<<
>>

4. РЕЛЬЕФ

305

Заказ № 752

От Древнего царства дошло большое число гробничных изображений. В это время окончательно складываются тематика, схемы расположения сцен, основные композиции.

Происхождение главных сюжетов связано с культовыми потребностями. Изобра- жение мертвого перед жертвенным столом и перечисление жертв как бы подкрепляло и увеличивало те действительные дары, ко- торые приносились в гробницу. Со временем рельефы занимают все больше места, расширяется тематика. Постоянны сцены принесения даров, заклания жертвенных животных; возможно, как расширение этих сюжетов появляются сцены земледелия, рыболовства, охоты на Ниле и в пустыне, а затем сцены пиров. С V династии, когда в связи с повышением политического значения знати некоторые обряды из царского культа переходят в частный, усложняется планировка гробниц и прежний круг сюжетов развивается в многофигурные композиции, основная идея которых — обессмертить то, что представляло ценность для вечной жизни. Однако появляются и детали, как будто не имеющие прямой связи с этой исконной тематикой: например, в сцене приношения даров под списком жертв — наказание земледельцев, не внесших причитавшихся с них продуктов для заупокойного культа, и др. Со Среднего царства в круг сюжетов входят воинские сцены, сцены прихода иноземцев, а также новые культовые сюжеты, обусловленные широким распространением осирического культа.

Рельефы царских и городских храмов помимо обеспечения посмертного благополучия имели еще и задачу прославления фараона, увековечения его деяний и в связи с этим отображения конкретных событий данного царства. Это особенно показательно для Нового царства (анналы Тутмосиса III,(сцены кадешской битвы или битвы с «народами моря»). Темы эти восходят к сюжетам Древнего царства, но намного превосходят их по темпераменту и насыщенности композиции деталями.

Рельефы и росписи, как и скульптура, были тесно связаны с архитектурой гробниц и храмов.

Изобразительный декор подчеркивал назначение помещения. Даже стереотипные на первый взгляд сцены жертвоприношений существенно варьируются в зависимости от богов, получающих жертву, их культовых имен и рода жертв.

Древние египтяне знали два вида рельефа: выпуклый и врезанный, углубленный внутри контура. Все фигуры и фон обычно раскрашивались, так что стены превращались в ковры цветных изображений (особенно с конца Древнего царства). Используя декоративные возможности египетской письменности, художники заполняли надписями пустые места внутри композиции или между различными сценами. Господствующее положение занимал владелец гробницы. Композиция скорее читалась, нежели смотрелась. Основные правила для плоских изображений и росписей формируются, как и для скульптуры, в период Раннего царства. Передача трехмерного пространства в двухмерном изображении не просто техническая задача — ее решение зависит от определенного отношения к действительности. Египтяне передавали действительность такой, какой знали, а не такой, какой она кажется,— отсюда и все существенные особенности. Тело или пред- мет изображали пе таким, как его видят в целом, с определенной точки зрения, в какой-то случайный момент, но сопоставляя отдельные его части в наиболее характерном для каждой из них виде. Так, лицо человека, локти и ноги показывали в профиль, а глаза и плечи — в фас. Тот же принцип можно наблюдать и в больших композициях, отдельные сцены которых нельзя сводить к одному временному пункту. Большие сцены передаются при помощи суммирования отдельных частностей, чтобы дать наиболее полное представление об изображаемом сюжете. Например,, в сцену охоты включаются отдельные сюжеты, относящиеся к жизни животных в пустыне, в военные композиции — жизнь лагеря, марширующие солдаты, битва и т. д.

Все изображаемые люди и предметы мыслились живущими и требовали телесной полноты. Поэтому, как правило, мастера заботились о том, чтобы избегать пересечений хотя бы у главных фигур, а отдельные сцены располагали поясами, одну над другой. Со Среднего царства художники стали широко использовать художественные возможности росписи, а со временем в некоторых случаях даже отказывались от контуров, добиваясь этим особой живописности.

Существование определенных правил было исключительно существенно для поддержания ремесленной традиции, без которой немыслимо древнеегипетское искусство. Со временем менялись вкусы, представления об идеале. Соответственно с этим изменялись пропорции фигур, насыщенность композиции деталями и т. д. И хотя общая схема оставалась прежней, внутри ее всегда было достаточно простора для проявления знаний, наблюдательности, творческих исканий и фантазии художника.

<< | >>
Источник: Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С.. История Древнего мира. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы издательства. Ранняя древность.—470 с. с карт.. 1989

Еще по теме 4. РЕЛЬЕФ:

  1. ГЛАВА 9 КРИОГЕННЫЙ РЕЛЬЕФ (РЕЛЬЕФ ЗОНЫ РАЗВИТИЯ ПОСТОЯННОЙ МЕРЗЛОТЫ)
  2. ЧАСТЬ V ОБЩИЕ ЧЕРТЫ РЕЛЬЕФА ЗЕМЛИ(ПЛАНЕТАРНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА)
  3. Солифлюкционные формы рельефа. 
  4. РЕЛЬЕФ ГОРНЫХ СООРУЖЕНИИ
  5. ГЛАВА 16 РЕЛЬЕФ КОНТИНЕНТОВ
  6. ФОРМЫ КАРСТОВОГО РЕЛЬЕФА
  7. ГЛАВА 6 (ПЛЮВИАЛЬНЫЙ РЕЛЬЕФ
  8. ЧАСТЬ IV ВОЗРАСТ И ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛЬЕФА
  9. ФОРМЫ РЕЛЬЕФА МОРСКИХ ПОБЕРЕЖИЙ
  10. Часть III ЭКЗОГЕННЫЙ РЕЛЬЕФ
  11. ЦИКЛИЧНОСТЬ В РАЗВИТИИ РЕЛЬЕФА