<<
>>

Тема семинарского занятия № 16: Развитие земледелия в Италии в II - I вв. до н. э.

План:

1. Формирование крупного землевладения в Италии.

Организация крупного хозяйства с использованием труда рабов во II веке до н.э. (по книге Катона).

Изменения в организации крупного рабовладельческого хозяйства в I веке до н.э.

(по труду Варрона «О сельском хозяйстве).

Литература:

История Древнего Рима./Под ред. В.И.Кузищина. М., 2000. Гл. 9. Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье II в. до н.э. - I в. н.э. М., 1973.

Учёные-земледельцы древней Италии. Л., 1970, с. 3-76. Сергеенко М.Е. Очерки по сельскому хозяйству древней Италии. М. - Л., 1958.

Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. М., 1964.

Дополнительная литература: Валлон А. История рабства в античном мире. М.: ОГИЗ, Госполитиздат. 1941 («Рабство в Риме», гл.3, 4, 5).

Кузищин В. И. Античное классическое рабство как экономическая система. М.: Издат. МГУ, 1990 (Введение и главы VI - X).

Кузищин В.И. Генезис рабовладельческих латифундий в Италии (II в. до н.э. - I в. н.э.). М.: Издат. МГУ. 1976. Гл. I (параграф 2), гл. III (параграф 2).

Проблемно-логические задания:

-Сравните патриархальное рабство и классическое.

-На примере рабов в Италии покажите разницу между сословным и классовым делением.

-Каковы недостатки рабского труда, которые должны были со временем сказаться на развитии экономики Италии.

Доклад:

1). Развитие античной агрономической науки.

Методические указания.

Одним из последствий обширных римских завоеваний в обеих частях Средиземноморья стало образование в сельском хозяйстве Италии и Сицилии во 2 веке до н.э. крупных латифундий, основанных на рабском труде. Аграрный, в целом, характер экономики древней Италии объясняет применение труда огромной армии рабов прежде всего в сельском хозяйстве. Латифундии потеснили мелкое крестьянское хозяйство, основанное, в основном, на свободном труде.

Семинар строится на анализе отрывков из работ римских авторов 2-1 вв.

до н.э. Марка Порция Катона («О земледелии») и Марка Теренция Варрона («О сельском хозяйстве»). Труд Катона, ставящий зерновые культуры по доходности на шестое место после оливок, винограда, садов, огородов и скотоводства, ясно показывает, каковы были последствия для структуры сельского хозяйства Италии ввоза в неё дешёвого хлеба из провинций.

По работам Катона и Варрона удобно выяснить организацию хозяйства виллы, связь хозяйства с рынком, способы ведения хозяйства, организацию рабского труда, степень и формы эксплуатации рабов. Сравнивая эти две работы, можно установить также, какие изменения во всём этом произошли в течение столетия.

Обе античные книги показывают довольно высокую степень товарности латифундий и их связь с рынком ближайших городских центров. В связи с этим удобно будет обсудить вопрос о пресловутом «античном капитализме». Здесь пригодятся монография В.И. Кузищина «Античное классическое рабство как экономическая система» (введение) и доклад «Проблемы методологии и методики изучения античного мира»//ВДИ, 1994, 1, где даётся убедительная критика взглядов как сторонников модернизации античных общественных отношений и экономики, так и сторонников их излишней

«архаизации» (М. Финли).

В работах античных агрономов, у Катона в особенности, можно найти яркие факты, характеризующие специфику античного рабства, низведение человека до уровня орудия труда (соответствующее определение находим у Варрона).

Можно обсудить отрицательное и положительное влияние широкого распространения рабского труда на экономику.

Обе античные книги показывают высокий уровень агрономической науки, начала которой попали в Рим из Карфагена.

ТЕКСТЫ ИСТОЧНИКОВ: ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВОМ ПОМЕСТЬЯ.

МАРК ПОРЦИЙ КАТОН, О ЗЕМЛЕДЕЛИИ. ПРЕДИСЛОВИЕ 1, 5 - 7, 10, 11, 36, 53, 61 Иногда бывает выгодно искать прибыли торговлей, не будь это занятие так опасно, а равно и ссудой под проценты, будь это дело благопристойно. Предки наши считали так, как постановили в законах, что с вора взыскивается вдвое, а с ростовщика — вчетверо! Отсюда можно заключить, насколько худшим гражданином они считали ростовщика, чем вора! А когда хвалили «доброго мужа», то хвалили как доброго землепашца и доброго селянина.

