<<
>>

АННА ШМИДТ- "НЕВЕСТА" В.С.СОЛОВЬЕВА. ТЕОСОФИЯ: Е.П.БЛАВАТСКАЯ, Е.Ф.ПИСАРЕВА И ДРУГИЕ

Т

еософия в самом широком смысле слова - мистическое богопознание. В разные времена она считалась то синонимом теологии, то, в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, учением о божестве, систематически излагающим субъективный мистический опыт.

Термин "теософия" чаще всего используется при обозначении учений XVI-XVIII вв. Для этого времени характерно появление многочисленных теософических трактатов, среди которых попадаются не только такие, как "Сочинения магокабалистические и теозофические" Георгия Веллинга, но и следующего типа: "Трижды триединый, всеобщий христиа- но-кабалистический божественно-магический и физико- химический амфитеатр вечной и единой истинной премудрости Гейнриха Кунрата; учителя верного любителя теософии и лейб обеих медицин доктора... Прочь дьявол!..". Многие из этих трактатов являются удивительным (и уморительным) сплавом мистики и схоластики, что скорее удаляет, чем приближает к Софии. В девятнадцатом веке, в России, этот термин получает второе рождение...

О

сновательница теософского движения Елена Петровна Блаватская родилась в 1831 г. в Екатеринославле, в семье артиллерийского полковника фон Ган- Роттегтерна. Как поведала одаажды Е.Ф.Писарева последователям теософского движения, их основательница Появилась на свет при стуке заколачиваемых гробов", ибо эпидемия холеры равновесие, в мир сей явился новый спиритуалист. Писарева сообщила тогда также, что Е.П.Блаватская появилась на свет совсем слабенькой, и потому родители опасаясь за душу дочери поторопились ее крестить. Во время совершения этого обряда опустошала Россию. Примечательно, что в этом же году в Германии от холеры умер величайший философ - Гегель. По-видимому, чтобы в природе не нарушалось зажженная свеча, которую держал в руках один из рассеянных присутствующих (воинствующие нигилисты в это время также еще только появлялись на свет), подожгла облачение священника.

Священник получил тяжелые ожоги и в связи с этим новорожденной проницательные умы ''предсказывали жизнь, полную превратностей и борьбы". Это предсказание действительно сбылось.

В шестнадцать лет она выходит замуж за 42-летнего надворного советника Н.В.Блаватского, эриванского вице- губернатора. Выходя замуж, она добивалась всего лишь свободы. Через три месяца по обоюдному согласию мадам Блаватская уходит от мужа без оформления развода. Родствен- ники отправляют ее в Россию, к отцу, который в то время командовал артиллерийской батареей под С.-Петербургом. Родственники посадили ее в фургон с четверкой лошадей и в сопровождении дворецкого, двух жешцин и "малого" из молодой мужской прислуги отправили в Поти, а там предполагалось отправить морем в один из черноморских портов и далее уже двигаться предстояло по России. Когда они приехали в Поти, там стояло несколько пароходов. Блаватская "снюхалась", как писал о ней когда-то двоюродный братец С.Ю.Витте, с капитаном английского торгового парохода и, втайне от прислуги, покинула гостиницу, чтобы в скором времени быть в Константинополе, где какое-то время будет выступать в цирке в качестве наездницы. Затем жизнь "выкидывает фокус" и в нее влюбляется один из известнейших в то время певцов - бас Митрович. Блаватская бросает цирк и уезжает с обладателем замечательного баса, который получил ангажемент петь в одном из небольших театров Европы... Родственники Блаватской получают сначала письмо от певца, в котором он заверяет их, что женился на Елене Петровне (хотя развода с вице-губернатором не было), затем письмо с аналогичным заявлением пришло и от англичанина из Лондона.

Объявившись в Европе, Блаватская делается адептом известнейшего спирита того времени - Юма. При этом ее родственники узнают также, что в Лондоне и Париже она дает концерты на фортепиано. Более того - Блаватская делается капельмейстером хора, находившегося на содержании сербского короля Милана.

