Методические указания.
Характеризуя индийское общество по предложенным документам, надо иметь в виду два обстоятельства. Первое - что эти документы принадлежат к несколько различным этапам общественного развития.
«Артхашастра» появилась позднее и отражает более развитые общественные отношения.Второе - работая с «законами Ману» надо уяснить для себя отличие его от судебника в собственном смысле слова, поскольку эти «законы» есть плод теоретизирования брахманов. Вы сумеете отметить несколько мест, где отличия от собственно судебника выражены более чётко.
Особое внимание надо уделить вопросу о варнах, выяснению того, что это
такое, совпадают ли они с классами. Надо дать характеристику каждой варне и определить, в чём выражается их неравноправие. Найдите статьи, устанавливающие барьеры между варнами, регулирующие браки между представителями разных варн. Обратите внимание на то, как идеологически обосновывается деление на варны. Оцените систему варн с точки зрения экономического, социального и культурного развития Индии. Можно найти (по другим хрестоматиям и пособиям), как отражается система варн в заметках античных авторов: Арриана и Страбона.
Работая над вопросом о рабстве в древней Индии, определите источники рабства, положение рабов в обществе и всемье, положение детей рабов, уделите внимание долговому рабству. Охарактеризуйте в итоге рабство в Индии - «классическое» оно было или патриархальное.
Обратите внимание, на основе каких мест в «законах Ману» может возникнуть мнение, что шудры и рабы это одно и тоже, и какие места противоречат этому взгляду.
Характеризуя политический строй древнеиндийского общества, обратите внимание на обожествление царя и теоретическое обоснование царской власти, на наличие царского хозяйства и верховную собственность царя на землю, на то, какую структуру имел государственный аппарат. По рекомендуемой литературе определите, как отправлялось правосудие.
Приводимые документы заимствованы из «Хрестоматии по истории древнего Мира»./Под ред.
В.В.Струве/. Т.1. «Древний Восток». М., 1950.Тексты источников: 1. ЗАКОНЫ МАНУ
«Законы Ману» — наиболее важный из всех древнеиндийских сборников законов — брахманской традицией считается установлением Ману, мифического прародителя людей. На самом же деле они являются результатом работы одной из брахманских научных школ. Составление этого сборника происходило в течение нескольких веков, вследствие чего в нём, наряду со сравнительно поздними статьями имеются установления обычного права, отличающиеся чрезвычайной древностью. В дошедшей до нас редакции сборник составлен около начала нашей эры.
«Законы Ману» не кодекс законов в современном смысле слова, а скорее сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего долга — общественного, религиозного и морального, — как он понимался господствующим классом; в нём наряду с нормами обычного права излагаются космогония, государственное устройство, кастовая регламентация, санитарно-гигиенические предписания и т.д. Перевод сделан по изданию: J. Jolly, Manava dhazma sastra (Original Sanscrit text). London, 1887.
Еще по теме Методические указания.:
- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
- 6. К А Р Т А методической обеспеченности учебной дисциплины ФИЛОСОФИЯ для студентов всех специальностей
- Методические указания.
- Методические указания.
- Методические указания:
- Методические указания.
- Методические указания
- Методические указания
- Методические указания
- 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ОСВОЕНИЮ МОДУЛЯ
- Методические рекомендации по проведению лекций
- Указания по подготовке к проведению практических занятий
- I. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕЁ ИЗУЧЕНИЮ
- Мальцева Н.В.. Реклама и паблик рилейшнз: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа и методические указания для студентов очной формы обучения направления «Экономика». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008, 35 стр., 2008