет назад, 13-12 тыс. лет назад на Дальнем Востоке обжигали древнейшие в мире горшки. Современную жизнь трудно представить без керамической посуды, изоляторов, огнеупоров, кирпича, плитки. Облицовка космических кораблей - керамическая. Практически в любой области науки и техники истоки и корни обнаруживаются в каменном веке. Поупражняйтесь: порывшись в литературе, отыщите примеры.

Религия - во всех учебниках нашей школы, как правило, выступает в качестве эквивалента духовной жизни первобытного человека. При этом само понятие религия часто заменяется сниженными определениями: первобытные верования, анимистические верования, магия, фетишизм. Вера в духов и душу (по латыни - аними) присуща в той или иной степени всем религиям.

То же можно сказать о фетишах: амулеты колдуна и портреты очередного вождя в тоталитарном обществе XX века - фетиш, материальные объекты поклонения. Магия - практика любой религии, в ее основе - принцип ассоциации: подобное заменяет подобное, часть - целое. Например, в христианском обряде вино заменяет кровь Христа, а просфора (хлебец) - его тело. Магический обряд вызывания дождя, при различии деталей, не отличается в своей основе у африканского колдуна и в православном крестном ходе начала XX века. У первобытного человека магия пронизывала все сферы жизни. Выделялись охранительная, лечебная, вредоносная, любовная, военная, промысловая магии. В форме суеверий магия присутствует и в нашей современной жизни, в тех ее ситуациях, когда повышенная опасность или неуверенность побуждают бояться ни в чем не повинного кота или успокаивать предэкзаменационное волнение пятаком в ботинке.

С.              А. Токарев обратил внимание на распространенную в нашей литературе трактовку магии, фетишизма, анимизма - элементов религии как религий первобытных. Он же предложил систематику, с дополнениями автора она включает 7 древнейших культов: 1) тотемизм; 2) культ плодородия; 3) погребальный культ; 4) инициации; 5) культ хозяев природы (отдельных местностей, стихий), культурных героев; 6) знахарство; 7) ведовство.

Тотемизм - от слова «ототам» - «брат» на языке индейцев-алгонкинов. Классическая страна тотемов - Австралия. У племени курнаи одна птица-тотем мужчин, другая - женщин. Мужчины свою птицу считают старшим братом, женщины - старшей сестрой. У аборигенов есть личные - персональные тотемы, тотемы рода, общины, брачной секции. Исследователи аборигенов определяют тотемизм, как систему взаимоотношений между человеком или группой и объектом природы. Тотемом может быть любое животное, птица, рыба, земноводное, насекомое, растение, скала, Солнце, Луна, ветер. Тотем считают братом или сестрой, кровным родственником и к нему относятся как к родному человеку, есть, впрочем, культовые тотемы, такого могут убить и съесть во время обряда.

У индейцев Америки, как правило, один тотем - рода. Привычные по фильмам индейские имена: Большой Змей, Хитрая Лиса - тотемные, имя указывает на принадлежность к определенному роду. Обрядовые действия с головами, лапами, рогами и другими частями зверей в среднем ашеле - до 400 тыс. лет назад - могут быть истолкованы, как первые следы тотемизма. В мустье святилища типа Регурду, части зверей в погребальном обряде несомненно говорят о глубоко осознанной связи человека и зверя. В искусстве и обрядах верхнего палеолита эта связь воплощена в фигурах людей в образе зверя, с чертами нескольких животных. Мальчика в сунгирьском погребении провожают в иной мир символы лошади, бизона, льва. Ближе всего это к австралийскому многолинейному тотемизму.

Культ плодородия зримо воплощен в верхнем палеолите фигурами много рожавших женщин, изображением пар животных - самец-самка, во всей символике пещерных росписей, но вероятна большая историческая глубина представлений и обрядов, направленных на плодовитость зверей-кормильцев. У охотничьих племен такие обряды, эротические праздники дожили до XIX-XX века и описаны этнографами. У земледельцев культ плодородия перевоплотился в аграрные культы, направленные на плодородие земли и домашних животных.