В 1859 г. блудная Елена возвращается в Россию, выпрашивает у родственников разрешение вернуться в Тифлис, "обещая вести себя "скромно" и даже снова сойтись со своим настоящим мужем - вице-губернатором Блаватским.

С.Ю.Витте вспоминает ее приезд в Тифлис следующим образом: "Она была уже пожилой женщиной, и не так лицом, как бурной жизнью. Лицо ее было чрезвычайно выразительно; видцо было, что он была прежде очень красива, но со временем крайне располнела и ходила постоянно в капотах, мало занимаясь собой, а потому никакой привлекательности не имела. Вот в это время она почти свела с ума часть тифлисского общества различными спиритическими сеансами, которые она проделывала у нас в доме <...> так, например, раз при мне по желанию одного из присутствующих в другой комнате начало играть фортепиано, совсем закрытое, и никто в это время у фортепиано не стоял".

Блаватская сближается с законным мужем, поселяется у наго дома, но однажды встречается на улице... с певцом Митровичем, который считая ее своей законной женой, по неразумию сбежавшей от него, устраивает скандал. Блаватская тут же исчезает из Тифлиса - разумеется, вместе с Митровичем - и объявляется в Киеве, откуда певец-бас получил ангажемент в местную оперу. Вскоре между Блаватской и киевским генерал-губернатором кн.Дундуковым-Корсаковым происходит скандал, и она вместе с Митровичем отправляются в Одессу, где Блаватская открывает несколько магазинов.

Двоюродный брат ее С.Ю.Витте был в это время уже студентом университета. Когда он познакомился с ней ближе, то поразился "ее громаднейшим талантом все схватывать самым быстрым образом: никогда не учившись музыке, она сама выучилась играть на фортепиано и давала концерты в Париже и в Лондоне; никогда не изучая теорию музыки, она сделалась капельмейстером оркестра и хора у сербского короля Милана; давала спиритические представления; никогда серьезно не изучая языков, она говорила по- французски, по-английски и на других европейских языках, как на своем родном языке; никогда не изучая серьезно русской грамматики и литературы, многократно на моих глазах, она писала длиннейшие письма стихами своим знакомым и родным с такой легкостью, с которой я не мог бы написать письма прозой; она писала с легкостью всевозможные газетные статьи на самые серьезные темы, совсем не зная основательно того предмета, о котором писала; могла, смотря в глаза, говорить и рассказывать самые небывалые вещи, выражаясь иначе, неправду, и с таким убеждением, с каким говорят только те лица, которые никогда, кроме правда, ничего не говорят...

Она обладала такими громаднейшими голубыми глазами, которых я никогда в жизни ни у кого не видел, и когда она начинала что-нибудь рассказывать, а в особенности небылицу, неправду, то эти глаза все время страшно искрились, и меня поэтому не удивляет, что она имела громадное влияние на многих людей, склонных к грубому мистицизму, ко всему необыкновенному".

В Одессе, 26 декабря 1872 г. Е.П.Блаватская обратилась с письмом к начальнику III Отделения, предложив ему свои услуги в качестве... международного агента (!). "В эти 20 лет я хорошо ознакомилась со всей Западаой Европой <...> со всеми выдающимися личностями политиков разных держав, как правительственной, так и крайней левой стороны <...>. Занимаясь спиритизмом, прослыла во многих местах сильным медиумом <...> каюсь в том, что три четверти времени духи <...> отвечали моими собственными - для успеха планов моих - словами и соображениями. Редко, очень редко не удавалось мне посредством этой ловушки узнавать от людей... их надежды, планы и тайны" <...>. "Я говорю по- французски, по-английски, по-итальянски, как по-русски, понимаю свободно немецкий и венгерский язык, немного турецкий <...>. Я играла все роли, способна представить из себя какую угодно личность..." (1).