Кого хвалили так, того считали удостоенным высшей похвалы. Торговца считаю я человеком деятельным и настойчивым в искании прибытка, но, как я уже сказал, в своем деле подверженным опасности и риску. Напротив, из земледельцев выходят и храбрейшие мужи и самые предприимчивые воины, а земледелие есть занятие наиболее благочестивое и устойчивое, людям же, которые ему предаются, всего менее свойственен дурной образ мыслей...

Коль скоро ты задумаешь обзавестись имением, положи себе за правило следующее; не бросайся на покупку — не жалей своего труда на осмотр и не считай, что достаточно один раз обойти его кругом. Хорошее

имение будет тебе нравиться больше и больше с каждым разом, как ты туда пойдешь. Обрати внимание, какой вид у соседей: в хорошей местности надлежит им иметь хороший вид... покупай имение, если можно, у подножия горы, обращенное на юг, в здоровой местности, где много работников, есть хороший водоем, а поблизости богатый город, море, или река, по которой ходят суда, или хорошая оживленная дорога. Пусть оно будет в таком округе, где хозяева меняются не часто, и те, кто продал свои имения, жалеют о том, что их продали. Имение должно быть хорошо обустроено. Смотри, не пренебрегай зря чужими порядками! Лучше покупать от хорошего хозяина и хорошего застройщика. Когда придешь в усадьбу, посмотри, много ли там прессов и долиев : где их мало, знай, что это в соответствии с урожаем. Большого оборудования не надо, надо хорошее место. Смотри, чтобы оборудования было поменьше и чтобы тебе не израсходоваться на имении. Помни, что с землей, как с человеком: сколько бы он ни наживал, если он много проживет, то прибыли ему мало. Если ты меня спросишь, какое имение самое лучшее, то я скажу так: сто югеров с самой разнообразной почвой, в самом лучшем месте: во-первых, с виноградником, если вино хорошее и если вина много; во-вторых, с поливным огородом; в-третьих, с ивняком; в- четвёртых, с масличным садом; в пятых, с лугом; в-шестых, с хлебной нивой; в-седьмых, с лесом, где можно резать листья на корм скоту; в- восьмых, с виноградником, где лозы вьются по деревьям; в-девятых, лес с деревьями, дающими желуди...

417

Вот обязанности вилика .

Он должен завести хороший порядок, соблюдать праздники; чужого о руки не брать; своё охранять тщательно. Он разбирает споры рабов; если кто в чем провинился, оп хорошенько наказывает виновного, смотря по проступку.

Рабам не должно быть плохо: они не должны мерзнуть и голодать. У вилика они всегда в работе: так он их легче, удержит от дурного и воровства.

Если вилик не захочет, чтобы рабы вели себя плохо, они себя плохо вести не будут. Если же оп это будет терпеть, хозяин не должен оставлять этого безнаказанным. За услугу он благодарит, чтобы и остальным хотелось вести себя правильно. Вилик не должен слоняться без дела; он всегда трезв и никуда не ходит на обед. Рабы у него в работе; он следит за тем, чтобы удалось то, что приказал хозяин. Пусть он не считает себя умнее хозяина. Друзей хозяина он считает друзьями своими; слушается того, кому приказано... Он не обманывает нивы: это к несчастью. Оп постарается выучиться всякой сельской работе, и он будет часто работать — только не до усталости. Если он будет работать, он будет знать, что у рабов на уме, и они будут покладистее в работе. Если он будет делать так, ему не захочется слоняться без дела; он будет здоровее и будет лучше спать, Он первым встанет с постели и последним ляжет в постель. Сначала посмотрит, заперта ли усадьба, лежит ли каждый на своем месте и дан ли корм животным...

Вот как следует рассудить о том, какие места в имении следует засевать и засаживать. Участок с жирной и плодородной землей, если на нем нет деревьев, должен быть хлебным участком. Этот же самый участок, если над ним часто стоит туман, лучше всего засеять репой, редькой, просом и могаром. На участке с жирной и горячей почвой сажай оливки для маринадов. .В подгородном имении лучше всего иметь сад с виноградными лозами, вьющимися по деревьям. Можно продавать и дрова и ветви, и хозяину будет чем попользоваться. В таком имении следует сажать все, что для него подходит.

...Каким образом надлежит оборудовать 240 югеров оливкового сада.