Погребальный культ - общечеловеческая ценность, он сохранен во всех религиях. Мустьерские погребения, как отмечалось выше, содержат главные элементы обрядовых действий и представлений последующих эпох: захоронение, погребальный памятный комплекс, поминки. Символика связанных, засыпанных красной охрой погребенных, «взрослые» орудия в могилах детей, ориентация на восход или заход Солнца отражает сложный комплекс представлений о смерти, как рождении, перевоплощении, продолжении жизни в ином мире, где также восходит и заходит Солнце, охотники преследуют зверя, женщины шьют одежду, растут дети. Вечная проблема прерывности и непрерывности жизни по своему волновала людей Регурду и Сунгири, как и великих мыслителей Европы и Азии с античности до XX века.

Инициации - возрастные посвящения, они приводят к изменению статуса человека и связаны с сильными психологическими переживаниями. У австралийцев из поколения в поколение передавались незыблемые правила инициации, завещанные от мифических предков. Сюжет инициации: смерть посвящаемого и рождение нового человека. Мальчика-подростка старшие мужчины «ловят» и уводят из лагеря в буш, женщины его оплакивают. Доносится звук вращаемой гуделки как голос чудовища, что проглотит посвящаемого (в Библии Иова проглатывает кит). Когда чудовище отпустит мальчика, он вернется мужчиной. Сам процесс инициации у племен разный, часто связан с тяжелыми физическими испытаниями: просверливают носовую перегородку, выбивают зубы, наносят на груди рубцы, подбрасывают (символ полета), совершают обрезание, танцуют на горячих углях. Входит в инициации обряд очищения: окуривание, омовение. Посвященный получает подарки - знаки его нового статуса. В ходе инициации юношей знакомят с мифами, таинственными обрядами. У девушек инициации связаны с наступлением половой зрелости.

Следы ног подростков в пещерах Базуа, Монтеспан, многократное повторение рисунков на одной плоскости, находки там же чуринг - священных предметов, образы мифических существ подсказывают, что в палеолите пещерные святилища использовались для инициации: посвящаемого «проглатывала» и «извергала» обновленным Земля. И в современных религиях сохранились обряды посвящения, например, конфирмация у католиков и протестантов, праздники мальчиков и девочек в синтоистских храмах Японии.

Культ хозяев природы, культурных героев. Образы Богини Солнца Аматэрасу, ее супруга (вариант - брата) бога ветра, повелителя тайфунов, дебошира Сусаноо на Дальнем Востоке восходят к верхнему палеолиту. В японской мифологии они выступают не только как боги - символы Солнца и ветра, но и как культурные герои: Аматэрасу, очевидно, в более поздних вариантах, оказывается творцом земледелия, ирригации, шелководства, Сусаноо побеждает чудовищного змея, достает священный меч.

У большинства аборигенов Австралии распространен миф о Змее-Радуге, она часто изображается в наскальных рисунках, живет в водоемах и приносит дожди и наводнения. По одной из версий Змея-Радуга- создательница всего живого (прекрасный пример гениального прозрения мифа: без воды невозможна жизнь!).

Вода, огонь, ветер, дождь, молния и гром, землетрясения в представлениях людей олицетворялись в виде животных - реальных или фантастических, или меняющих свой облик существ, предстающих то человеком, то зверем. (Олицетворение, как и магия - элемент многих религий). Эскимосы и чукчи верили, что в глубине моря живет седая женщина Седна - хозяйка моря. Приняв облик косатки, она пригоняла к берегу китов и моржей, охота на них давала людям мясо и жир для светильников. Став волком, косатка могла выйти на берег. Если Хозяйка моря «забирала к себе человека», спасать тонущего запрещалось - и не спасали. Своих хозяев имела каждая местность и стихия: гора, перевал, озеро, пещера, лес, приметный камень. В Центральной Азии издревле путники, начиная подъем, брали в руку камень и на перевале клали его в кучу-обо: благодарили духов - хозяев гор, что те пропустили их, дали пройти через перевал. Во многих суевериях сегодняшних рыбаков и охотников сохранились следы уважительного отношения к «хозяевам», от которых зависит добыча.

Из природы «хозяева» перекочевали в дом, у народов Амура в жилище обитали хозяйка очага, хозяйка порога, хозяин центрального столба, время от времени на камень у порога ставили чашку с едой для его хозяйки. Сохранились следы такого культа в жилищах I тысячелетия до н. э. Домовые, лешие, лесовики, гномы вошли в фольклор практически всех народов мира. Снежные люди газетных сенсаций - из той же породы хозяев гор, пожаловавших в наш XX век из века каменного.