III Отделение не приняло предложения госпожи Бла- ватской, чем, скорее всего, и уберегло себя от крупного международного скандала.

Вскоре, однако, ее магазины в Одессе "прогорели" и в 1864 г. она отправляется с Митровичем в Каир, откуда он получил ангажемент в итальянскую оперу. У берегов Каира корабль потерпел крушение и, спасая Блаватскую, Митрович утонул.

Вплоть до 1870 г. Блаватская путешествует по странам Европы, Америки, Азии. В 1873 г. уехала в США, а в 1877 г. становится первой русской женщиной, которой удалось стать гражданкой США. Семнадцатого ноябре 1875 г. Блаватская создает в Нью-Йорке Теософическое общество, президентом которого становится ее сподвижник - полковник Генри С.Олкотт - герой Гражданской войны, адвокат.

В 1879 центр Теософического общества был переведен в Ин- даю, в Бомбей, а в 1881 г. в предместье Мадраса Адьяр. Теософическое общество поставило перед собой следующую программу: 1) Основание всемирного Братства, без различия веры, расы, социального происхождения. Члены Братства обязуются постоянно стремиться к нравственному самосовершенствованию и к постоянной помощи своим ближним, - помощи духовной, а при возможности, и материальной; 2) Содействие в распространении арийских и других восточных языков, наук и знаний; 2) изыскание в области сокровенных законов природы и психических сил человека.

В целях пропаганды своего учения Е.П.Блаватская издавала различные журналы: в Индии 'Theosophist" (1879- 1888), в Лондоне "Theosophical review" (с 1877 г.), в Париже "Lotus blue" (1887-1888) и "La revue theosophique" (1889-1890).

Основы теософского учения излагаются ею в книге "Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теологиивышедшей в двух томах в 1877 г. в Нью- Йорке. Первая книга - "Наука" - является пространным ответом на утверждение Д.Юма (не спирита, а скептического философа из Шотландии): "Чудо является нарушением законов природы". По мнению Е.П.Блаватской существуют тайные законы природы, неизвестные ученым со "слепой душой", но доступные для людей, владеющих оккультными знаниями. Вторая книга под названием "Теология" состоит из нападок Блаватской на христианских богословов, в которых она видит главных противников свободы мысли.

Самым главным трудом ее жизни стало написание "Тайной доктрины" ('The secret doctrine", V.l-2, L., 1888, T.3 опубликован посмертно, в 1897 г.), в которой она знакомит профа -нов с тайнами восточной мудрости (2). По отзыву известного санскритолога М.Мюллера, книга Блаватской представляет собой мешанину из плохо усвоенных идей буддизма (3). Ее последовательница Е.Ф.Писарева относительно этой книги заметила: ,vHe получив дара физической красоты, Е.П.Блаватская пренебрегла и красотой литературной формы, изложение ее философии полно шероховатостей, остов ее книги хаотичный, бесформенный, подавляющий, бесполый, как и она сама" (4).

"Более смутной и бессвязной книги я не читал во всю свою жизнь", заметил относительно "Разоблаченной Изиды" философ В.С.Соловьев. По его мнению эта книга изобилует именами, выписками и цитатами, автор демонстрирует начитанность из второстепенных источников, а систематичность и последовательность изложения мысли отсутствует совсем (5).

В этой статье (биографическая часть написана З.Венгеровой) он дает свой анализ движения, которое Называет себя то нео-буддизмом, то западным буддизмом, эзотерическим буддизмом, то теософией" (6). Уже сопоставление этих названий, замечает он, должно вызывать недоумение, поскольку основной, характерной чертой буддизма является непризнание Бога; теист для буддиста - представитель одного из лжеучений. О том, что движение, возглавляемое Блаватской, является развитием буддийского учения, свидетельствует и тот факт, что ее единомышленник Олькотт составил 'Ъуддийский катехизис". Таким образом, заключает Соловьев, теософы являются орудием, а не инициаторами этого движения.

