Тема семинарского занятия № 18: Развитие земледелия в эпоху империи и колонат.
План:
Положение колонов, формы их ренты в I - II веках н.э.
Изменения в положении рабов в эпоху принципата.
Положение колонов в III веке н.э.
Римское законодательство о колонах в IV - V веках н.э.
Историческое место колоната.
Литература (основная): История Древнего Рима./Под ред.
В.И. Кузищина. М., 2000. Гл. 19 (раздел 2 и 5), гл. 23 (раздел 2).Штаерман Е. М. Древний Рим: проблемы экономического развития. М., 1978. -С. 104 -115, 187-191.
Хрестоматия по истории Древнего Рима./Под ред. В.И.Кузищина. М., 1987. -С. 326-338, 387-405.
Дополнительная литература: Ранович А.Б. Колонат и римское законодательство II - V вв. н.э.//ВДИ, 1951, 1.
Корсунский А.Р. О положении рабов, вольноотпущенников и колонов в западных провинциях Римской империи в IV - V веках//ВДИ, 1954, 2. Коптев А.В. Формирование крепостного права в поздней Римской империи//ВДИ, 1994, 4.
Проблемно-логическое задание:
-Докажите мысль отечественного исследователя В.Д.Нероновой, что «переход к феодальному способу производства заключался не столько в отмене рабства, сколько в отмене свободы».
Доклады:
. Развитие земледелия и сельская латифундия эпохи поздней империи.
. Город эпохи поздней Римской империи.
Методические указания.
На этом семинаре изучается очень важная тема. Развитие сельского хозяйства и колоната в период поздней античности шло таким образом, что предвосхищало и подготавливало установление феодальных отношений в раннее средневековье.
Колоны первого и второго веков нашей эры ещё мало чем напоминали рабов. Это были свободные арендаторы небольших участков земли в составе крупных латифундий. Их аренда обычно было краткосрочной. Юридические документы и другие исторические источники характеризуют их как свободных: колон, если он, конечно, не имел задолженности, мог в любой момент уйти, повинности колонов регулировались специальными указами властей.
Но уже в это время колоны фактически попадали в некоторую зависимость от владельцев сальтусов, задолженность обычно была достаточно велика, чтобы уход колона был маловероятным. Государственные чиновники притесняли колонов, солдаты на постое тоже.Параллельно колонату и по его образцу происходит и перестройка рабства. Рабов стали наделять пекулием - клочком земли, с которого он мог отдавать часть урожая или какую-то определённую плату. Такой раб имел и семью. Такой путь развития для института рабства был предопределён многими обстоятельствами: сокращением поступления новых рабов - следствие всё более неудачных войн, которые вела империя, трудность контроля за трудом рабов в крупных хозяйствах, соответствие той технической базы, что к концу
античности имелась, труду мелких, ведущих собственное хозяйство зависимых работников. Сказался и прогресс средств принуждения, который сделал возможным закабаление и удержание в повиновении у эксплуататоров всех мелких производителей, т. е. почти всего населения.
При этом, правда, положение массы мелких земледельцев значительно ухудшается. Следует проследить, как на протяжении третьего века положение колонов меняется и всё более сближается с положением рабов на пекулии. Происходит постепенное закрепощение ранее свободного населения. Этому в немалой степени способствовал поиск римской юридической мыслью правильного определения правового статуса мелких зависимых земледельцев, которых было много и на западе, и, особенно, на востоке огромного государства, и которые после эдикта Каракаллы стали римскими гражданами. Определение их как колонов, привело к пониманию колоната как наследственного состояния и как формы юридической зависимости.
В итоге всех связанных друг с другом процессов в сельском хозяйстве постепенно побеждает уклад нерабовладельческого типа, больше основанный на материальной заинтересованности работника в результатах своего труда, чем это было присуще рабству.
Вся подборка документов заимствована из книги «Практикум по истории Древнего мира» Н.Л.Просиной и И.С.Свенцицкой (М., 1965).
Тексты источников: КОЛУМЕЛЛА.
О СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ.Владелец имения должен прилагать тщательную заботу ко всем прочим статьям имения, в особенности же к находящимся в нем людям. Эти последние распадаются на два разряда на колонов и рабов - незакованных и закованных. К колонам он должен относиться снисходительно и стараться идти навстречу в их нуждах; он должен быть более требовательным к их работе, нежели к платежам; такое отношение
для колонов менее обидно, хозяину же вообще более выгодно. Ибо прилежная обработка поля в большинстве случаев приносит пользу и никогда не приносит вреда (разве только ущерб будет причинен непогодой или грабежом), а потому и колон не посмеет просить льгот в исполнение работы. Но господин не должен слишком настаивать на своём праве в обязательствах, наложенных на колона, как, например, на точном соблюдении сроков платежей, доставке дров и прочих мелких обязанностях колона., выполнение которых больше докучает земледельцам, чем приносит им ущерба.то поместье находится в самых счастливых условиях, при котором имеются колоны, издавна живущие в этой местности, как бы по наследству перешедшие к владельцу и связанные с ним близкими отношениями с самого рождения. Поэтому надо стараться всячески привлекать к обработке колонов — сельских жителей, прочно привязанных к месту, что необходимо в тех случаях, когда владелец не имеет возможности вести хозяйство лично или с помощью собственных людей ... в имениях отдалённых, которые владелец не может навещать часто, обработку всякого поля предпочтительнее поручать свободным колонам, чем рабу-вилику; это правило в особенности относится к полям, засеянным хлебом, которым колон может гораздо меньше принести вреда, чем виноградникам или садовым насаждениям; рабы же этим полям приносят величайший вред; они дают за деньги господский скот для работы на стороне, пасут и рабочий и остальной скот плохо, дурно пашут землю; показывают при посеве гораздо больший против настоящего расход семян; они не заботятся о том, чтобы семена, брошенные в землю, дали богатый урожай, и, свезя его на гумно, они даже уменьшают его количество во время молотьбы либо утайкой части его, либо небрежной работой.
Ибо они и сами крадут зерно и от других воров плохо его оберегают. Наконец, при уборке зерна в амбар они неправильно показывают его количество в счетной записи. Таким образом, как управляющий, так и рабы мошенничают, аполе приходит в негодное состояние. Поэтому, как я уже сказал такое имение, которое лишено частого присутствия владельца, необходимо сдавать в аренду.
«Хрестоматия по истории древнего мира», под ред. В. В. Струве, т. III, M., 1953, стр. 212—214
ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ, ПИСЬМА
Плиний Секунд Младший (62—114 г.) — оратор, ученый, писатель. Со 111 г. управлял провинцией Вифинией. Письма Плиния в 10 книгах дают интересные сведения о возникновении колоната, о положении колонов в конце I и начале II в. н. э.
а) Книга IX, письмо 37 Плиний — Паулину. .. .Необходимость сдать в аренду имения на несколько лет меня отрывает от государственной службы. А в этом деле мне приходится применить новые методы. В прошлый арендный сезон недоимки, несмотря на большие скидки, возросли; поэтому многие перестали совсем заботиться об уменьшении своих долгов, так как они отчаялись в возможности их выплатить; они расхищают и расходуют урожай, поскольку они считают, что для себя им беречь нечего.
Этим все растущим порокам надо оказать противодействие, надо найти против них средство. А средство одно — сдать не за плату, а за долю урожая и назначить некоторых из моих работников сборщиками, других — сторожами урожая. Вообще нет более справедливого типа дохода, чем доходы от земли и процентов; но это требует большого доверия, бдительности глаз и многочисленности рук. Надо, однако, попытаться и попробовать против этой застарелой болезни, какие угодно средства.
б) Книга III, письмо 19 Плиний — Кальвизию Руфу. Обращаюсь к тебе, как обычно, за
советом по личному делу. По соседству с моими владениями, даже примыкая к ним, продаются имения. В этом деле многое меня прельщает, но не меньше имеется у меня опасений... Основной пункт моих колебаний: земля плодородная, жирная, обильная водой, состоит из полей, виноградников и лесов, которые должны дать хоть и умеренный, но верный доход.
Но эта счастливая земля обрабатывается никудышными земледельцами. Прежний владелец слишком часто продавал заклады [арендаторов], уменьшая, таким образом, на время недоимки колонов, вконец истощил их силы; в результате этой немощности их недоимки вновь возросли. Придется поэтому многих, поскольку они сами бессильны, снабдить рабами, а ты знаешь, что я — да и никто здесь — никогда не имею закованных рабов.Там же, стр. 214—216
ПОВИННОСТИ И ОБЯЗАННОСТИ КОЛОНОВ ВО II в. ПАПИРУС ИЗ ГЕРМОПОЛИТАНСКОГО ОКРУГА. 128 г. н. э.
