<<
>>

1. Определение

Как мы увидим в следующей главе, археологический термин «вилланов- ский» был придуман в середине XIX в. для обозначения погребального материала определенного типа, хронологически относящегося к железному веку и впервые раскопанного близ Болоньи [, у деревни Вилланова], а позднее — в том же веке — еще и к югу от Апеннин в южной Этрурии.

Можно было бы избежать многих проблем терминологии (т. е. проблем в большей степени мнимых, чем реальных), если бы вместо термина «протовилла- новский» предпочтение было отдано термину «протоэтрусский» в свете кор ректного предположения о наличии культурных связей между материалами Виллановы и находками, изначально приписывавшимися историческим этрускам. Как бы то ни было, в 1937 г. Патрони впервые применил термин «протовиллановский» по совершенно аналогичной причине — для обозначения некоторых культурных особенностей, свойственных последней стадии италийского бронзового века, чтобы таким образом не только подчеркнуть их отличие от более ранних материалов, но также и указать на то, что эти особенности являются источником для того, чему предстояло появиться в виллановской культуре железного века. Не вина Патрони, что его совершенно разумный вклад в терминологию италийской археологии был затем искажен и запутан.

Для некоторых исследователей носители протовиллановской культуры являлись особым народом: из того факта, что они кремировали покойников, засыпая пепел в урны и закапывая эти урны на могильниках, состоявших из колодцеобразных шахт, следует, что они должны были прибыть сюда на гребне одной из волн, нахлынувшей из-за Альп и принесшей с собой кремационную практику; между 1913 и 1942 гг. этим сюжетом были наполнены работы крупных специалистов — от Гирардини до фон Мерхарта, и многие из них, вероятно, рассматривали свою теорию как усовершенствование экстравагантной гипотезы Луиджи Пигорини (1842—1925), которая состояла в том, что захватчики, говорившие на индоевропейском языке и возводившие свайные постройки, временно остановились в долине По на своем пути на юг, где в конечном итоге их материальная культура трансформировалась под восточным влиянием в культуру Виллановы.

По крайней мере, в англоязычном научном мире это направление интерпретации остается совершенно не разработанным, хотя Хенкен, конечно, проводил параллель между предполагаемой миграцией из центральной Европы на юг народов полей погребальных урн и передвижениями кельтов и германцев на испанскую, италийскую и греческую оконечности Европы15.

При этом другие авторитетные исследователи использовали определение «протовиллановский» в самых разных целях. Для неспециалиста наиболее прискорбным последствием такого положения дел является умножение смыслов и их оттенков, привносимых в это чересчур часто употребляемое прилагательное. В аспекте абсолютной хронологии это слово использовали для обозначения периода, начавшегося для одних в 12-м, для других — в 10-м столетии до н. э.; в аспекте относительной хронологии этим словом стремятся оперировать те, для кого «протовиллановский период» служит синонимом понятия «финальный бронзовый век Италии»; некая причинно-следственная связь между бронзовым и железным веками обнаруживается, когда к обозначению «протовиллановский период» добавляют описательный термин «переходный»; сторонники другого направления италийской доисторической археологии переходят в обсуждении проблем бронзового века на лексикон, базирующийся исключительно на понятии «апеннинский» (от «прото-» до «суб-»), резервируя определение «протовиллановский» за тем или иным горизонтом собственно железного века; более оригинальным является употребление этого слова для указания на пролонгацию в удаленных от моря районах Этрурии некоторых элементов бронзовой культуры в тот период, когда виллановские инновации раннего железного века уже были зарегистрированы в более развитых поселениях на побережье. Мораль ясна: нет никаких оснований полагать, что какое-то одно слово может содержать в себе важные ценностные суждения, относящиеся одновременно к понятиям этнической идентичности, абсолютной и относительной хронологии, квазиисториче- ской смены эпох и культурного консерватизма — в особенности когда у разных авторов эти понятия смешаны в различных пропорциях и с разной степенью амбивалентности и обобщения.

Единственная разумная альтернатива замене старого термина серией новых — это возврат к изначальной идее Патрони. Таким образом, прилагательное «протовиллановский» будет использоваться нами — исключительно в сллысле материальной культуры — для описания тех археологических контекстов италийского финала

бронзового века (ХП—X вв. до н. э.), которые удовлетворяют одновременно двум следующим условиям:16

(а)              достаточное количество элементов, относящихся к соответствующему культурному «набору»: обряд трупосожжения; биконические оссуарии в виде сосуда с крышкой; некоторые другие формы сосудов — не все из которых погребальные, — имеющие специфический вид и несущие на себе характерные декоративные мотивы (рифленые, гребенчатые или штампованные); специфические типы — также совсем не обязательно предназначенные для погребений — бронзовых топоров, мечей, «бритв», заколок, фибул и вообще личных украшений;

(б)              географическая локализация в одном из тех регионов, где культура Виллановы засвидетельствована начиная с раннего железного века:17 южная Этрурия и Тоскана к югу от Апеннин, центральная Эмилия и восточная Романья — к северу, а также некоторые районы Марке и Кампаньи. 

<< | >>
Источник: Под ред. ДЖ. БОРДМЭНА, Н.-ДЖ.-Л. ХЭММОНДА, Д-М. ЛЬЮИСА,М. ОСТВАЛЬДА. КЕМБРИДЖСКАЯИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ТОМ IV ПЕРСИЯ, ГРЕЦИЯ И ЗАПАДНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕОК. 525-479 ГГ. ДО И. Э.. 2011

Еще по теме 1. Определение:

  1. § 3. Определения
  2. Раздел второй. Ответы на возражения против данного нами определения термина 12.
  3. Правила истинного определения
  4. 2. Введение третьего определения: «могущее быть как таковое». Переход к понятию абсолютного духа (и «позитивному» изложению)42
  5. Ь) Определение, свойство и граница
  6. Ь) Взаимоопределение конечного и бесконечного
  7. Примечание 1 Определенность понятия математического бесконечного
  8. Определение природы и природа логического определения
  9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
  10. Б. М. Лепешко ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНостИ: К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПРОЦЕССА
  11. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЬШ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ПОЗИТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД)
  12. Социальность и эпистемическая позиция наблюдателя. Этологическое переопределение социальности
  13. В. В. Цмай доктор юридических наук, профессор ЭВОЛЮЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ВАКФ В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ
  14. Определение предмета судебнопочерковедческой диагностики