Нужны: вилик, вилика, 5 работников, 3 пахаря, 1 погонщик ослов, 1 свинопас, 1 овчар. — итого 13 человек ... железные орудия: 8 тяжелых лопат, 8 мотыг, 4 мягких лопаты, 5 совкообразных заступов, 2 четырехзубых грабель, 8 кос для косьбы сена, 5 серпов для соломы, 5 ножей для обрезки деревьев, 3 топора, 3 клина, 1 железный пест для полбы, 2 щипцов, 1

кочерга, 2 жаровни.

Каким образом надлежит оборудовать 100 югеров виноградника. Нужны: вилик, вилика, 10 работников, 1 пахарь, 1 погонщик ослов, 1 человек, который смотрит за ивняком, 1 свинопас—итого 16 человек. железные орудия: 5 серпов для ситника, б ножей для обрезки листьев с лесных деревьев, 3 садовых, 5 топоров, 4 клина, 2 лемеха, 10 тяжелых лопат, 6 лёгких, 4 совкообразных заступа, 2 четырёхзубых грабель, 4 плетёнки дли навоза, 1 кузов из ситника для навоза, 40 ножиков для срезывания винограда, 2 жаровни, 2 щипцов, 1 кочерга.

Что удобряет ниву. Голубиный помёт следует рассеивать по лугу, по огороду или по ниве. Заботливо сохраняй козий, овечий, коровий и вообще всякий навоз. Обрызгивай деревья или поливай их оливковым отстоем; на большое дерево бери амфору, на меньшее — урну пополам с водой, сначала выкопав вокруг него небольшую воронку...

Когда придет время, коси сено и, смотри, не опоздай его скосить. Коси раньше, чем выспеют семена трав, и самое лучшее сено сложи отдельно, чтобы весной во время пахоты скормить его волам, пока ты ещё не даешь им кормовую смесь...

Что значит хорошо возделывать поле? — Хорошо пахать.— А во- вторых? — Пахать. А в-третьих? —Унаваживать.

Кто очень часто и очень глубоко будет перепахивать оливковый сад, тот будет выпахивать тончайшие корешки. Если он будет пахать плохо, корни выйдут наверх, станут более толстыми, и силы оливы уйдут в корни. Когда пашешь хлебное поле, паши его хорошо и своевременно: не паши разными бороздами. Остальной уход; много раз мотыжить, аккуратно вынимать саженцы, с возможно большим количеством корней и земли, и своевременно их пересаживать; когда хорошенько прикроешь корни, хорошенько утоптать землю, чтобы не повредила вода...

«Хрестоматия по истории древнего Рима», под ред.

С. Л. Утченко, М., 1962,

Предисловие, 1, 5, стр. 188—191; остальные отрывки из трактата Катона взяты по изданию «Катон, Варрон, Колумелла, Плиний о сельском хозяйстве», под ред. М. И. Бурского, М.—Л., Сельхозгиз, 1937

СОДЕРЖАНИЕ РАБОВ

МАРК ПОРЦИЙ КАТОН, О ЗЕМЛЕДЕЛИИ, 56 - 59, 104

П а ё к р аб а м. Тем, кто работает в поле; зимой по 4 модия пшеницы, а летом —по 4,5; вилику, ключнице, смотрителю, овчару — по 3 модия. Колодникам зимой — по 4 фунта хлеба; летом, как станут вскапывать виноградник, — по 5 до той самой поры, как появятся винные ягоды. Тогда опять вернись к 4 фунтам.

В и н о р а б а м. По окончании сбора винограда пусть они три месяца

419

пьют ополоски; на четвертый месяц они получают но гемине в день, т. е

ос 420 -- -

по 2,5 конгия в месяц; на пятый, шестой, седьмой и восьмой (месяц) — в день по секстарию , т. е. в месяц но 5 конгиев; на девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый— в день по 3 гемина, т. е. в месяц по

422

амфоре. Сверх того в Сатурналии и в Компиталии — по 3,5 конгия на каждого человека. Всего вина на каждого человека в год 7 квадранталов . Колодникам прибавляй в соответствии с работой, какую они делают; если каждый из них в год выпьет по 10 квадранталов, это не слишком много.

П р и в а р о к р а 6 а м. Заготовь впрок как можно больше малых маслин. Потом заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедены, давай рассол и уксусу. Масла давай на месяц каждому по секстарию, модия соли хватит каждому на год.