Евтихиду, сыну Серапиона, от Кастора, сына Панехота. Желаю снять я у тебя на два года, считая от сего 13 (года) Адриана Цезаря господа, из находящихся у тебя в аренде от Серапии, дочери Евдемонида, на или возле Мнахиды на двух участках семи арур , из коих на одном участке четыре аруры, на другом — три аруры, всю (землю) за твердую плату: за четыре аруры за 13 (год) Адриана Цезаря по девяти артаб пшеницы с каждой аруры, за следующий — по семи артаб ячменя с каждой аруры; за остальные три аруры плата за текущий, 13 (год) — по восемь артаб ячменя, за будущий, 14 (год) — по восьми артаб пшеницы. Все это я отмерю на твой счет в казенный амбар казенной мерой... а сдачу я произведу при первой отмерке и дам ежегодно на плату персоналу четыре драхмы и для рабов в текущем пол-артабы (пшеницы) и в
будущем году пол-артабы ячменя и ежегодно буду вносить геуху продовольственный налог.
НАДПИСЬ ИЗ ХЕНХИР-МЕТТИХА В ТУНИСЕ ОТ 116 И 117 гг.
...Издан прокураторами Лицинием Максимом и
433
вольноотпущенником Августа Фелициором по образцу Манциева закона . Кто из них поселится в имении Вилла Магна Вариана, т.е. Маппалия Сига, тем разрешается обрабатывать по Манциеву закону те поля, которые являются отрезками. С тем, что, кто их обрабатывает, получает их в собственное пользование. И урожая, какой получится на этой земле, они, согласно Манциеву закону, должны будут сдать долю владельцам или
434
арендаторам и виликам этого имения на следующих условиях: колоны сообщают по собственному исчислению сумму урожая по каждой культуре, которую надо будет доставить на гумно и молоть арендаторам и виликам этого имения; и если арендаторы и вилики этого имения заявят за своими подписями без обмана, что дадут полностью доли, причитающиеся колонам, пусть колоны обеспечат сдачу той части урожая, которую они должны предоставить, и пусть будут обязаны арендаторы и вилики предоставить доли этого имения, колоны — свои доли.
Кто в имении Вилла Магна, или Маппалия Сига, займет господскую дачу, должен будет сдавать арендаторам и виликам этого имения полностью долю урожая всякого рода и виноградников по Манциеву обычаю: пшеницы с гумна - третью часть, ячменя с гумна - третью часть, гороха с гумна - четвёртую часть, вина из чана - третью часть, собранных олив - третью часть,мёду в пчелиных улиях - по одному секстарию . Насаждать и обрабатывать виноградники разрешается на месте старых виноградников с тем условием, что в течение пяти ближайших сборов после насаждения тот,кто насадил, присваивает по своему усмотрению урожай этих виноградников, а после пятого сбора со времени насаждения они должны будут сдавать полностью арендаторам и виликам третью часть урожая, согласно Манциеву закону. Оливковую плантацию разрешается заводить и возделывать в таком месте, где обрабатывается невозделанное поле, с тем условием, что от этого насаждения оливковой плантации, заложенной таким образом, в течение ближайших десяти сборов урожай поступает к насадившему на его усмотрение; после десяти сборов он должен будет отдать третью часть собранных олив арендаторам и виликам этого имения. Кто насадит дикий маслинник, должен будет после пяти лет отдавать третью часть урожая. Поля, которые засеяны или будут засеяны травой в имении Вилла Магна Вариана, или Маппалия Сига, кроме засеянных викой, урожай с этих полей должен отдаваться арендаторам и виликам, надсмотрщики обязаны будут его требовать. За скот, который будет пастись в пределах имения Вилла Магна, или Маппалия Сига, они должны будут с каждой головы дать по 4 асса арендаторам и виликам владельцев этого имения. Колоны, которые будут жить в пределах Вилла Магна, или Маппалия Сига, должны ежегодно на каждого человека представить владельцу или арендаторам и виликам этого имения по два рабочих дня на пахотные работы и на жатву. и на прополку всякого рода особо по два. Колоны, постоянные жители этого имения, должны в течение года сообщить арендаторам и виликам свои имена... для несения по отдельности охраны на полях.