Всякое серьезное учение, с точки зрения В.С.Соловьева, либо опирается на положительное откровение свыше, на слово Божие, либо оно пытается вывести свое содержание из принципов чистого разума, или же оно является обобщением фактов, изучаемых положительными науками. Многие ученые пытаются так или иначе сочетать некоторые из этих источников истины, либо же все три. Однако что касается необудадзма, то он одинаково чужд каждому из этих оснований. Необуддист отрицает отношение к Богу, как к чистой абстракции, то есть исключает возможность положительного откровения: "Разумом "теософисты" (теософисты, а не теософы - намек на софистов - В.В.) пользуются только для голословных ссылок на наго против враждебных им догматов; к положительной науке и к ученым они относятся почти с такой же ненавистью, как и к христианской церкви и ее иерархии (у Б. целые главы наполнены бранными выходками против европейской науки, не желающей признавать азиатских басен)" (С.317). На чем же тогда основана эта, во-первых, антирелигиозная, во-вторых, антифилософская и, в-третьих, антинаучная доктрина? На предположении о существовании тайной мудрости, 'крупицы которой находятся у мистиков всех времен и народов, но которые в целости хранятся каким-то загималайским братством, члены которого живут по 1000 лет и более, могут, не выходя из своей кельи, действовать на любой точке земного шара и т.п. Вовсе не отрицая безусловно возможности подобных вещей, мы полагаем, что учение, которое принимает их действительность как исходный пункт, который основывается на каком-то предполагаемом, голословно утверждаемом секрете, - за который никто и никогда не ручается, - никак не может быть признано искренним и серьезным учением" (С.318). В теософии Блаватской Соловьев усматривает "шарлатанскую попытку приспособить настоящий азиатский буддизм к мистическим и метафизическим потребностям полуобразованного европейского общества, неудовлетворяе- мого по тем или другим причинам своими собственными религиозными учреждениями и учениями" (С.318). Тем не менее в ее учении он видит и "относительную правду" (7).

О себе лично Е.П.Блаватская сообщала адептам, что в четырнадцатом столетии Тзонг-Ка-Па, великий индусский мудрец и реформатор буддизма, напомнил ученым тибетских плоскогорий и гималайских гор предписание одного очень древнего закона, который устанавливал необходимость соизмеримости двух противоположных, но одинаково верных принципов: Истина должна быть сохранена в тайне - Истина должна быть возвещена. Для невежественного человека преждевременное знание столь же фатально, сколь губителен свет для того, кто находится в темноте. И вот Тзон-Ка-Па напомнил, что в конце каждого столетия должна быть сделана попытка просветить людей Запада, заботящихся исключительно о власти и материальном благополучии. И тогда была сделана попытка распространить свет, послать в мир вестника. Два индуса - Кут-Хуми и Мориа - взяли на себя ответственность избрать вестника и отправить его на Запад распространять философию браманизма, открыть часть тайн относительно природы и человека, поскольку наступило время раскрыть их. Выбор пал на Блаватскую, поскольку она была 'Ъсармически связана" с Учителем Морией. Посвящение произошло в 1867 г., в Тибете, на месте, которое она "никогда не захотела точно указать". Встретившись лично с Морией и Кут Хуми, Блаватская получила от них сведения о юн тайной науке, которую ей поручили открыть западному миру.

Они узнали также, что Блаватская была избрана благодаря своему медиумическому дару, с помощью которого она могла общаться со своими учителями на расстоянии прибегая к "мысленному телеграфу". Пребывая в Тибете они общались с ней с помощью астральной формы, а также посредством падающих с неба, с крыши, с потолка посланий с красным иероглифом в конце письма. Полковнику Олькотту (часто называемому вспыльчивой Блаватской "болваном" и "ослом") махатма Кут-Хуми являлся по желанию великой ісософки в астральной форме и оставил на память белый шарф.