О д е ж д а раба м. Туника весом в 3,5 фунта и плащ, — через год.

Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...

В и н о р а б а м на зиму. 10 квадранталов виноградного сока влей в долий, добавь туда же 2 квадрантала крепкого уксусу, 2 квадрантала сапы, 50 квадранталов пресной воды. Размешивай это палкой трижды в день пять дней подряд. Подлей туда 64 секстария устоявшейся морской воды, наложи на долии крышку и дней через 10 замажь ее. Этого вина хватит тебе до летнего солнцестояния. Что останется после солнцестояния, то окажется крепчайшим и превосходным уксусом.

«Хрестоматия по истории древнего Рима», под ред. С. Л. Утченко, М., 1962, стр. 190—191

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В 1 В. ДО Н. Э.

ВАРРОН, О СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, 1—2; 13; 16—19; 29 - 36; 53; II— ВВЕДЕНИЕ; 10

Все, что полезно [для людей], не только родится в Италии, но и достигает там превосходства. Какой ячмень я сравню с кампанским? Какую пшеницу с апулийской? Какое вино с фалернским? Какое масло с венафрскнм? Разве не засажена вся Италия деревьями так, что вся кажется фруктовым садом? ...В какой земле один югер приносит десять и пятнадцать мехов вина, как в некоторых районах Италии?... Разке не то же самое на фавентинской земле, где потому виноградники называются «трёхсотенными», что югер дает 300 амфор?

На вилле... следует предусмотреть место, где будет проводить время [рабская] фамилия, когда она истомлена работой, голодом или жарой, и где она может наиболее удобно восстановить свои силы отдыхом. Хижина вилика должна быть как можно ближе к воротам, чтобы он знал, кто входит и

выходит ночью или что несет; это особенно важно, если нет привратника.

...Остается рассмотреть то, что вне имения, окружение которого вследствие его близости оказывает большое слияние на земледелие. Условия [этого окружения] следующие: [во-первых], безопасен ли соседний район, [во- вторых], нет ли препятствий для вывоза наших продуктов или ввоза того, что нужно, в-третьих, имеются или отсутствуют дороги или реки для провоза, в-четвертых, есть ли что-нибудь такое по соседству с имением, что полезно пли вредно для наших полей. Из этих четырех условий очень важно первое, [а именно]: безопасен или нет район. Многие превосходные земли невозможно обрабатывать из-за разбоя соседей... Te имения, которые имеют поблизости удобные средства перевоза, так что можно вывозить на продажу то, что там рождается, и ввозить то, что потребно в имении, вследствие этого доходны. Действительно, многие должны ввозить в имения зерно, или вино, или иное, что [там] отсутствует. С другой стороны, немало таких людей, которые могут кое-что вывозить. Так, например, вблизи Рима очень выгодно обрабатывать огороды, а также иметь сады, засаженные фиалками и розами, и вообще, производить то, что потребляет Рим, тогда как в отдалённом имении, где [такие продукты] нельзя продать, подобные культуры не выгодны. Также, если по соседству имеются города, или села, или даже обильные поля и виллы богачей, где можно недорого купить необходимое для имения и продать излишнее, - как, например, подпорки, столбы тростник, — то имение более доходно, чем если приходится [все необходимое] ввозить издалека. А иногда [покупать по соседству даже выгоднее], чем производить у себя. В-третьих, то же имение становится доходным благодаря дорогам, по которым легко могут проехать повозки, или близлежащим рекам, годным для навигации. Мы знаем, что многие имения по этим путям и вывозят. Четвертое, что также определяет величину дохода, — культура на пограничном поле соседа. Ибо если на границе он имеет дубовую рощу, то ты не можешь около этого леса посадить оливы, так как природа [дуба и маслины] настолько различна, что деревья не

только будут меньше приносить плодов, но даже будут отклоняться в сторону имения, как это обычно делает виноградная лоза, растущая около овощей. Так же как и дуб, большие и частые орешники по соседству с имением делают его бесплодным.