«Хрестоматия по истории древнего Рима», под
ред. С. Л. Утченко, М., 1962, стр. 455—458
ДЕКРЕТ ИМПЕРАТОРА КОММОДА О КОЛОНАХБУРУНИТАНСКОГО
ПОМЕСТЬЯ
Надпись на камне, содержащая жалобы и резолюцию императора
...Ты видишь превышение власти прокуратора, которое он проявлял не только с нашим противником Аллием Максимом, но почти со всеми арендаторами, против закона и в ущерб твоим доходам; в то время, когда мы в течение стольких лет ходатайствуем, умоляем и ссылаемся на ваше божественное предписание, он не только уклонился от разбора нашей жалобы, но даже по коварному наущению того же влиятельнейшего кондуктора Аллия Максима позволил себе послать солдат в то же Бурунитанское поместье, схватить и мучить некоторых из нас, других заключить в тюрьму, и даже некоторых римских граждан он приказал избить розгами и дубинами за ту якобы нашу вину, что, собираясь в столь тяжелой в меру нашей ничтожности и столь явной обиде умолять твое величество, мы будто бы написали нескромное письмо... Мы просим, таким образом, священнейший император, чтобы ты помог. Как предусмотрено статьей Адрианова закона, пусть отнято будет даже у прокураторов, не говоря уже о кондукторах, право увеличивать доли [отчисления] с земли и трудовую и гужевую повинность; пусть мы, как это сказано в письмах кондукторов, находящихся в твоем архиве Карфагенской области, должны будем ежегодно не больше двух дней [отработки] при пахоте, двух при севе, двух при уборке и чтобы так было без всякого спора, как общее правило, всюду в отношении наших соседей в качестве постоянного порядка до настоящего времени и подтверждено вышеназванными письмами прокураторов. Помоги, и хотя мы, маленькие деревенские людишки, с трудом добывающие пропитание трудом своих рук, не можем сравняться у твоих прокураторов с влиятельнейшим, безмерно щедрым кондуктором, который по условиям аренды известен при всех сменах [прокураторам], сжалься и своим священным рескриптом удостой предписать, чтобы мы давали не больше, чем должны согласно закону Адриана и письменным распоряжением твоих прокураторов...
(Постановление)... Пусть прокураторы, соблюдая мою дисциплину и
мое распоряжение, не требуют больше, чем три раза по два [дня] работы, пусть от вас ничего не взыскивают несправедливо, вопреки установленному порядку.
«Хрестоматия по истории древнего мира», под ред. В. В. Струве, т. III, М., 1953, стр. 227 — 228
ПОЛОЖЕНИЕ КОЛОНОВ ВО ФРАКИИ
ИМПЕРАТОРУ ЦЕЗАРЮ М. АНТОНИЮ ГОРДИАНУ, ПИЮ СЧАСТЛИВОМУ АВГУСТУ ПРОШЕНИЕ ОТ СЕЛЯН СКАПТОПАРЕНОВ, ОНИ ЖЕ ГРЕСИТЫ...
«Мы живем и владеем землей в вышеназванном селе, весьма благоустроенном, благодаря обладанию горячими водами и своему расположению между двумя находящимися во Фракии лагерями. Издревне жители не имели обид и притеснений и без напряжения вносили подати и выполняли прочие распоряжения; когда же со временем кое-кто начал прибегать к силе и производить насилия, тогда и село начало приходить в упадок. Когда в двух милях от нашего села совершаются прославленные празднества, прибывающие туда на 15 дней ради празднества, не остаются на месте празднования, но оставляют его, прибывают в наше село и заставляют нас предоставлять им помещение и многое другое для их надобностей, без уплаты денег. Вдобавок солдаты, посылаемые в другое место, отклоняются от собственных дорог, прибывают к нам и тоже вынуждают нас предоставлять им помещение и провиант, не давая никакой платы. Прибывают же большей частью для пользования водами правители провинций, а также твои прокураторы. И вот, представителей власти мы очень часто принимали по необходимости, прочих же мы не в силах вынести и многократно обращались к правителям Фракии, которые, следуя божественным подписаниям, приказали не чинить нам обид, ибо мы заявили, что не можем больше выдержать, но намерены оставить свои
отчие очаги из-за чинимых над нами насилий, ведь воистину от большого числа домохозяев мы дошли до чрезвычайно малого. И некоторое время распоряжения правительства возымели действие, и никто нас не притеснял ни в смысле постоев, ни в отношении предоставления провианта; но с течением времени очень многие опять дерзнули въесться к нам, презирая наши частные интересы. И вот, так как мы уже не в силах сносить тяготы и воистину мы рискуем бросить, как и остальные, свои отчие очаги, мы ради этого просим тебя, непобедимый Август, чтобы ты своим божественным предписанием приказал каждому идти своими путями, а не, оставляя прочие селения, прибывать к нам и не заставлять нас даром выдавать им провиант и предоставлять помещение, чего мы не обязаны делать, так как правители многократно приказывали, чтобы не предоставлять помещений никому, кроме лиц, присылаемых правителями и прокураторами по делам службы. Если же нас будут притеснять, мы убежим со своих родных мест, и казна понесет величайший ущерб; удостоившись милосердия — твоего божественного провидения и оставшись на своей земле, мы сумеем платить священные подати и вносить прочие платежи».