Знахарство и ведовство у охотничьих племен XIX-XX вв. исполняются как одним и тем же знахарем-колдуном, так и разными лицами. Для первобытных людей способность знахаря или колдуна приносить добро или причинить вред определялась верой в эту способность. Гамлет разговаривает с призраком убитого отца, у Шекспира в этой сцене нет фантастического оттенка - его современники верили в призраков и не сомневались в реальности беседы. Так и папуас умирал от болезни, диагноз которой не мог установить европейский врач, умирал после того, как колдун публично обрек его на смерть. Австралийцы называют своих знахарей мудрецами, духами, могущественными и умными людьми.

Знахари проходят специальную инициацию. Чаще знахарь - мужчина, реже - женщина. Знахарь лечил болезни и раны, используя лекарственные растения, физио- и психотерапию, приемы хирургии и мануальной терапии. Он же вызывал дождь (в канун сезона дождей), заговаривал от несчастий, ссор, ревности, занимался любовной приворотной магией, использовал самые разнообразные предметы: магические жезлы (волшебные палочки наших сказок), кристаллы, раковины, порошки. Так же поступал и колдун (или тот же знахарь, трансформируясь в колдуна). Он гадал (ведал), кто совершил убийство или вызвал смерть или болезнь своим колдовством. Тем же колдовством лечили, причиняли вред. Считалось, что след человека, его волосы, ногти, остатки пищи, его вещи - все годится для вредоносной магии. И первобытные люди прятали, зарывали все, что мог использовать против них колдун. Как и у знахарей, у колдунов заклинания и обряд подкреплялись ядами, острыми предметами, вгонявшимися во сне в тело жертвы, но главное оружие - вера самой жертвы в могущество колдуна.

Верой в колдовство вероятно объясняется редкость портретных изображений человека в верхнем палеолите и в более позднем первобытном искусстве. Фигурки людей зачастую поломаны.

Возникнув в глубине палеолита, вера в знахарей и колдунов не исчезла полностью у цивилизованных народов XX века. Элементы этой веры есть во всех современных религиях. Экстрасенсы используют классические приемы первобытных знахарей, нередко оборачиваясь вредящим колдуном.

Первобытные знахари, колдуны были такими же охотниками, как и другие члены общины. Знания, мудрость, личные качества выделяли их из среды общинников, но еще не превращали в профессиональных служителей религии. Определяющей стороной любой из первобытных религий является глубокая вера людей - главное в религии не знание, а вера.

Автор долго разделял ленинское определение религии, как бокового побега, пустоцвета на древе познания. Сейчас я убежден, что религия - самостоятельное и равноправное ответвление от общего ствола духовной культуры. В первобытном обществе этот ствол един и облечен в форму мифа, мы его расчленяем, руководствуясь современным подходом, зародившимся в мире древних цивилизаций, когда появились профессиональные жрецы, философы, художники и законники-правители или судьи.

Этика - в первобытной общине поведением человека управлял обычай. Определенные правила поведения действуют в общине, в племени, распространяются на гостя, принявшего эти правила. Чужак - вне правил, вне закона, он - потенциальный враг. Действующие правила считаются завещанными мифическими предками, они вечны и бессмертны, отсюда - консервативность, стабильность обычаев. Правильно, нормально то, что общепризнано. Всякое новшество должно преодолеть сопротивление обычая, привычки.

У австралийцев одобрения заслуживал хороший охотник, знаток обрядов, мужчина, выполняющий родственные обязанности, женщина, проявляющая усердие в собирательстве пищи, заботливая мать, верная жена. Уважением пользовались старики. Генетики утверждают, что общины, где старость в почете, получают дополнительный шанс в борьбе за выживание: старики хранят и передают накопленный тысячелетиями опыт, их мудрость сдерживала кровавые столкновения. Следы такого отношения заметны в погребениях Шанидара и Сун- гири. Хотя известны у первобытных общин и другие традиции: в условиях максимально трудных для выживания, например, в полярных районах, человека, дожившего до 50 лет, старший сын должен был задушить и смерть такая считалась почетной. У австралийцев, живших в пустыне, в тяжелейшие месяцы засухи убивали младенцев, но те же австралийцы заботились о больных, слабых, слепых.

Распределение пищи регулировалось обычаем так, чтобы подстраховать всех от голода. Земля, промысловые угодья, залежи охры и камня были коллективной собственностью общины - неотторжимой завещанной мифическими предками, но промысел соседей при взаимном согласии допускался. Священные места тщательно оберегались. Они были родовой или племенной собственностью. Орудия труда и оружие, украшения, домашняя утварь принадлежали отдельному человеку. Плита для растирания плодов и зерен, палка-копалка скорее всего принадлежали женщине, посуда могла быть и мужской и женской, а вот оружие скорее всего - мужской предмет, хотя изредка встречается и в женских погребениях.

Нет привычного нам понятия семейной собственности.

Коллективизм - основа первобытной этики, воплощенный в нормах общины, рода, племени, он регулирует поведение каждого человека. Регуляторы: общественное мнение и табу-запреты. Ю. М. Лотман заметил, что нормы поведения определяют стыд и страх.

Оба канала воздействия влияют на детей и взрослых. Дети в рамках общинных норм пользуются свободой в поисках пищи и в играх. Очень рано начинается взросление, обучение будущим обязанностям. Инициация вводит человека в мир взрослых, как бы рождает заново.

От путешественников XIX века, через работы Ф. Энгельса и советских авторов в нашей литературе утвердилось идеализированное представление о гармоничном обществе первобытного коммунизма. Этот взгляд изрядно поколебали этнографы. В австралийской общине ругань, сплетни, драки были повседневно. Постоянно висела угроза получить копьем удар в спину: за нарушение священных предписаний предков и норм экзогамии, по подозрению в зловредном колдовстве, в отместку за убийство родственника. В большей, но не абсолютной безопасности были женщины и дети. Правда, австралийские аборигены к началу европейской колонизации находились в состоянии застоя и упадка культуры. Начавшаяся 7 тыс. лет назад засуха, наступление пустынь, изоляция, истребление самых крупных животных (гигантских кенгуру и страусов) - все это, безусловно, создало худшие условия жизни, чем те, что были в Евразии в период расцвета верхнего палеолита. Другие охотничьи племена в тропических лесах Амазонки, Африки, бушмены пустыни Калахари, индейцы канадского севера жили также в трудных условиях, их нормы поведения более гармоничны, но борьба за выживание у всех была жесткой. Л. С. Клейн, заброшенный несправедливостью в тюрьму и лагерь, обнаружил, что уголовные запреты и нормы поведения напоминают суровые табу первобытных общин, где устанавливалась личная иерархия сильных, умных, хитрых. Правда, в первобытной общине все-таки нет такого примитивного террора главарей, обычай сдерживает их.

Нормы поведения внедряются в сознание с детства через обряды, авторитетом мифических героев, тотемов, духов. За нарушение их заветов - самое суровое наказание - убийство без погребения, изъятие из мира общины не только при жизни, но и после смерти (сравните с отказом христианской церкви в погребении на кладбище самоубийцам).

Контрольные вопросы Какие позитивные знания родом из каменного века? Какие первобытные религии знаете? Расскажите о тотемизме Почему магию, анимизм, фетишизм не следует относить к видам религии? Что такое инициации? Расскажите о знахарстве и ведовстве. Нормы первобытной этики.

<< | >>
Источник: Д.Л. Бродянский. История первобытного общества. 2003

Еще по теме Лекция шестая ИСТОКИ НАУКИ, РЕЛИГИИ, ЭТИКИ:

  1. 2. ФИХТЕ. БЕРЛИНСКИЙ ПЕРИОД
  2. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ эволюции П. Н. МИЛЮКОВА
  3. КАТАЛОГ ИЗДАНИЙ
  4. ЭДВАРДУ КЛЭРКУ ИЗ ЧИПЛИ, ЭСКВАЙРУ
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. Литература
  7. ГЛАВА 3. ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ (СОВЕТСКАЯ)ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  8. Лекция шестая ИСТОКИ НАУКИ, РЕЛИГИИ, ЭТИКИ
  9. 4. Заключение
  10. Список литературы
  11. Список использованной литературы