<<
>>

I. Введение: характеристика источников

Из рассказа Тита Ливия (IV.60.9—V.1) о том, как в конце V в. до н. э. этруски отреагировали на объявление римлянами войны Вейям, получается следующая картина: отдельные этрусские города-государства, имевшие, как правило, республиканское устройство, были организованы в союз двенадцати общин; эти последние могли собираться на общий совет1 в союзном храме богини Волтумны, где они обсуждали такие вопросы, как, например, оказание помощи Вейям.

В данном случае отказ от всякого содействия оправдывался тем, что царь Вейев совершил двойное преступление: во-первых, против республиканского духа — самим занятием царской должности и, во-вторых, — против религии — нечестивым решением о прекращении праздника из-за того, что двенадцать общин отказались избрать его, царя Вейев, жрецом. Смысл сказанного Ливием вполне ясен — первое преступление усугубляет второе: другие государства высказались против помощи Вейям главным образом по религиозным причинам. Таким образом, можно было бы думать, что союз представлял собой всего лишь некую религиозную ассамблею. Но, поскольку мы не знаем ни о каких иных видах собраний, весьма вероятно, что деятельность союза была сосредоточена на религиозных аспектах управления во всех сферах жизни, включая национальную политику, ведь совершенно очевидно, что именно эти аспекты являлись наиболее важными (точка зрения, столь же трудная для современного понимания — во всяком случае, для понимания в некоторых кругах, — сколь трудным для понимания в Этрурии V в. до н. э. было бы определение решения по вейянскому делу как «апатичного», «лишенного национального чувства» или «политически слепого»). Такое понимание самой природы этого союза вполне согласуется с пояснительной ремаркой Ливия насчет того, что этруски заботились о религиозных обрядах больше, чем любой другой народ2 (V.1.6: «gens itaque ante omnes alias eo magis dedita religionibus quod excelleret arte colendi eas»),

а также с археологическими свидетельствами о масштабных тратах, которые начиная с конца 7-го столетия до н.

э. шли на сооружение и поддержание в соответствующем состоянии местных святилищ по всей Этрурии. Археология пока не преуспела в деле точной локализации союзного святилища, которое располагалось, вероятно, около Вольсиний;3 и до сих пор не обнаружены ни письменные, ни вещественные источники, которые могли бы рассказать о том, когда союз был оформлен, как часто происходили собрания, какие именно двенадцать городов входили в состав этой федерации в каждый конкретный период времени (так как обычно было больше двенадцати кандидатов), а также какое количество своих представителей имела право посылать на собрание одна община.

Здравой представляется мысль о том, что сохранившийся у Ливия эпизод с Вейями — это, пожалуй, самый подробный и надежный древний рассказ о том, каким образом этруски творили собственную историю в Этрурии. Ни их литература, ни их исторические писания до нас не дошли;[1392] сам Ливий, похоже, ничего не читал из того этрусского наследия, которое в августовскую эпоху еще сохранялось, хотя и побуждал к такому чтению будущего императора Клавдия, который будто бы действительно был знаком с этими сочинениями (Светоний. Клавдий. 41—42). В сущности, информация о внутренних отношениях между этрусскими городами- государствами на любой стадии их взлета и падения с неизбежностью базируется главным образом на компетентном толковании погребальных и посвятительных материалов, многие из которых относятся к массовой продукции, а в случае с вездесущими терракотовыми вотивными статуэтками и архитектурными украшениями зачастую являются еще и массовой продукцией, изготовленной в литейных формах. Такой аналитический подход к огромному количеству предметов этого, откровенно говоря, второсортного искусства позволяет постепенно реконструировать целую сеть взаимосвязанных внешних влияний, таких, например, как греческое, западногреческое и фалискское, которые в V в. до н. э. уступили место влиянию из Кьюзи, а в IV в. — из Кампании, если судить по материалам сокровищницы вотивных приношений в Вейях[1393].