Там ж е, стр. 243—244
ПОЛОЖЕНИЕ КОЛОНОВ В ЛИДИИ В 111 в. н.э.
В ИМПЕРАТОРСКОМ ИМЕНИИ ...Мы молим ваше божественное непревзойденное величество... обратить внимание на страдания крестьянства, так как нам чинят препятствия сборщики налогов и их представители, угрожающие нам, оставшимся, смертельной опасностью, и мы не можем из-за чинимых препятствий ни землю обрабатывать, ни выполнять платежи и повинности в будущем. Мы просим вас милостиво внять нашей мольбе и предписать управителю народа и превосходительным вашим прокураторам учинить суда за содеянное преступление, запретить им доступ в господские имения
и [прекратить] притеснения, применяемые к нам сборщиками и теми, кто под предлогом выполнения должности и литургий притесняет и терзает нас...
Там ж е, стр. 244—245
О ПОЛОЖЕНИИ КОЛОНОВ В ФРИГИИ В 111 в. Н. Э.
...Мы — ваше священнейшее имение и как бы целостный народ, прибегающие к вам и ставшие просителями вашей божественности, угнетаемы сверх невообразимой меры и являемся объектом вымогательства со стороны тех, кому надлежит охранять общественные интересы. Живя в глубине страны и не находясь под властью военной, мы, однако, терпим бедствия, несовместимые с вашими счастливейшими временами. Нас притесняют те, которые, будучи посланы в Аппианский округ, уклоняются от больших дорог; к тому же солдаты и вельможи из правящих в городе и ваши цезарианцы, прибывающие сюда, отклонившись от проезжих дорог, оторвав нас от работы и забирая на ангарии наших рабочих волов, взыскивают то, что им не следует, и выходит, что мы угнетены и терпим немалую обиду. Обо всем этом мы уже обращались к вашему величеству, Август, когда ты был в должности префекта претория, и о том, как твоя божественность была тронута этим, явствует из приводимого твоего решения: «Я предписал правителю провинции, чтобы он расследовал то, что вы излагаете в прошении, и он примет меры, чтобы больше не было места для жалоб». Так как от этой резолюции нам не было никакой пользы и нам приходится в деревне платить то, что с нас не причитается, и к нам являются какие-то люди, вопреки справедливости, попирающие нас ногами, равно как и цезарианцы немало нас притесняют, выходит, что мы губим урожай и земля пустует.
Т а м ж е, стр. 245—246
ЮРИСТЫ II-III вв. О КОЛОНАХ И ИХ ПОЛОЖЕНИИ
а) УЛЬПИАН, ДИГЕСТЫ, XIX, 2, 14 Ульпиан — знаменитый, римский юрист конца II—III вв. н. э. Автор большого количества трудов. Цитаты из его трудов вошли в «Дигесты» — сборник цитат из произведений римских юристов.
Тот, кто арендует на определенное время, по истечении срока арендного договора является колоном; ибо считается, что если господин разрешает ему оставаться в имении, то он сдает [арендатору землю] на тех же условиях, и такого рода договоры не должны оформляться ни словесно, ни документами, а действительны при простом согласии.
б) УЛЬПИАН, ДИГЕСТЫ, XIX, 2, 19, 2 Если кто-нибудь сдает в аренду имение, следует рассмотреть, какой инвентарь он должен представить съёмщику, который может вчинить иск, если [этот инвентарь] не будет представлен. В письме Нератия к Аристону говорится, что следует предоставить колону бочки, виноградный пресс, маслодельный пресс, снабженный веревками. Если [веревок] не будет, господин должен ими обеспечить. И виноградный пресс, если он поврежден, господин обязан отремонтировать. Если по вине колона что-нибудь из этого испортится, он отвечает. Корзины, которыми мы пользуемся при выжимании масла, колон должен приобрести себе [сам], писал Нератий. Если масло выжимается брусками, господину следует заготовить пресс, и подъемное колесо, и брусья, и улитки, которыми поднимается пресс. Также котел, в котором оливки промываются горячей водой, как и другие сосуды для масла, должен дать господин и винные бочки, которые следует для пользования колона осмолить.