Теперь я буду говорить, какими средствами обрабатываются поля. Эти средства некоторые делят на две части: на людей и орудия труда, без этих средств обработка невозможна. Другие делят инвентарь на три части: обладающий членораздельной речью, издающий нечленораздельные звуки и немой. Первый род [инвентаря] включает рабов, второй - быков, третий - повозки. Все поля возделываются рабами, или свободными, или теми и другими. Свободные или сами возделывают [поля], как огромное большинство бедняков со своими детьми, или это батраки и поденщики, выполняющие важнейшие работы; как сбор винограда или сенокос, а также те, которые у нас именуются кабальными должниками и до сих пор многочисленны в Азии, Египте и Иллирике. Обо всех их я скажу так: нездоровые участки полезнее возделывать с помощью батраков, чем рабов, а также [применять труд батраков] на здоровых участках при выполнении важнейших сельскохозяйственных работ, как при сборе винограда и жатве. О том, каковы должны быть работники, Кассий писал так: следует обеспечить себе работников не моложе 22 лет, способных к земледелию, которые могут переносить труд. Заключение об этом можно сделать, приказав им выполнить разные работы и расспросив новичков, что они делали у прежнего господина. Рабы не должны быть ни робкими, ни необузданными. Стоящие во главе должны быть грамотны и несколько образованны, дельны и старше чем те работники, о которых я говорил, так как им легче повинуются, чем более молодым. Кроме того, по главе должны стоять такие, которые опытны в сельском хозяйстве, ибо они должны не только приказывать, но и действовать, дабы подавать пример, и чтобы каждый знал, что они начальствуют потому, что превосходят остальных знанием и опытностью. Не следует дозволять поставленному во главе обуздывать

подчиненных больше ударами, чем словами, если это не вызвано необходимостью. Не следует приобретать много рабов той же национальности, так как по этой причине чаще всего возникают домашние столкновения. Рвение начальствующих следует возбуждать наградами, давать им средства, чтобы они обладали пекулием , и сожительниц- рабынь, чтобы они имели от них детей. Это делает их более преданными и привязанными к имению. Так, например, вследствие подобных родственных связей эпирские рабы ценятся дороже и на них большой спрос. Для поддержания бодрости у начальствующих они должны иметь некоторые почетные отличия; с работниками, стоящими во главе других, следует советоваться о том, какие должны быть произведены работы. Когда поступают таким образом, они полагают, что господин их не очень презирает и считается с ними. С прилежными [рабами] следует обходиться мягче, давать им больше пищи, одежды, освобождать от работы, дозволять им пасти в имении какой-либо скот из их пекулия и тому подобное. Таким же образом следует поступать с теми, кому приказано сделать что-либо трудное, или теми, кто подвергся наказанию, чтобы их утешить и чтобы восстановить их рвение и расположение к господину.

425

О рабской фамилии : Катон, [рассчитывая, сколько в имении должно быть рабов], руководствуется двумя соображениями — размером участка и родом культуры, беря за основу оливковые рощи и виноградники. В одном случае он указывает, как следует оборудовать оливковую рощу в 240 югеров. Катон говорит, что для такого участка необходимо иметь 13 рабов... Он пишет также о 100 югерах виноградника, для которых следует иметь 15 рабов... Сазерна пншет, что для 8 югеров достаточно одного человека, который должен вскопать их за 45 дней. Хотя каждый югер можно возделать за 4 рабочих дня, но он оставляет еще 13 дней на болезнь,

ненастье, лень, попустительство. Из этих [авторов] ни одни не оставил нам достаточно ясного предписания... Поэтому следует обратиться к другому методу расчета числа рабов разных категорий, и в этом смысле следует более одобрить Сазерну, который говорил, что для обработки одного югера достаточно 44 рабочих дня одного работника. Но если этого было достаточно для имения Сазерны в Галлии, то такой [расчет] не может применяться в гористой земле Лигурии. Таким образом, о нужном количестве рабов и остального инвентаря ты гораздо лучше сможешь судить, если обратишь внимание на три обстоятельства: каков характер соседних именин, их величина и сколькими людьми каждое из них возделывается; и насколько улучшится пли ухудшится обработка с прибавлением или уменьшением того или иного числа рабочих рук. Ибо природа дала нам два пути обработки земли - опыт и подражание... главное, на что следует обращать внимание, — чтобы расход не превышал доход.

... И так как теперь хозяева потихоньку пробрались в городские стены и, оставив сери с плугом, предпочли работать руками в театре и цирке, а не на ниве и не в винограднике, то мы и ввели на пшеницу откупа, чтобы нам из Африки и Сардинии привозили насущное пропитание, а в корабли убирали виноград с острова Коса и с Хиоса... Иные, говорю я, занятия и науки у земледельца, иные у пастуха: земледелец занят тем, что придумали люди, чтобы выращивать плоды земные; пастух, наоборот, — тем, что производит скот. Однако между ними есть великий союз: хозяину имения л большинстве случаев выгоднее скормить имеющийся в имении корм, чем продать его, а унаваживание весьма полезно для плодов земных, и скот для этого и предназначен. У кого есть имение, тот должен иметь дело с обеими отраслями хозяйства: и с земледелием, и со скотоводством, и даже с разведением домашней птицы и рыб. Тут можно получить немалый доход: от птичников, крольчатников и рыбных садков...

«Хрестоматии по истории древнего Рима», под ред. С. Л. Утченко, М., 1962, стр. 335—364

О ЖИВОТНОВОДСТВЕ

ВАРРОН, О СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, II, 1—7 ... Наука животноводства есть наука приобретать скот и выкармливать его так, чтобы получать возможно наибольший доход от тех, чьим именем названы сами деньги: фундамент всякому состоянию — скотина. Наука эта имеет девять частей, разделенных трижды на три. Одна отведена мелкому скоту, а именно его трем видам: овцам, козам, свиньям; другая — крупному, с котором опять-таки быки, ослы, лошади разнесены природой по трем видам. Третья часть животноводства занята не тем, чем обзаводятся, как доходной статьей, но тем, что держат из-за нее или получают от нее; мулами, собаками, пастухами. Каждый из этих общих разделов содержит в себе, самое меньшее, девять частей: четыре относятся к приобретению скота, столько же к его кормлению; кроме того, есть еще одна часть — общая. Таким образом, получается всего, самое меньшее, восемьдесят одна часть, притом необходимых и не малых. Во-первых, чтобы обзавестись хорошим скотом, надлежит знать, в каком возрасте какое животное стоит покупать и иметь. Если брать крупный рогатый скот, то годовалая телка и корона старше десяти лет стоят дешевле, потому что корова начинает телиться в два-три года, а после десяти лет скоро совсем перестает. У всякого скота ранний и поздний возраст бесплодны. Другая часть из первых четырех — знакомство с внешним видом каждого животного, Очень важно, каково животное и каково оно по приплоду... Третья часть касается породы, которую следует поискать для обзаведения... Четвертая часть — это юридические формы при покупке: как какой скот следует покупать по гражданскому праву. Купив скот, займись следующими четырьмя частями, повествующими о выпасе, разведении, воспитании молодняка и здоровье. Выпасу отведено первое место; тут есть три вопроса: в какой местности лучше всего какой скот пасти, когда и как.

Коз, например, лучше пасти по горам, в кустарниковых зарослях, а не на равнинах, покрытых травой; лошадей—наоборот. Нельзя пасти весь скот зимой и летом на одном и том же места. Овечьи стада, например, угоняют летовать далеко из Апулий в Самний; об этом делается заявка откупщику, чтобы не нарушить цензорского закона, пася скот без записи и пошлины. Мулов из Розейскои долины летом выгоняют в высокие Бурбурские горы. Надо помнить также, как лучше всего кормить разный скот. Мало знать, что лошадь или корова наедятся сеном, а свиньи его не тронут и захотят желудей; должно быть известно, что волам надо давать люпина, а молочным коровам люцерны и ракитника...

... Самое главное, держи скот хорошей породы. О ней можно заключить по двум признакам: по виду животного и по приплоду... Пасти крупный рогатый скот лучше всего в рощах, где много зелени и кустарников: перезимовав зиму у моря, летом они уходят в лесистые горы... Так же как и в других стадах, следует производить среди коров отбор и выбрасывать бракованную часть стада, потому что они только занимают место тех, которые могут принести приплод. Лошадей следует преимущественно кормить на лугу травой, а в стойлах, у яслей сухим сеном; ожеребившимся кобылам прибавляют к этому ячменя и дважды в день дают пить... Нам еще осталось. поговорить, сколько надо иметь пастухов и каких.

