<<
>>

Реорганизация людских ресурсов государства

«Все другие афиняне и чужеземцы[1277], которые находятся в возмужалом возрасте, должны взойти на [? подготовленные] 200 кораблей и дать отпор варвару» (строки 12—15). Об этом решении Геродот пишет в отрывке, относящемся ко времени до формирования Эллинского союза осенью 481 г.

до н. э. (УП. 144.3). Задача заключалась в том, чтобы распределить массу из 10 тыс. мужчин-воинов, относящихся к классам выше фетов, по десяти полкам фил (та?е^) и еще примерно 16 тыс. гребцов, главным образом из фетов, посадить на приблизительно 80 кораблей, входивших в состав огромного флота из 200 судов, совокупная численность экипажей которых [, включая не только гребцов и матросов, но и воинов,] должна была составить 40 тыс. человек, обученных военно-морскому делу и искусству наносить таранные удары при движении кораблей на веслах. У Фукидида (1.142.6—9) Перикл в одной из речей обращает внимание на то, что овладение искусством кораблевождения и техникой морского боя — задача очень непростая, требующая длительной тренировки. Очевидно, что принять такое решение только в июне 480 г. до н. э., накануне встречи с основной персидской эскадрой у Артемисия, было бы безумием (повторимся, что задержки Ксеркса в Македонии были непрогнозируемы). Но для такого решения в сентябре 481-го, когда в запасе имелись зимние месяцы для тренировок, были все основания.

Реорганизация людских ресурсов [для службы на кораблях] должна была начаться «на следующий день» (строка 20) после принятия решения, благодаря чему она и была датирована. Десяти стратегам в качестве военных министров предстояло назначить 200 «триерархов» — в архаическом смысле этого слова, в котором оно употребляется также и у Геродота (УШ.93.2); иначе говоря, стратегам следовало назначить командиров триер, корабли же между этими капитанами должны были быть распределены по жребию (первоначально слово «триерарх» означало именно командира триеры; позднее в Афинах этим термином обозначали человека, который выполнял особого рода литургию — общественную обязанность по снаряжению триеры за собственный счет для государства.

—А.З.). Личный состав одного корабля насчитывал 200 человек (Геродот. УЗИ. 17). Он состоял из морских воинов и гребцов (обычно в число гребцов включались рулевой и другие)80а. На данном этапе должен был быть добавлен третий элемент — подразделение сухопутного войска. Декрет содержит постановление касательно набора этих трех групп: (1) десять корабельных бойцов из официального списка лиц в возрасте 20—30 лет и четыре лучника на каждый корабль; (2) группа квалифицированных гребцов (шпг]р?lt;яа) приблизительно из 80 человек, назначенных из массы в 16 тыс. человек портового люда, «для [? обеспечения] двух сотен кораблей»; а также (3) подразделение (та^), образованное из личного состава отрядов сухопутного войска              «числом в сотню» для каждого из 200 кораблей.

Из декрета ясно, что к тому времени группы гребцов уже существовали, поскольку при назначении капитанов эти группы путем жеребьевки должны были быть распределены по отдельным кораблям (строки 26—27), а имя капитана и название отряда — записаны на каждом корабле на специальной информационной доске81 (одна из возможных интерпретаций строки 33), что позволяло сухопутным войсковым подразделениям опознавать суда, на которые им надлежало погрузиться (строки 34—35). Десяти стратегам предстояло разбить отряды сухопутного войска на корабельные команды и публично провозгласить их «моряками» (вероятным словом на месте лакуны является «vouka^» [«моряков»])82. Процедура могла считаться завершенной после того, как все войсковые отряды путем жеребьевки будут приписаны к триерам; после принесения жертв поименованным в декрете богам Совету и стратегам надлежало посадить людей на все 200 кораблей, дабы приступить к активным действиям.