в) ГАЙ, ДИГЕСТЫ, XIX, 2, 25, 3, 6 Гай - знаменитый римский юрист II в. н. э. Съемщик должен делать все согласно закону об аренде. И,
прежде всего, колон должен заботиться, чтобы сельскохозяйственные работы выполнялись в срок, дабы имение не стало хуже из-за несвоевременной обработки. Кроме того, он должен заботиться о виллах, чтобы они были в целости... Стихийные бедствия не должны быть в ущерб съемщику, если урожай был чрезмерно поврежден, но умеренные потери он должен переносить спокойно, так как и сверх обычного большой доход у него не отнимается. Мы говорим это о колонах, арендующих за наличные деньги; колон-издольщик как бы по праву товарищества делит с собственником и прибыль и убытки.
г) ПАВЕЛ, ДИГЕСТЫ, XXXIII, 7, 24 Павел — римский писатель, юрист III в. н. э. Если сданное в аренду имение завещано с инвентарем, то в [завещание] включается и инвентарь колона. Но, [спрашивается], включается ли и тот [инвентарь], который имел в имении колон, или только тот, что имел завещатель? Следует считать, что включается [и инвентарь колона], за исключением тех случаев, когда [у колона] не было ничего, [составляющего собственность] господина.
«Хрестоматия по истории древнего Рима», под ред. С. Л. Утченко, М, 1962, стр. 465—466
УЛЬПИАН, ДИГЕСТЫ, ХХХШ, 7, 12, § 3 Спрашивается, включается ли в завещанный инвентарь (так же) раб, который работал в поле на положении колона. Лабеон и Пегас правильно отвечают нет, ибо он находился в имении не в качестве инвентаря.
ПАВЕЛ, ДИГЕСТЫ, XXXIII, 7, 18, § 42 Когда был поставлен вопрос о вилике и высказывалось сомнение, входит ли он в состав инвентаря, Сцевола разъяснил, что если (земля)
обрабатывается не за твердо установленную арендную плату, а за счет хозяина, его надлежит (включить в инвентарь).
«Хрестоматия по истории древнего мира», под ред. В. В. Струве, т. III, М., 1953, стр. 246
РИМСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО IV-V вв. О КОЛОНАХ
ИЗ УКАЗА ИМПЕРАТОРОВ ГОНОРИЯ И ФЕОДОСИЯ ПРЕФЕКТУ ПРЕТОРИЯ АВРЕЛИАНУ, 415 г. н.э.
(Кодекс Феодосия, XI, 24, 6) Те же, которые, являясь приписанным к каким-либо покинутым селам и в силу своего происхождения принадлежащими к категории
436
гомологов , перешли в другие села или к другим господам, должны быть... возвращены на территорию покинутого села. Лица, скрывающие тех, в отношении которых это должно быть исполнено, пусть будут привлечены к выполнению их повинностей и компенсируют господам то, что, как будет установлено, было за них [колонов] выплачено.
УКАЗ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА ПРОВИНЦИАЛАМ, 30 ОКТЯБРЯ 332 г. н.э.
(Кодекс Феодосия, V, 17, 1) Тот, у кого будет найден чужой колон, должен не только вернуть его к месту его происхождения, но и заплатить за него подушную подать за то время, которое колон у него находился. А самих колонов, которые вздумают бежать, надлежит заковать в кандалы как находящихся в рабском положении, чтобы они были принуждены в наказание исполнять рабским способом обязанности, приличествующие свободным.
Интерпретация: Если кто-либо сознательно удержит в своем доме чужого колона, прежде всего должен вернуть его господину и заплатить
436 Гомологи - колоны, жители села, связанные круговой порукой в уплате податей.
за него подати за этот срок, что колон у него был. Сам же колон, который не захотел быть там, где он родился, должен быть отдан в рабство.
УКАЗ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА ВИКАРИЮ ВОСТОКА МАКСИМУ
(Кодекс Юстиниана, XI, 50, 1) Если господин требует от колона больше, чем колон обычно платил раньше и чем взыскивали с него в предшествующий период, колон пусть пойдет к судье, к которому он раньше сможет попасть, и удостоверит правонарушение, дабы человеку, уличенному в том, что требовал больше, чем привык получать, было запрещено делать это в дальнейшем, а прежде он должен вернуть то, что, как выяснится, забрал незаконно.
УКАЗ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНЦИЯ КОНСУЛЯРУ ЭМИЛИИ ДУЛЬЦИЦИЮ, 30 МАЯ 357 г. н.э.
(Кодекс Феодосия, XIII, 10, 3) Если кто-либо решит продать или подарить имение, он не имеет права удерживать у себя колонов для перевода их в другие места. Те, кто считают колонов полезными, должны или держать их вместе с имениями, или оставить на пользу другим, если не надеются, что имения принесут им пользу.
