Переход западного Ирана от предыстории к историческому периоду
Сообщения о военных кампаниях на востоке Салманасара Ш, царя Ассирии (858—824 гг. до н. э.), представляют собой первые исторические упоминания об иранцах горного региона Загроса.
Трудно точно определить, за сколько времени до этого иранцы переместились на запад, поскольку для периода до IX в. до н. э. мы целиком и полностью зависим от археологических источников. Данные материалы достаточно ясно говорят о культурном разрыве, случившемся повсюду в западном Иране вскоре после 1500 г. до н. э. Этот разрыв маркирует границу между эпохами бронзового и железного веков и характеризуется, в частности, заменой во всем регионе традиций расписной гончарной продукции на монохромные типы керамики. Наиболее ярко эта перемена дала о себе знать в центральных районах нагорья, на северо-западе и в меньшей степени центральном западе, где так называемая ранняя западная серая керамика появилась в начале периода железный век I (далее в нашем переводе периоды железный век I—Ш будут обозначаться аббревиатурой ЖВ I—П1. — А.З.)[9]. Соблазнительно было бы связать (и такая попытка предпринималась) прибытие иранцев в район Загроса с важным сдвигом в их культуре, однако это предположение до сих пор не доказано[10]. Два момента, впрочем, кажутся более или менее ясными. Во-первых, в горный регион Загроса иранцы проникли, по всей видимости, еще до ГХ в. до н. э. Во-вторых, они почти наверняка прибыли на запад через центральное плато с северо-востока, а не через Кавказские горы[11].Археологически в западном Иране периода ЖВ I (ок. 1500/1450—1100 гг. до н. э.) можно выделить две широкие культурные зоны. Одна характеризуется наличием ранней западной серой керамики и включает в себя область Техран-Кашан, северо-восток или современный Азербайджан, и несколько частей на западе центрального Загроса вдоль Большого Хорасанского пути[12]. Широкое распространение этого специфического керамического типа должно указывать на довольно высокий уровень взаимообмена внутри данного региона.
Другая зона лучше всего характеризуется распространением эламских или касситских кубков, чья форма хорошо известна в Месопотамской низменности и Хузистане; кроме того, эти сосуды найдены также в высокогорьях Парса и западном Луристане, где в районе Керманшаха подобные изделия напоминают раннюю западную серую керамику[13]. То обстоятельство, что эта форма сосудов происходит из низинных районов (Месопотамии и Хузистана), предполагает, что в рассматриваемое время южные территории Загроса находились в контакте с доминировавшими на этих низменностях силами — с касситами, вавилонянами средневавилонского периода и эламитами. Никаких подобных контактов северный Загрос не обнаруживает.Картина заметно меняется в следующий период — ЖВ П (ок. 1100— 800 гг. до н. э.)[14]. В это время на севере поздняя западная серая керамика развивается непосредственно из более раннего типа серой гончарной продукции периода ЖВ I, но в целом керамические традиции теперь гораздо более разнообразны. Благодаря раскопкам в Хасанлу (Азербайджан) в слое IV (так обычно в этом районе называется горизонт периода ЖВ П) был открыт важный город небольшого размера с крупными общественными зданиями и многочисленными элементами материальной культуры, свидетельствующими о прочных связях с Ассирией[15]. В это время Хасанлу в качестве складского места мог быть важным транзитным пунктом на торговом пути, связывавшем запад с востоком через северный Загрос[16].
Районы к югу от Азербайджана значительно хуже документированы для периода ЖВ П. В северном Луристане родился местный стиль керамики, известный как «Genre Luristan» (название введено французами, означает «луристанская манера». но область его распространения огра
ниченна. Раскопки поселения Баба Джанlt;-тепеgt;, где найдены гончарные изделия данного стиля, показали, что здесь комплекс культурного слоя Ш намного бедней археологического комплекса Хасанлу IV и не сообщает никаких данных о связях с Месопотамией[17]. В Парсе — области еще южнее — до сих пор не найдено ничего, что можно было бы с уверенностью датировать этим периодом (см.
ниже, п. IV.2 наст. гл.). Восточнее, в горах, протянувшихся вдоль Каспийского побережья, могильник Марлик дал богатый комплекс предметов так называемого амлашского типа. Здесь же были обнаружены вещи, являвшиеся месопотамскими товарами, однако их датировка остается проблематичной[18]. Наконец, в Тепе-Сиалк (близ г. Кашана) известен другой местный археологический комплекс, имеющий стилистические связи как с северо-востоком, так и с Луристаном, однако в целом всё еще остающийся изолированным культурным феноменом[19].Таким образом, в западном Иране для раннего железного века обнаружены две культурные модели. В период ЖВ I те области, характерной чертой которых была ранняя западная серая керамика, по всей видимости, имели незначительные контакты с месопотамскими низменностями. С другой стороны, в южных нагорьях явно обозначаются связи с Эламом и Вавилонией. Поскольку основной интерес Ассирии в отношении Ирана был связан, естественно, с центральным западом и с северо-западом, она, кажется, не имела никаких сколько-нибудь важных контактов с этими горными районами. В следующий период, ЖВ П, южный Загрос утратил связи с низменностями, и произошло это, вероятно, отчасти в результате начавшихся в то время неудач Вавилонии и Элама[20]. Северные и центральные горные районы, где явно обозначившийся общий отход от образцов периода ЖВ I является характерной чертой культуры времени ЖВ П, подпадают под влияние ассирийцев, чей интерес к востоку значительно возрос. Именно этот интерес, сфокусированный, по всей вероятности, на контроле над торговыми путями, обеспечивает нас первыми ассирийскими письменными свидетельствами, имеющими отношение к данной области и вводящими мидийцев и персов в сферу писанной истории.
Еще по теме Переход западного Ирана от предыстории к историческому периоду:
- ПРИМЕЧАНИЯ (к книге С.Максуди «Тюркская история и право») 1.
- Г л а в а 2 ЗАРОЖДЕНИЕ РУССКОГО КОНСЕРВАТИЗМА (1801-1807 гг.)
- ДУХОВНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВРЕМЕН ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ОБЩНОСТИ ПО ДАННЫМ ЛИНГВИСТИКИ
- Переход западного Ирана от предыстории к историческому периоду
- Глава 1. Становление сущности: нигилизм и онто-историзм