§100. Ямвлих и его школа

То, что у Порфирия по большей части есть лишь уступка традиционной форме веры, занимает центральное место в научной деятельности его ученика Ямвлих а (из Халкиды, ум. около 330 года);* но именно поэтому он был обожествлен своими учениками и позднейшими неоплатониками (Gsux;, «божественный», есть его постоянное прозвище).
Ямвлих не только происходил из Сирии, но, по- шдимому, и провел там свою жизнь,** и в его философии весьма "ильно сказываются восточные влияния. Правда, он был ученым с большим запасом знаний, толкователем платоновских и аристотелевских произведений и плодотворным писателем (до нас дошли, томимо многочисленных отрывков, пять книг его ouvayoyi") TC5V xuOayopeicov боуцатсоу, «сводки пифагорейских учений»)***.1 Но он го-

' Первая из них содержит биографию Пифагора, изд. Nauck'oM (1884).

раздо более — умозрительный богослов, чем философ; и со свойственной ему некритичностью он особенно любит черпать богословские ^чения из самых мутных и позднейших источников. Против бедствий {ємного бытия, против давления естественной необходимости можно, ю его учению, найти помощь только у богов; его фантастическое мыш- veHHe превращает всякий отвлеченный признак в самостоятельную іпостась; его религиозная потребность может удовлетвориться лишь умножением божеств. Согласно общему принципу, что между каждым 'динством и тем, чему оно себя сообщает, должно находиться нечто юсредствующее, он отличал от единого несказанного первосущества іторое единство, которое стоит посередине между ним и множествен- іостью.* Плотинов Nou<; он разделял на интеллигибельный (умопостигаемый, vorproq) и интеллектуальный (духовный, vocpoq) мир; первый из них, несмотря на свое единство, которое должно исключать всякую множественность, разделяется на троицу, которая в свою очередь распадается на три триады; интеллектуальный мир также распадается на три триады; причем последняя из них, по-видимому, становилась у него седьмерицей (гебдомадой). К интеллигибельному миру принадлежат прообразы, к интеллектуальному — идеи. Из первой души у Ямвлиха возникали две другие, от которых он однако отделял принадлежащий к ним Novx;, и притом опять в двоякой форме. Непосредственно вслед за этими сверхмировыми божествами идут внутримировые божества в трех классах: 12 небесных богов, которые далее умножаются в 36, а потом в 360; 72 порядка богов, живущих под небом, и 42 порядка богов природы (числа эти, по-видимому, отчасти заимствованы из астрологических систем). За ними далее следуют еще ангелы, демоны и герои.** С обычной произвольностью синкретизма боги народной веры перетолковываются в эти метафизические существа, и сходным образом защищаются поклонение изображениям, теургия и мантика; в этой аргументации самая иррациональная вера в чудеса противоречиво сочетается с желанием представить чудо как что-то вполне рациональное. С этими богословскими умозрениями у Ямвлиха сочетаются, по образцу неопифагорейцев, умозрения о числах, которым он придает гораздо большее значение, чем научной математике, которую он, впрочем, также высоко ценит. В космологии Ямвлиха, наряду с учением о вечности мира, которое он разделяет вместе со всей своей школой, особенно замечательны его учения о природе или роке (slpappevrp; он изображает рок, как властвующую над человеком силу, из пут которой человек может быть освобожден только вмешательством богов.

В его психологии еще более, чем у Порфирия, обнаруживается стремление обеспечить душе ее положение посередине между сверхчеловеческими существами и существами ниже человека; вместе с Порфирием он отрицал переход человеческих душ в тела животных, и это тем естественнее у него, что он не приписывает-животным разума, как это делал Порфирий.

К четырем классам добродетелей у Порфирия (см. стр. 249—250) он присоединил, в качестве пятого класса, добродетели «единства» (IviaTai), или «жреческие», через посредство которых мы возвышаемся до первосущества как такового; но самым необходимым являете и у него очищение души, посредством которого она только и може избавиться от привязанности к чувственному миру и от зависимости от природы и рока.