УКАЗ ИМПЕРАТОРОВ ВАЛЕНТИНИАНА И ВАЛЕНТА ВИКАРИЮ АЗИИ
КЛЕАРХУ, 27 ЯНВАРЯ 365 г. н.э.
(Кодекс Феодосия, V, 19, 1) Несомненно, что у колонов нет права отчуждать землю, которую они обрабатывают, так что, если они и имеют какую-либо собственность, не разрешается им передавать ее другим лицам без совета и без ведома патронов.
Интерпретация: Колоны в такой степени подвластны своим господам во всех отношениях, что без ведома господ колон ничего не смеет
отчуждать ни из земли, ни из своего пекулия.
УКАЗ ИМПЕРАТОРОВ ВАЛЕНТИНИАНА И ВАЛЕНТА ПРЕФЕКТУ ПРЕТОРИЯ МАКСИМУ
(Кодекс Юстиниана, XI, 48, 7) Никоим образом не разрешается продавать отдельно от земли
437
оригинариев , то есть крестьян и приписанных к цензу рабов. Пусть прекратятся обман и насмешки над законом: ведь по отношению к оригинариям часто делается так, что, передавая небольшую часть земли покупателю, совершенно ликвидируют обработку неистощенного имения. Когда все имение или определенная его часть переходит к какому-либо одному лицу, к нему должно переходить также столько рабов и оригинариев, сколько было у прежних собственников и владельцев во всем имении или в его части. Покупатель пусть считает заплаченные им деньги потерянными, а продавцу, тем не менее, дается право на возбуждение дела в суде о востребовании рабов вместе с их потомством. Если же продавец по какой-либо причине не воспользуется милостью закона и умрет, не возбудив дела, мы даем его наследникам право возбуждать дело против наследников покупателя вне зависимости от прошедшего времени: пусть никто не оспаривает, что тот, кто купил что- либо вопреки запрету законов, является неправедным владельцем.
УКАЗ ИМПЕРАТОРОВ ВАЛЕНТИНИАНА, ВАЛЕНТА И ГРАЦИАНА ПРЕФЕКТУ ПРЕТОРИЯ ПРОБУ «ОБ ИЛЛИРИЙСКИХ КОЛОНАХ» 371 г. н.э.
(Кодекс Юстиниана, XI, 53, 1)
437 Оригинарии - название колонов, которые по происхождению (или по месту рождения) принадлежали к этой категории населения.
Мы постановляем, что колонам и инквилинам в Иллирике и соседних областях не разрешается свободно уходить из деревни, в которой они определенно должны оставаться в силу своего происхождения и родственных связей. Пусть они обрабатывают землю не на основе податных обязанностей, но под именем и титулом колонов, так что, если они уйдут или перейдут к другому [землевладельцу], должны быть возвращены, подвергнуты заключению в оковы и наказанию. Наказаны должны быть и те лица, которые сочли нужным принять чужого и неизвестного [колона]: они должны компенсировать [потерянные] отработки и убыток, принесенный местам, покинутым [колонами], также уплатить штраф, установление размера которого мы относим к компетенции правителя провинции, так чтобы господин имения, в котором будет обнаружен чужой [колон], был, подвергнут наказанию в соответствии с преступлением, и незнание не может оправдать его, так как для установления преступления достаточно уже того факта, что он удерживал у себя неизвестного ему человека...
УКАЗ ИМПЕРАТОРОВ ГРАЦИАНА, ВАЛЕНТИНИАНА И ФЕОДОСИЯПРЕФЕКТУ ПРЕТОРИЯ ЦИНЕГИЮ, 25 ОКТЯБРЯ 386 г. н. э.
(Кодекс Феодосия, V, 17, 2)
Если кто-либо будет подстрекать чужого колона перейти к нему или спрячет его у себя, за колона, принадлежащего частному лицу, он
439
должен заплатить 6 унций золота, за патримониального
(императорского) колона — фунт золота.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ К УКАЗУ ИМПЕРАТОРОВ ГОНОРИЯ И ФЕОДОСИЯ ПРЕФЕКТУ ПРЕТОРИЯ ПАЛЛАДИЮ, 26 ИЮНЯ 419 г. н.э.
438 Инквилины - одна из категорий колонов.