Что касается литературных источников по этрусской истории, здесь необходимо понимать, что греческие и римские историки описывали те эпизоды, в которых Этрурия контактировала с греческими государствами и растущей римской мощью, причем описывали исключительно с эллинской и римской точек зрения соответственно. Поэтому, когда речь идет о собственно этрусских делах, эти авторы могут предоставить лишь ограниченную помощь; что же касается тех эпизодов, когда контакт с этрусками приобретал характер конфликта, у нас нет достаточных оснований ожидать объективного рассказа от одной из заинтересованных сторон.

В этом смысле удачным является пример с тирренским пиратством6. Соображения географического порядка не оставляют сомнений ни в постоянном морском соперничестве между греками и этрусками, ни в нали-

Карта 7 6. Италия и прилегающие острова

чии у последних совершенно определенных замыслов относительно близлежащих земельных массивов Корсики и Сардинии (Диодор. V.13; Страбон. 225). Однако не следует придавать слишком большого значения словам Эфора, автора IV в. до н. э., согласно которому присутствие тирренских пиратов у восточных берегов Сицилии якобы заставляло греков держаться от этих мест подальше — вплоть до тех пор, пока сюда из Халкиды не прибыли основатели Наксоса и Мегар (Страбон. 267). Само существование таких этрусских корсаров в виллановский период представляется невероятным; как бы то ни было, нужно иметь в виду, что основная масса клише и бродячих сюжетов о тирренских пиратах вряд ли могла быть освоена греческой мифологией до заключительной стадии ее формирования в период между VII и V вв. до н. э. К этому же периоду относится появление многочисленных этрусско-италийских изображений кораблей (см. рис. 52) и морских схваток7. В гомеровских поэмах тирренские пираты не появляются ни разу; но вот ко времени создания гомеровского гимна к Дионису они, как оказывается, уже способны похитить этого бога.

(Имеется в виду VH гомеровский гимн «Дионис и разбойники»; гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея», согласно общепринятому мнению, были созданы в VHI в. до н. э.; так называемые гомеровские гимны — это собрание из 34 гексаметрических текстов, написанных в стиле гомеровского эпоса; их подлинное авторство не установлено, как и точная хронология; создаваться они начали, видимо, с VH в. до н. э., но большинство их — более позднего происхождения; что касается гимна «Дионис и разбойники», то он, скорее всего, относится к эллинистической эпохе. —АЗ.) Точно так же и шокирующие рассказы чужеземных авторов о распущенности этрусских женщин родились из неверного толкования — осознанного или неосознанного — социальных обычаев, которые были не похожи на обычаи Греции и Рима8.

Итак, вывод очевиден — а для исследователя еще и провокационен: необходимо понять историка, который при изучении Этрурии от времени ее подъема в IX до начала упадка в V в. до н. э. вынужден продолжать применять методы, используемые исследователем доисторической эпохи с их особым вниманием к обезличенному экономическому базису[1394]. Очень хорошо сказал по этому поводу М. Паллотгино:

Голоса Гомера, Сапфо и Геродота ничего не возвещают нам об этрусках, как и о всем том, что этот народ предуготовил для нашей современной западной культуры: память о сколько-нибудь значимом духовном развитии, которое должно было сопутствовать раннему расцвету этрусской цивилизации, была стерта столь же ранним ее упадком. Вот почему этруски вместе с сохранившимися элементами их культуры по-прежнему остаются далекими, чуждыми для нас — ив значительной степени безмолвными[1395].

В резком контрасте с безмолвием самих этрусков находится значительное количество современной печатной продукции, в которой более или

Рис. 52. Корабль начала VII в. до н. э., изображенный на местной вазе типа импасто из Вейев (D 224: 221, рис. 7)

менее подробно излагаются вопросы, связанные с этрусской историей.