Образ мышления, самым ярким представителем которого является Ямвлих, отныне господствует в неоплатоновской школе. Совер шенно в его духе в сочинении «О мистериях»,* которое приписывается ему самому и которое было, вероятно, написано одним из его непосредственных учеников, мантика, теургия и т. п. с успехом и ловкостью защищаются от возражений Порфирия (см. стр. 250) на основании положения, что достигнуть высшего можно только через посредство низшего, и что по крайней мере человек, при своей чувственной природе, не может обойтись без таких материальных вспомогательных средств. Вместе с тем решительно подчеркивается, что только божественное откровение может научить нас средствам, дающим возможность общения с божеством, и что поэтому жрецы, как носители откровения, стоят гораздо выше философов. — Из учеников Ямвлиха, имена которых нам известны, самым значительным был по-видимому, Феодор из Асины, который слушал еще Порфирия В сообщениях о нем, которыми мы обязаны почти исключительно Проклу, он является предшественником последнего в своей попытке провести трехчленный порядок через все части сверхчувственного мира. За первосуществом, от которого он, однако, не отличал, как Ямвлих, второе единство, у него следуют три триады, на которые он разлагал Noug интеллигибельная, интеллектуальная (бытие, мышление, жизнь; ср. стр. 249) и «демиургическая», которая, однако, снова должна была охватывать три триады; затем три души, из которых низшая есть мировая душа или рок, и телом ее служит природа. То, что нам известно об его дальнейших учениях, звучит весьма формалистично и почти вырождается в ребячество. О двух других учениках Ямвлиха — Эдесии и Сопатре, мы знаем, что первый следовал за Ямвлихом в управлении школой, а последний приобрел влияние при дворе Константина I, но позднее был казнен. Д е к с и п п известен нам своим толкованием категорий, которое, однако, всецел опирается на Порфирия и Ямвлиха.** Среди учеников Эдесия Ei севий держался более научного направления; но большим влияние пользовался Максим, которого под конец (около 370 года) погуби^ его самовосхваление и теургические искусства. Он и его единомыь ленник Хрисанфий, который лично был менее притязательным и более почтенным, обратили императора Юлиана *** к философии и старым богам; дальнейшие философы этого круга суть Приск, Саллюстий, Евнапий и знаменитый ритор Л и б а н и й.**** Ког-

і Юлиан после своего восшествия на престол (361 г.) предпринял установление эллинской религии, он исходил при этом из неоплатонической философии. Но эта попытка должна была неизбежно потерпеть крушение, даже если бы ей не положила преждевременного конца ранняя смерть Юлиана (363). Сочинения Юлиана, поскольку оди имеют философское содержание, обнаруживают столь же мало імостоятельного по сравнению с учениями Ямвлиха, как и книга о уогах его друга Саллюстия. Даровитая И п а т и я, которая стояла во главе платоновской школы в Александрии и содействовала ее необычайному расцвету, но под конец (в 415 году) пала жертвой ранатизма христианской черни, по-видимому, излагала неоплатони- іескую философию в той форме, которую ей придал Ямвлих; так, ю крайней мере, можем мы судить по сочинениям ее ученика, еписко- іа Синезия из Птолемаиды (около 365—415 г.).*

<< | >>
Источник: ЭДУАРД ЦЕЛЛЕР. ОЧЕРК ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1996

Еще по теме §100. Ямвлих и его школа:

  1. АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО ШКОЛА
  2. §73. Эпикур и его школа
  3. §14. Пифагор и его школа
  4. § 89. Энесидем и его школа 167
  5. Подласый И.П.. Педагогика: 100 вопросов —100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. — 368 с., 2004
  6. ПИСЬМО СЕДЬМОЕ ВЭКОН И ЕГО ШКОЛА В АНГЛИИ
  7. § 100. Место исполнения обязательства
  8. § 100. Вводные и вставные предложения 1.
  9. § 100. Вводные и вставные предложения
  10. § 100. Правовые обычаи у древних кыргызов (773)
  11. 100. Что такое цивилизационная типология государств?