(Кодекс Феодосия, V, 18, 1) Если кто-либо в течение тридцати лет владеет чужим колодном, либо беглым, либо переселившимся [к нему] по своей воле, и если он объявит его своим. Если колон в течение [этих] тридцати лёт будет найден, он будет востребован господином вместе с сыновьями, принадлежащими ему по закону, и всем пекулием. Если колон умрет, его сыновья вместе со своими или покойного отца доходами будут востребованы господином. Женщину же колонского происхождения, если она в течение двадцати лет находилась под чужим господством и в чужой собственности, прежний господин не должен требовать; однако, если она была найдена в течение [этих] двадцати лет и родила сыновей от чужого колона, должна быть возвращена [прежнему господину] вместе с третьей частью своего потомства, так как две трети потомства следуют колону. Мы предписываем, дабы не происходило разделения супругов, чтобы владелец колона предоставлял господину женщины в качестве замены другую женщину и компенсацию за третью часть потомства. Если женщина, принадлежащая другому лицу, выйдет замуж за свободного человека, все потомство женщины отходит к ее мужу.
УКАЗ ИМПЕРАТОРОВ ВАЛЕНТИНИАНА, ФЕОДОСИЯ И АРКАДИЯ ПРЕФЕКТУ ПРЕТОРИЯ ЦИНЕГИЮ «О ПАЛЕСТИНСКИХ КОЛОНАХ»
(Кодекс Юстиниана, XI, 51, 1) Поскольку в остальных провинциях, находящихся под властью нашей светлости, закон, установленный предками, удерживает колонов на некоем вечном праве, так что им не дозволяется уходить из тех мест, плодами которых они пользуются, и бросать то, что они раз и навсегда получили для обработки и поскольку в отношении палестинских землевладельцев не действует это благоприятное право, мы постановляем,
439 Унция = 22,288 г.
чтобы также и в Палестине никто из колонов нигде не кичился своим правом, якобы беспрепятственно передвигающегося и свободного человека, но по примеру других провинций настолько был бы привязан к господину имения, что не мог бы уйти безнаказанно. К этому следует добавить, что господину имения дается полное право востребовать его [ушедшего колона] обратно.
УКАЗ ИМПЕРАТОРОВ ФЕОДОСИЯ, АРКАДИЯ И ГОНОРИЯ ПРЕФЕКТУПРЕТОРИЯ РУФИНУ «О ФРАКИЙСКИХ КОЛОНАХ»
(Кодекс Юстиниана, XI, 52, 1) По всему фракийскому диоцезу навсегда уничтожается подушная подать и должен выплачиваться только поземельный налог. А чтобы не казалась, что колоны, освободившись от податных обязанностей, приобрели возможность переходить с места на место и уходить, куда угодно, они должны удерживаться на основе оригинарного права и, хотя бы они казались по своему положению свободнорожденными, должны считаться рабами самой земли, на которой родились, и не должны иметь возможности уходить куда хотят, или менять места, но их землевладелец пусть по праву несёт обязанности патрона и пользуется властью господина. Если кто-либо примет и удержит чужого колона, он должен заплатить два фунта золота тому, чьи поля беглец лишил работника, и должен вернуть колона вместе со всем его пекулием и семейством.
УКАЗ ИМПЕРАТОРОВ АРКАДИЯ И ГОНОРИЯ КОМИТУ АЗИИ НЕБРИДИЮ
(Кодекс Юстиниана, XI, 50, 2) Поскольку колоны приписаны к цензу, они являются как бы свободными по отношению к тем, которым они не подчинены в силу обязанности выплачивать подати, но кажется, что они являются чем-то вроде рабов тех ли, которым они обязаны ежегодными платежами и
которым подвластны в силу своего положения. Тем менее терпимо, чтобы они {колоны] осмеливались тревожить тяжбой тех, которые, несомненно, как господа, могут распродать их вместе с имениями. На будущее время мы уничтожаем такую свободу, дабы никто не осмеливался покушаться в суде на достоинство господина, и пусть знают, что все их имущество принадлежит тому, кому принадлежат они сами. Так как часто постановляли, что никому из колонов не разрешается без ведома господина имения продавать либо иным образом отчуждать что-либо из своего пекулия, как может [господин] выступать как равноправный против лица, которому законы не разрешают даже иметь собственность и дают право только приобретения, но не передачи имущества, в то время как господину разрешают и приобретать, и владеть? Мы отрицаем за этим родом людей право возбуждать дело и выступать в суде против господ или патронов по гражданским делам, за исключением случаев взимания [арендной платы] сверх законной нормы, поскольку ранее императоры предоставили их им в этих случаях право возбуждения иска. У них также не отнимается право судиться по поводу беззаконий, совершенных в отношении их или их близких, в случае обвинения в уголовном преступлении.
«Хрестоматия по истории древнего Рима», под ред. С. Л. Утченко, М., 1962, стр. 598—606