<<
>>

Первобытное искусство

Женская фигурка из глины. Долни Вестонице. Моравия

В ходе археологических раскопок ученые находили фигурки женщин, высеченные из камня или вырезанные из кости мамонта.

У этих фигурок туловища вытянуты, руки слегка обозначены, а черты лица отсутствуют. С какой целью их создавали? Женщина всегда была хранительницей очага. Древние люди считали, что женские фигурки обладают колдовской силой и могут защитить род от злых сил. Другие фигурки изображали головы животных. Это первые древнейшие скульптуры. Скульптура - это создание объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки или отливки.

Бизоны. Пещера Ласко. Франция

В 1879 году на сводах пещеры Альтамир в Испании археологи впервые обнаружили нарисованные фигуры бизонов и лошадей.

Лошадь. Пещера Ласко. Франция              Бизоны.              Пещера              Ласко.              Франция

В настоящее время ученым известно более сорока пещер, расположенных в Италии, Франции, России, где есть живопись. Живопись — это создание художественных образов с помощью красок. В большинстве случаев древние художники изобр^^и крупных животных или сцены охоты. Реже рисовали рыб, птиц и растения. Художники использовали минеральные краски разных опенков. Например, красную охру, мел, уголь. Контуры животного обводили коричневой или черной линией. Затем рисовали цветные пятна на ^ловище зверя. Это создавало впечатление объема. Животные изобр^^ись в одиночку или группами.

Древний человек, рисуя зверей, бьы уверен, что тем самым он подчиняет их своей воле. Ведь его благополучие во многом зависело от удачной охоты. Рисуя зверя, произеи- ного стрелой, он считал, что помогает охотнику его убить. Изображая стадо, художник «помогал» обеспечивать общину достаточным количеством мяса. Животных рисовали на стенах темных, труднодоступных пещер, подчас на большой высоте. Это связано с тем, что рисунок для людей являлся частью охотничьего магического обряда.

В искусстве первобытных людей отразились их религиозные верования и представления об окружающем мире. Оно помогало людям выживать в суровых условиях.

¦ Первобытный человек имел обширные знания об окружающей природе и использовал их в своей повседневной жизни.

  • В первобытную эпох7 появись представлен^ о добрых и зльк здухах, магии, загробной жизни, то есть зарод^^сь примитивные религиозные веровзд^.
  • Древнейшая скульптура и живопись были тесно связаны с религиозными представлениями людей об окружающем мире.

Вопросы и задания

1. Какие знания об окружающей природе применяли первобытные люди в повседневной жизни? 2. Почему в рисунках древних художников преобладали изображения крупных животных?

  1. Как первобытные люди объясняли различные явления природы? 4. Почему к колдунам в родовой общине относились с особым почтением? 5. Объясните значение слов «скульптура», «живопись», «обряд», «магия», lt;lt;МИфgt;gt;. б*. Придумайте свой вариант мифа, объясняющего какое-либо явление природы. 
<< | >>
Источник: Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина ; под общ. ред. В.С. Мясникова. История Древнего мира : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / . - М. : Вентана-Граф.-304 с.: ил.. 2009

Еще по теме Первобытное искусство:

  1. 1. Культура первобытного общества
  2. 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  3. АНТРОПОГЕНЕЗ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
  4. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (МИФ, РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ,
  5. 6.1 Первобытная культура
  6. Культура первобытной эпохи
  7. Г). МИРОПОНИМАНИЕ ПА ГРАНИ ПЕРВОБЫТНОГО И ДРЕВНЕГО ОБЩЕСТВ
  8. ЛЕКЦИЯ 6 ДЕСТРУКЦИЯ И ДЕКОНСТРУКЦИЯ (М. Хайдеггер и Ж. Деррида об искусстве)
  9. Дороманское искусство
  10. Первобытное искусство
  11. Лекция пятаяРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА