Восстание в Вавилоне
В начале царствования Ксеркса мятеж вспыхнул и в Вавилоне. Греческие источники весьма туманно говорят о дате (или датах) этого события, да и местные клинописные документы также не способны обеспечить нас ясными хронологическими указаниями.
В научной литературе высказывались доводы в пользу того, что деятельность двух узурпаторов, оказавшихся вовлеченными в эти события (Бел-шиманни и Шамаш-эриба), должна быть отнесена к 482/481 г. до н. э.[157]. Некоторые исследователи полагают, что это было совместное восстание двух царей и датируют его 484 г. до н. э.40, но другие авторы высказывают предположение, что на самом деле было два разных восстания: одно — под водительством Бел-ши-
манни в 484 г. до н. э., другое — спустя два года, в 482 г. до н. э., под руководством Шамаш-эрибы[158]. Источники, однако, по-прежнему приводят нас в замешательство. Ясно лишь, что беспорядки в Вавилоне имели место за некоторое время до вторжения Ксеркса в Грецию в 480/479 г. до н. э.
Была высказана также догадка, что в начале своего правления Ксеркс по неизвестным причинам перестал пользоваться древней тигулатурой вавилонских царей («Царь Вавилона, Царь Стран») и впредь называл себя «Царь Парсы (т. е. Персии) и Мады (т. е. Мидии), Царь Вавилона, Царь Стран»[159]. Это изменение, если оно в самом деле имело место, могло быть вызвано либо неприязнью к Вавилону (что маловероятно), либо явилось следствием перемены в имперском отношении к вавилонянам, примкнувшим к восстанию. Новые свидетельства клинописных источников на сей счет не столь определенны: таблички как из Британского музея, так и из Музея Ашмола, датируемые между пятым и шестнадцатым годами правления Ксеркса, используют оба титула: и «Царь Парсы и Мады», и «Царь Вавилона»[160]. Все эти тексты происходят из Вавилона или его ближайшей округи, поэтому не исключено, что местные писцы продолжали пользоваться старым титулом «Царь Вавилона» либо из простой привычки, либо из чувства сопротивления, невзирая на царский указ с противоположным предписанием.
Тем не менее эти новые свидетельства теперь уже не позволяют говорить с уверенностью, что изменение в титулатуре в начале правления Ксеркса было однозначно предписано властями или что такая перемена должна обязательно связываться каким-то образом с беспорядками в Вавилоне.Каковы бы ни были время и причины вавилонского восстания, оно было подавлено твердой рукой. Во главе войск на усмирение бунтовщиков Ксеркс отправил Мегабиза, что не отняло у последнего особо много времени. После этого персы приступили почти к систематическому уничтожению символов вавилонской национальности. Городские укрепления разрушались до основания, и эта утилитарная военная акция при сложившихся обстоятельствах была, вероятно, как извинительной, так и вполне объяснимой. Храм Эсагила и большой зиюсурат могли быть снесены также в это время. Служителей местных культов убивали. И наконец последовал самый сокрушительный удар: сохранилось сообщение, что колоссальная статуя Бел-Мардука, к которой Кир и Камбис, чтобы добиться у вавилонян одобрения персидского правления, относились с неизменным почтением, была низвергнута и затем переплавлена (Ктесий. Персидская история. ХШ, эпитома 52—53; однако см. ниже, гл. За, п. IV).
Если бы мы связали — что, в принципе, допустимо — знаменитую, но несколько туманную так называемую «Антидэвовскую надпись Ксеркса» (XPh; эта надпись, экземпляры которой обнаружены на камне в Персепо- ле и Пасаргадах, повествует о борьбе с запрещенными Царем Стран культами некоторых божеств злого мира — дэвов. — А.3) с этим жестоким отношением к вавилонским религиозным учреждениям, тогда, видимо, нам следовало бы прийти к выводу, что в вавилонском восстании присутствовал какой-то специфически религиозный аспект или, по крайней мере, — в позиции самого Ксеркса по отношению к этому открытому неповиновению[161]. Великий Царь написал:
Когда я стал царем, среди тех стран, что поименованы выше, была [одна], охваченная волнениями. Затем Ахура-Мазда помог мне. По воле Ахура-Мазды я поразил эту страну и поставил ее на свое место.
И среди этих стран было [место], где прежде почитались ложные боги. После этого по воле Ахура-Мазды я разрушил это святилище дэвов (т. е. этих неправильных божеств, злых демонов) и провозгласил: «Пусть дэвы более не почитаются». Там, где дэвы почитались ранее, я благоговейно учредил поклонение Ахура-Мазде и Арте (Антидэвовская надпись Ксеркса [XPh]. 30—41).Египет, «когда я стал царем», мог быть охвачен волнениями, Вавилон мог быть второй страной, «где прежде почитались ложные боги». После того, как Дарий в «Бехистунской надписи» мимоходом неодобрительно высказался о том, что эламиты и скифы не поклоняются Ахура-Мазде (см. выше, п. П), ахеменидский царь не докучал себе вопросами о религиозных верованиях покоренных народов. Неясно, было ли изменение позиции, случившееся при Ксерксе, политическим ответом на мятежи в Египте и Вавилоне, приведшим к новой установке на религиозную нетерпимость в отношении местных народов, или же это изменение отражало перемену религиозных представлений и ритуалов при ахеменидском дворе и среди персов вообще.
Если судить по крайне немногочисленным торговым и юридическим табличкам, обнаруженным в Вавилоне и датируемым последующим периодом правления Ксеркса, то можно прийти к заключению, что после подавления мятежа экономические обстоятельства в Месопотамии изменились к худшему и наступил значительный упадок экономической активности[162]. Существуют также некоторые свидетельства, позволяющие предположить, что земли местных купцов и обычных жителей конфисковывались и передавались представителям персидской знати. В целом всё выглядит так, как если бы страдания вавилонян в значительной степени объяснялись их поспешной и, несомненно, плохо организованной попыткой добиться независимости.
Еще по теме Восстание в Вавилоне:
- Законы вавилонского царя хаммурапи
- Политическая история.
- Политическая история нововавилонского периода.
- Создание Персидской державы Ахеменидов.
- УКАЗАТЕЛЬ
- Кир Великий: военная деятельность и завоевания
- Дарий I и восстановление ахеменидского МОГУЩЕСТВА
- Восстание в Египте
- Восстание в Вавилоне
- Источники
- II. Кир и Камбис
- III. Дарий
- Глава 3g Дж.-Д. Рэй ЕГИПЕТ В ПЕРИОД С 525 ПО 404 Г. ДО Н. Э.
- Ш. Иония и Персия
- 1.2 Отношение к незрячим в средние века
- От острова Фиджи до Вавилона