Здесь, конечно, не место говорить о сугубо популяризаторских трактовках этрусской «загадки»; фактом, однако, остается то, что историк найдет гораздо больше специальной информации — по сравнению с той, какую позволяет изложить ограниченный объем данной главы — в учебниках таких крупных специалистов, как Банги, Хёргон, Мансуэлли, Паллотти- но, Ричардсон и Скуллард[1396]. Учитывая данное обстоятельство, автор этих строк решил, что относительно архаического периода (примерно 580— 480 гг. до н. э.) самым правильным будет предложить читателю всего лишь схематичный обзор, сопроводив его основными ссылками на замечательные открытия последнего десятилетия (имеются в виду археологические открытия 70-х годов XX в. —А.З.), а более пристально рассмотреть предшествующие, менее известные стадии — «виллановскую» и «ориен- тализирующую», которые приходятся на IX—УП вв. до н. э. В конце концов, это были те две стадии этрусской истории, на которые пришлось рождение и раннее развитие того эллинизирующего образа жизни, который стал характерным признаком Этрурии архаического периода, хорошо представленного в литературе. При этом нет никакой надобности начинать рассказ об этрусках с полагающейся в таких случаях ссылки на «загадку» их происхождения, с одной стороны, и на мнимую сложность «дешифровки» их языка — с другой.

Что же касается языка, то здесь достаточно лишь повторить то, что было сказано в другом месте: недавний образцовый обзор данных по этрусскому языку[1397] начинается следующим строгим замечанием: «Даже сегодня девяносто процентов образованных людей убеждены, что этрусский язык совершенно не поддается дешифровке. Между тем это мнение lt;...gt; устарело более чем на две сотни лет». В самом деле, этруски использова-

ли один из вариантов греческого алфавита, поэтому все сохранившиеся тексты легко могут быть прочитаны, а большая их часть и понята — особенно тысячи (без всякого преувеличения) погребальных надписей, которые просто передают имя, возраст и, возможно, титулы умершего.

Более длинные и более сложные тексты (главным образом правовые документы и ритуальные инструкции) по-прежнему ставят перед исследователем проблемы: здесь точные значения некоторых слов и формул до сих пор не являются очевидными. Отмеченное выше отсутствие всякого хотя бы отдаленно напоминающего литературу этрусского текста создает серьезнейшие препятствия на лингвистическом фронте, равно как и на историческом и духовном. (См. по этому поводу ниже, с. 862.)

Что касается происхождения этрусков, то общее мнение сейчас состоит в том, что культура железного века Апеннинского полуострова, условно обозначаемая как «виллановская», олицетворяет собой внешний и очевидный признак этрусков на стадии их железного века. Экзотические элементы [с явным восточным окрасом] в археологических материалах из местных прото-городских центров начинают появляться здесь только в начале УШ в. до н. э., и это в своей значительной части явилось результатом появления в районе Неаполитанского залива (Питекусы и Кимы) ев- бейских торговцев и колонистов, имевших богатый опыт контактов с Востоком (Аль-Мина). Именно эта колонизаторская активность, которой, возможно, предшествовали и которой затем сопутствовали прямые контакты с восточным миром, зафиксированные для южной Италии (Фран- кавилла-Мариттима в Калабрии) и Сардинии, дала убедительное начало эллинизированному движению к ориентализации; это движение началось в конце УШ в. до н. э. и продолжалось вплоть до наплыва вещей, выполненных в ионийском стиле, что случилось где-то после 580 г. до н. э. Таким образом, приобретение этрусской культурой восточного характера стало результатом первых широкомасштабных контактов между Этрурией и внешним миром, а это отнюдь не равнозначно «восточному происхождению» этрусков, о котором сообщает Геродот, получивший данную информацию от лидийцев, опрошенных им спустя четыре или пять столетий после соответствующих событий13. В широко распространенной трактовке данной проблемы обнаруживается потрясающая современная — и в основе своей антикварная — зависимость от античной литературной полемики, которая никогда не предполагала беспристрастного расследования того, что происходило в действительности14.