Для крупного скота людей постарше, а для мелкого, пожалуй, и ребят. Те и другие, проводя жизнь в путешествиях по горным пастбищам, оказываются крепче тех рабов, которые живут в имении и ежедневно возвращаются в усадьбу; на пастбищах в горах можно увидеть молодежь, но и она вооружена; в имении скот пасут не только мальчики, но и девочки. Пастухи должны проводить на пастбище целый день и пасти скот все, сообща, ночевать же, наоборот, каждый при своем стаде. Все они состоят под начальством старшего пастуха; ему надлежит быть и старше возрастом и опытнее остальных ибо остальные спокойнее повинуются человеку, который

превосходит их и летами и знанием,

Однако летами он не должен превосходить других настолько, чтобы от старости не выдерживать работы. И старики, и дети с трудом переносят трудности горных дорог и суровые горные крутизны, а все это приходится терпеть тем, кто сопровождает стада, особенно же пастухам крупного рогатого скота и козопасам: и козы, и крупный скот любят пастись на скалах и по лесам. В пастухи надо выбирать людей крепких и быстрых, подвижных, ловких, которые не только смогут сопровождать скот, но и защитят его от диких зверей и разбойников: могут взвалить тяжести на вьючных животных, могут бегать и метать дротик... Обо всем, что касается здоровья людей и скота, и о болезнях, которые поддаются лечению без врача, должны иметься записи у старшего пастуха. Безграмотный та эту должность не годится: он никак не сможет вести правильно счета по скотоводному делу для хозяина. Число пастухов одни назначают по более узкой, другие по более свободной норме, Я назначаю одного пастуха на 80 грубошерстных овец, Аттик— на 100. При больших овечьих, стадах, а у некоторых они бывают тысячные, легче можно убавить общее число людей, чем при малых, таких, как у Аттика и у меня. Мое стадо семисотенное, а у тебя, кажется, восьмисотенное; десятая часть, как и у меня, бараны. К табуну в пятьдесят кобылиц приставляется два человека; каждый из них имеет по объезженной кобылице в этих местах, где обычно лошадей загоняют в стойла, что часто делается и в Апулии и в Лукании.

«Катон, Варрон, Колумелла, Плиний о сельском хозяйстве», Сельхозгиз, М. — Л., 1937

<< | >>
Источник: Б.В.Шарыкин. Древний мир. Учебно-методическое пособие для семинарских занятий по древней истории./Составитель Б.В.Шарыкин. - Тула: Изд-во ТулГУ.2006. - 313 с.. 2006

Еще по теме Тема семинарского занятия № 16: Развитие земледелия в Италии в II - I вв. до н. э.:

  1. 7. Контрольный конспект лекций преподавателя, отражающий содержание и уровень лекционного материала, материала практических (семинарских) занятий, задания на выполнение курсовых работ и проектов, варианты индивидуальных заданий, контрольные вопросы по отдельным модулям и в целом по всей учебной дисциплине
  2. Б.В.Шарыкин. Древний мир. Учебно-методическое пособие для семинарских занятий по древней истории./Составитель Б.В.Шарыкин. - Тула: Изд-во ТулГУ.2006. - 313 с., 2006
  3. Рекомендации студентам для подготовки к семинарским занятиям:
  4. Тема семинарского занятия №5: Хозяйство и общественный строй Ассирии и Хеттского царства.
  5. Тема семинарского занятия №6: Организация персидской державы в конце 6 - начале 5 веков до н.э.
  6. Тема семинарского занятия №7: Хозяйственный и общественный строй Древней Индии по «Законам Ману» и «Артхашастре».
  7. Тема семинарского занятия №8: Культура Древнего Китая.
  8. Тема семинарского занятия №10: Социальный и политический строй в древней Спарте.
  9. Тема семинарского занятия № 11: Возникновение полисной демократии в Аттике.
  10. Тема семинарского занятия № 12: Государственное устройство Афин в эпоху расцвета демократии (V в. до н.э.).
  11. Тема семинарского занятия №13: Культурное наследие античной Эллады.
  12. Тема семинарского занятия № 14: Земельные отношения и социальная борьба в эллинистическом мире.
  13. Тема семинарского занятия №15: Аграрное движение в Римской республике во второй половине 2 в. до н.э., римская армия и реформы братьев Гракхов.
  14. Тема семинарского занятия № 16: Развитие земледелия в Италии в II - I вв. до н. э.
  15. Тема семинарского занятия № 17: Восстание рабов под предводительством Спартака (73—71 гг. до н. э.).
  16. Тема семинарского занятия № 18: Развитие земледелия в эпоху империи и колонат.
  17. Тема семинарского занятия № 19: Римское общество и государство в IV - V веках, проблема падения Западной Римской империи и гибели античной цивилизации.
  18. 7.1. Семинар. Роль преподавателя на семинарском занятии
  19. Семинарские занятия
  20. ТЕМА 16. Занятость, воспроизводство рабочей силы и соответствующее государственное регулирование