<<
>>

Плутарх, Солон

Итак, прежде всего он отменил все законы Драконта, кроме законов об убийствах...

Во-вторых, Солон, желая оставить все высшие должности за состоятельными людьми, как это и было раньше, а остальное управление, в котором простой народ не участвовал, распределить между всеми, ввел оценку имущества граждан.

Людей, получающих пятьсот мер продуктов, как сухих, так и жидких, поставил на первое место и назвал пентакосиомедимнами, на второе место — людей, которые могут содержать коня или получать триста мер, — этих называли принадлежащими к всадническому разряду; граждане, относящиеся к третьему разряду по цензу, у которых состояние измерялось доходом в двести мер того и другого, получили название зевгитов. Все остальные назывались фетами... их политические права выражались лишь в том, что они принимали участие в народном собрания и в суде. Это право с самого начала представлялось ничего не значащим, но впоследствии оказалось чрезвычайно важным потому, что большинство спорных дел поступало к судьям. Дело в том, что одинаково и по всем делам, по которым он определил судить высшим должностным лицам, он предоставил желающим право подавать аппеляцию в суд... Он сам подтверждает за собой значение этого дела в следующих выражениях:

Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен, Не сократил его прав, не дал и лишних зато; Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством Славился, чтоб никаких им не чинилось обид. Встал я могучим щитом своим тех и других прикрывая, И никому побеждать не дал неправо других.

Далее, считая необходимым оказывать помощь большинству народа, Солон предоставил каждому право выступать о защиту пострадавшего и привлекать виновных к ответственности. Например, если кого-нибудь избили, подвергли насилию или причинили ущерб, всякому, кто мог или хотел, предоставлялось право подавать жалобу на обидчика и преследовать его судом: законодатель правильно поступал, приучая граждан, как бы людей одной судьбы, сочувствовать друг другу и разделять чужое горе.

Упоминают и слова Солона, находящиеся в согласии с этим законом. Когда его как-то опросили, о каком государстве жизнь устроена наилучшим образом, он ответил: «В том, в котором за обиженных не менее их самих вступаются и наказывают обидчиков люди, не задетые этим лично».

XIX. Солон образовал совет на Аресовом холме из ежегодно сменяющихся архонтов и в этом совете стал принимать участие и сам как бывший архонт. Видя, однако, что народ становится кичливым и дерзким под влиянием отмены долгов, он учредил еще второй совет, предоставив выбирать для этого по сто человек от каждой из четырех фил. Этому совету он поручил составлять предварительные решения для народа и не допускать вносить в народное собрание каких-либо предложений без предварительного обсуждения их в его составе. А верхнему совету он предоставил надзор за всеми делами и охрану законов, рассчитывая, что государство при двух советах, как корабль, стоящий на двух якорях, меньше будет подвержено качке и что народ будет чувствовать себя спокойнее. Большинство писателей утверждает, что совет Ареопага, как уже было сказано, учредил Солон. И, по

их мнению, в пользу этого говорит более всего то, что Драконт нигде не упоминает и не называет ареопагитов, но всегда по делам об убийствах

278

обращается к эфетам . Однако тринадцатый столб Солона имеет восьмой закон, сформулированный буквально следующим образом: «Те из людей, подвергшихся лишению гражданской чести в годы, предшествовавшие архонтству Солона, должны быть восстановлены в правах, за исключением только тех, которые в пору издания этого закона находились в изгнании, осужденные судом Ареопага или у эфетов, или в пританее под председательством царей за убийство, или за массовые убийства во время смуты, или за стремление к тирании». Этот закон, наоборот, показывает, что до архонтства и законодательства Солона совет Ареопага уже существовал. В самом деле, кто же были эти осужденные IB Ареопаге до Солона, если Солон первый предоставил совету Ареопага право судить? Или, быть может, тут есть какая-нибудь неясность выражения, или пропуск в тексте и надо понимать дело так, что должны были оставаться лишенными чести, когда остальным были возвращены права, люди, осужденные за преступления, по которым теперь, когда появился этот закон, судят ареопагиты и пританы? Об этом уже суди сам.

XX.

Из остальных законов Солона особенно своеобразным и странным является тот закон, который требует, чтобы гражданской чести был лишен человек, не примкнувший изо время смуты ни к той, ни к другой партии. Но он, по-видимому, хочет, чтобы никто не относился равнодушно и безучастно к общему делу, оградив от опасности личное достояние и отговариваясь тем, что не разделяет горя и страданий своей родины;. он хочет, чтобы всякий немедленно примкнул к тем, которые преследуют лучшие и более справедливые цели, делил с ими опасности и помотал им, а не выжидал в безопасности того, что предпишут победители.

(Перевод С. И. Радцига)

Последствия реформ Солона

<< | >>
Источник: Б.В.Шарыкин. Древний мир. Учебно-методическое пособие для семинарских занятий по древней истории./Составитель Б.В.Шарыкин. - Тула: Изд-во ТулГУ.2006. - 313 с.. 2006

Еще по теме Плутарх, Солон:

  1. Тема семинарского занятия № 11: Возникновение полисной демократии в Аттике.
  2. Плутарх, Солон
  3. Плутарх, Солон
  4. Аристотель. Афинская Полития
  5. ПРИМЕЧАНИЯ
  6. Глава 5
  7. ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ.
  8. ПЛУТАРХ 920 О ЛИКЕ, ВИДИМОМ НА ДИСКЕ ЛУНЫ
  9. ПРАЗДНИКИ И ЗРЕЛИЩА В ГРЕЦИИ
  10. ПРОСТО ЧЕЛОВЕК
  11. ПЕРВЫЕ ШАГИ