Методические указания.
Сложность этой темы заключается в её обширности и спорности в науке и по сей день ряда её положений. А между тем, временной период от выделения человека из животного мира до возникновения цивилизации и государства рассматривается на одном семинарском занятии.
На этом занятии следует окончательно уяснить для себя, в чём заключались основные характерные черты древнейшей эпохи в истории, проблемы происхождения человека и факторов антропогенеза.
Параллельно развитию сознания и формирования человеческого облика происходило формирование технологий изготовления орудий труда, тканей, керамики, металлов.
Появилось производящее хозяйство - земледелие и ремесло. Развились первые формы человеческого общества. В наше время принято делить эпоху до возникновения цивилизации на первобытный и первобытно-общинный периоды.Масса вопросов остаётся спорной: датировка появления сапиенсов (всё чаще вслед за европейскими учёными отечественные специалисты указывают в качестве подходящей даты ок. 100 тысяч лет назад, а не 40 тысячелетий, как было принято ранее), смена форм семьи (предложенные Л.Г.Морганом и Ф. Энгельсом формы семьи, характерные для группового брака, как и сам этот брак, единодушно рассматриваются как плод фантазии), выделение особого универсального периода распространённости материнской родовой общины (допускается существование с самого начала как материнской, так и отцовской общин в разных обществах).
Обратите внимание на важнейшую проблему разложения первобытнообщинного строя. В основе этого процесса лежало развитие типов хозяйственной деятельности, а также появление регулярного прибавочного продукта и разделение труда, что вкупе с появлением городов принято называть «неолитической революцией). Особые задания, выполняемые к семинару, позволят проследить эволюцию орудий труда, форм родовой общины и даже условий жизни первобытного человека.
Первобытная и первобытно-общинная эпохи были ознаменованы важнейшими достижениями человечества в области культуры.
Расцвет первобытной живописи в эпоху мустье тесно связан с развитием форм религии (фетишизмом, тотемизмом, анимизмом и магией). С развитием форм изобразительного искусства и трудом тесно связано и постепенное развитие форм символической передачи информации, счёта. В трудовой деятельности следует искать истоков появления первых познаний в области естествознания.Тема семинарского занятия №2: Положение трудящегося населения в Египте.
План:
Экономический и общественный строй в период Среднего царства.
Обострение социальных противоречий в Египте и движущие силы восстания по данным источников.
Основные события народного восстания, тенденции его освещения в «Речении Ипусера».
Литература (основная): История Древнего Востока. Часть 2. М., 1988 (под ред. Г.М.Бонгард- Левина). - С.394-397, 416-421. История Востока в 6 тт. (под ред. Р.Б.Рыбакова и др.) М., 2000. Т.1, гл. 10,
с.156-174.
История Древнего Востока./Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999, гл. 4, раздел 1
История древнего мира. Кн. 1. Ранняя древность. М., 1989. Лекция 12: И.В.Виноградов. Среднее царство в Египте и нашествие гиксосов (раздел 1).
Всемирная история. Т.1. М., 1955, с.270-279, 284-287.
Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть 1. (под ред. М.А.Коростовцева, И.С.Кацнельсона, В.И.Кузищина). М., 1980. - С. 30-56.
Дополнительная литература:
Берлев О. Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. М., 1976.
Берлев О. Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. М., 1972.
История Древнего Востока. Тексты и документы./Под ред. В.И.Кузищина. М.: Высшая школа. 2002. -С.34-50.
Проблемно-логические задания:
Разъясните выражение Геродота «Египет - дар Нила».
Объясните, почему рабство в Древнем Египте было развито довольно слабо.
Доклады:
1). Организация ирригационного земледелия в Древнем Египте (по книге Савельевой Т.Н. как жили египтяне во времена строительства пирамид. М., 1971).
Методические указания.
Цель этого семинарского занятия - уяснить социальную структуру Древнего Египта, положение различных категорий трудящегося населения, их реакцию на жестокий социальный гнёт.
Значительное место на семинаре занимает анализ событий народного восстания - эпизода второго переходного периода в истории Древнего Египта.
Сначала небольшая историографическая справка. Знаменитый«Лейденский папирус» с «Речением Ипусера» стал известен науке ещё в 1828 году, «Пророчество Неферти» было опубликовано В.С.Голенищевым в 1913 году. Большинство учёных в начале 20 века видели в них всего лишь плод литературных усилий в жанре пророчества. Но в 1918 г. В.В.Струвэ пришёл к выводу, что эти папирусы сохранили свидетельство о настоящем социальном перевороте и Б.А.Тураев согласился с ним3. Тогда же и за рубежом немецкий учёный А.Эрман также пришёл к выводу, что документы свидетельствуют о восстании низов в Египте. Разница между исследователями заключалась в том, что Струвэ относил это восстание ко второму переходному периоду (т.е. к концу Среднего царства), а Эрман - к первому. Несмотря на изменения политической и социальной конъюнктуры, печально влияющие на историческую науку, отечественная наука и сейчас удержала этот вывод. Правда, авторы первого тома «Истории Востока» относят его к концу Древнего царства, а университетский учебник истории Древнего Востока под реакцией В.И.Кузищина - к концу Среднего царства. Крупнейший советский специалист по истории Древнего Египта Ю.Я.Перепёлкин считал, что восстание произошло не позднее конца правления 12 династии (для наших целей точная датировка не важна , поэтому можно использовать при подготовке к семинару и книгу Бурхарда Брентьеса «От Шанидара до Аккада» М.: Наука. 1976, с. 258-265, хотя автор по немецкой традиции и относит восстание к концу Древнего царства). Мы тоже будем исходить из предположения, что оба папируса описывают реальные события.
По документам можно определить движущие силы восстания, как оно развивалось, его цели и результаты. Предшествующий этому анализ документов №1 и 2 даст возможность определить положение различных категорий трудящегося населения и в общей форме представить себе социальную структуру египетского общества. Советский исследователь В.О.Берлев охарактеризовал положение основной массы зависимых в эпоху
Среднего царства, т.н. «хемуу нисут». В эту эпоху они были мелкими зависимыми земледельцами, обязанными обрабатывать данную им землю для военной и гражданской знати. В Древнем царстве эти люди были сведены в крупные рабочие отряды, организация труда которых была строго централизована. И то и другое положение, естественно не исключало возможности возникновения социального недовольства. Применялись и рабы, хотя их было значительно меньше.
Тексты документов № 1 и 3 взяты из Хрестоматии по истории Древнего Востока. Ч.1./Под ред. М.А.Коростовцева, И.С.Кацнельсона, В.И.Кузищина. М., 1980.
Еще по теме Методические указания.:
- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
- 6. К А Р Т А методической обеспеченности учебной дисциплины ФИЛОСОФИЯ для студентов всех специальностей
- Методические указания.
- Методические указания.
- Методические указания:
- Методические указания.
- Методические указания
- Методические указания
- Методические указания
- 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ОСВОЕНИЮ МОДУЛЯ
- Методические рекомендации по проведению лекций
- Указания по подготовке к проведению практических занятий
- I. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕЁ ИЗУЧЕНИЮ