80а В конце V в до н. э. экипаж афинской триеры состоял из 170 гребцов, 10 гоплитов, 4 лучников, 6 «офицеров» и двух групп по 5 матросов для управления парусами на носу и на корме; см.: Morrison J.S., Coates J.F. The Athenian Trireme. Cambride. 1986: 107 слл. —A.3. См.: C 124: 239 (в этой работе, в строке 33, предлагается чтение: «Truoyi» (т.

е. «на дощечке» вместо общепринятого: «xoc?ei» — «отряду». —А.З.)), а также: С 317: 89, примеч. 56. Эго предложенное А-Г. Вудхэдом чтение строки 28 поддержано в: С 124:235; С 45.

Данная часть декрета особенно интересна исследователю военно-морской истории[1278]. Она показывает, насколько быстро флот мог прирасти в размерах почти в три раза. Когда закладывались корпусы новых судов, группы гребцов приступали к тренировкам, чтобы затем войти в состав корабельных команд, так что ко времени спуска кораблей со стапелей эти группы были уже подготовлены. Каждая группа характеризовалась своим особым боевым настроем и внутренней сплоченностью, как экипажи современных «восьмерок»[1279]. На заключительном этапе личный состав сухопутного войска оказывался распределен таким образом, чтобы esprit de corps полка, формируемого отдельной филой, сохранился хотя бы частично[1280]. Богам была отведена собственная роль. Им надлежало оберегать город, его территорию в отсутствие армии (строки 1—6) и в ответ на совершаемые населением жертвоприношения — предохранять от бед новый флот при первом и последующих выходах в море. В декрете называются по именам: Зевс Всемогущий, Афина Ника (покровительница Афин) и Посейдон Хранитель (Асфалей)[1281]. Именно они определяли через жребий, кто попадет на данный конкретный корабль. Без участия богов ничего не могло состояться.

Спустя почти год у греков появился хороший повод для благодарственных молитв Посейдону Хранителю («асотт|р». — УП. 192.2) и для гордости за афинский флот — не из-за того, что он был, несомненно, самой большой греческой эскадрой, а из-за отваги и сноровки, проявленных его тренированным личным составом. Если наше понимание и датировка декрета правильны, то события при Артемисии очевидным образом подтверждают, что Фемистокл оказался человеком, способным проводить решительную политику, вырабатывать новую военно-морскую программу и при этом учитывать религиозные верования своего времени, а также отвагу и чистоту помыслов афинского народа при принятии этого предложения. Пиндар достойным образом оценил афинский подвиг при Артемисии, «где сыны афинян заложили сияющее основание свободы» (Фр. 77).

<< | >>
Источник: Под ред. ДЖ. БОРДМЭНА, Н.-ДЖ.-Л. ХЭММОНДА, Д-М. ЛЬЮИСА,М. ОСТВАЛЬДА. КЕМБРИДЖСКАЯИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ТОМ IV ПЕРСИЯ, ГРЕЦИЯ И ЗАПАДНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕОК. 525-479 ГГ. ДО И. Э.. 2011

Еще по теме Реорганизация людских ресурсов государства:

  1. 12.1. Международные отношения в Европе
  2. ГЛАВА 8 КОНСЕРВАТИВНО-БУРЖУАЗНОЕ ТЕЧЕНИЕ И ЕГО ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ
  3. 10. Провал «оттепели» Административная чехарда
  4. ГЛАВА ПЕРВАЯ. 1927 год. Аналогия. Проблемы с крестьянством
  5. Глава 30 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОЙНА: РАЗРУШЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МАТРИЦ НАРОДА
  6. § 5. Администрирование и менеджмент в публичном управлении
  7. ГЛАВА 7 Возвращение России
  8. Деятельность англо-американских служб военной информации в Северо-Западной Европе
  9. Наукоемкое производство
  10. Международные отношения в Европе
  11. Реорганизация людских ресурсов государства
  12. 2. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIXв.
  13. 3. РОССИЯ В ЭПОХУ КАПИТАЛИЗМА
  14. 4. РОССИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в.
  15. «Полёт к Волге»
  16. 3.1. Концепция этноязыковой системы образования
  17. 2.2 Патриотическая направленность церковных СМИ