Итак, в дальнейшем будем исходить из того, что формирование исторических этрусков — это постепенный процесс, имевший место на пространстве между Тибром и Арно, а также из того, что финальные стадии этого процесса могут быть обнаружены в археологических свидетельствах культуры Виллановы, существовавшей на данной территории в IX— УШ вв. до н. э. Этот подход не является скрытым (и анахроничным) присоединением к автохтонной теории происхождения этрусков, которую изложил Дионисий Галикарнасский в I в. до н. э. (1.30); и, хотя этот наш

Карта 17. Этрурия

подход не отказывается от попыток найти чужеземный источник для отдельных культурных элементов, которые в конечном итоге породили феномен, ставший в полной мере этрусским (если воспринимать его извне), он решительно отказывается от упрощенного до абсурда представления о происхождении как о прибытии некоего народа в полном составе откуда-то извне — представления, для подтверждения которого нет вообще никаких археологических источников в самой Этрурии и никаких исторических параллелей за ее пределами15.

Как уже было сказано, доступные нам источники для всех периодов этрусской истории носят в основном археологический характер — это про

D 33.

изведения искусства и ремесла; обнаруживаются они главным образом в захоронениях. Другими словами, до сих пор мы знаем гораздо больше об этрусских кладбищах, чем об этрусских городах; при этом факт состоит в том, что значительное преобладание предметов, связанных с культом мертвых, обычно и ошибочно объясняют особенностями культуры самих этрусков, хотя это, скорее, следовало бы связывать со склонностью частных и публичных коллекционеров, начиная с Люсьена Бонапарта (1828 г.), к могилам, а не к населенным пунктам. В последние годы16, впрочем, это предпочтение заметно поубавилось, как и тенденция направлять все, по крайней мере официальные, ресурсы на археологическое исследование только главных центров. Святилища, открытые в портах (Пирги и Гравис- ки) и на безымянных памятниках в глубинных районах («Аккуаросса», Луни, Сан-Джовенале, Мурло) вносят значительный вклад в наши знания о религиозной практике этрусков, их повседневной жизни, строительстве жилых домов и прочей архитектуре. Вместе с тем заявил о себе более требовательный подход к тем свидетельствам, которые мы получили благодаря раскопкам, старым и новым: современный период этрусскологиче- ских штудий стал по преимуществу периодом четкого разделения — что можно, а что нельзя называть этрусским, а также периодом анализа материала, сепарированного таким образом. Парадоксально, но это обстоятельство весьма способствовало тому, чтобы этрусскологические штудии перестали существовать в качестве «закрытого цеха»: вдруг оказалось, что этруски — это необходимый компонент доримской Италии в целом. Не вызывает сомнений, что основная масса вещественных источников (обширные некрополи, изделия из терракоты массового производства, обилие надписей) в сочетании с делаемыми на их основе демографическими и экономическими выводами наводит на мысль об этрусской цивилизации, существовавшей в средиземноморском мире между второй половиной УШ и началом V в. до н. э., как феномене первостепенной важности.

Сейчас мы более ясно, чем когда-либо, осознаём тот факт, что у нас нет никаких оснований относиться к этрускам как к некой второсортной альтернативе тому великолепию, какое воплощала собой Греция, или как к загадочной прелюдии того величия, какое воплощал Рим[1398].

<< | >>
Источник: Под ред. ДЖ. БОРДМЭНА, Н.-ДЖ.-Л. ХЭММОНДА, Д-М. ЛЬЮИСА,М. ОСТВАЛЬДА. КЕМБРИДЖСКАЯИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ТОМ IV ПЕРСИЯ, ГРЕЦИЯ И ЗАПАДНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕОК. 525-479 ГГ. ДО И. Э.. 2011

Еще по теме I. Введение: характеристика источников:

  1. Введение
  2. Введение
  3. ВВЕДЕНИЕ.
  4. Введение
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. ВВЕДЕНИЕ
  7. Глава 1.ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ
  8. ВВЕДЕНИЕ
  9. I. Введение: характеристика источников
  10. ВВЕДЕНИЕ
  11. Транслатологическая характеристика отдельных типов текста
  12. ВВЕДЕНИЕ