Эти Учителя - не боги, а люди, преисполненные мудрости. Они достигли самопознания и полного гармонического развития своих способностей (психических, интеллектуальных, духовных). Еще при жизни в физической оболочке они проникают в высшие сферы бытия, недоступные среднему человеку, познают сокровенную сущность вещей и читают п извечной Летописи Мира (Хроника Акаши) то, что скрыто от других людей. Книга Блаватской "Isis unveiled" (V.l-2, N.Y., 1877) - "Разоблаченная Изида"- по ее утверждению, была паписана под астральным руководством Мориа.

Чтобы доказать свою мистическую связь с мифическими Учителями, Блаватская организовала "комнату чудес". Но мановению ее руки раздавался звон серебряных колокольчиков, с потолка падали розы, летали огненные шары, из бутонов доставались кольца, делались дубликаты изображений, находящихся в других местах, читала запечатанные письма... С одним из писем "от махатм" случилась неприятная история - оно оказалось плагиатом речи, произнесенной незадолго до этого спиритом Кидлем, который и опубликовал в газетах свой протест.

В 1884 г. Блаватская вернулась в Европу для поправ кн расстроенного здоровья. Сначала она живет в Ницце, затем поселилась в Париже, на улице Rue notre Dame dcN Champs, где ее и находит на ее беду Всеволод Сергеевич Со ловьев (1849-1903) - брат философа В.С.Соловьева. Всеволод Соловьев доставит в последующем немало неприятностей мадам Блаватской и ее последователям, издав книгу "Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е.П.Блаватской и "теософическим обществом") " (8).

В 1884 г. в миссионерском журнале "Madras Christian College Magasine" публикуются неприятные для Блаватской письма супругов Коломб, ее сотрудников. Они поссорились с Советом теософического общества и госпожа Коломб была лишена должности секретаря и даже вообще исключена in Общества. В отместку супруги предали гласности ряд писем Блаватской, из которых было видно, что многочисленны? "феномены", с помощью которых она доказывала реальность сил, неизвестных науке, были фокусами, устраиваемыми с помощью супругов Коломб, благо господин Коломб был по профессии механиком... В скором времени эксперты Бритап ского музея определили, что послания махатм написаны ру кой Блаватской... Лондонское "Общество для психически» исследований" командировало в Индию своего представите ля для исследования "феноменов" Теософского общества, который в результате расследований пришел к выводу, что "феномены" Блаватской есть чистое шарлатанство... Разра зился международный скандал...

Невзирая на все это Блаватская с 1886 г. проживает и Лондоне, где основывает отдел Теософского общества "Blavatsky Lodge", издает газету ,fLucifer".

СИЛЬНО страдая ревматизмом и водянкой она умн рает в 1891 г. в Лондоне. После смерти согласно завещанию ее тело было предано сожжению.

Дело Блаватской было продолжено ее ученицей - Ап ни Безант, которая с 1907 г. становится президентом Всемир ного Теософского Общества (вплоть до 1933 г.) (9). а распространение идей Е.П.Блаватской - но уже без ее

"фокусов", взялась Елена Федоровна Писарева, осно

рого явились "домашняя учительница Анна Алексеевна Каменская и дворянин Константин Дмитриевич Кудрявцев"

(Ю).

* * *

В сентябре 1908 г. в С.-Петербурге открывается "Российское Теософическое общество", учредителями кото вавшая в Калуге теософское издательство "Лотос". Все ( пои книги она подписывала в основном инициалами "Е.П.".

Е.Ф.Писарева перевела и издала книги Ледбиттера "Свет на пути" (М.,1905), "Жизнь после смерти", "Краткий очерк теософии"; книги Анни Безант: "The ancient wisdom. An outline of Theosophical theaching". London, 1897. - "Древняя мудрость. Очерк теософических учений" (СПб., 1913), "Ьратство религий", 'Теософия и новая психология"; роман М.Коллинз "Идалия белого лотоса" (П., 1918) и "Историю года. Повесть о сокровенном значении религиозных праздников и церемоний" (Калуга, 1909); М.Ф.Мекк "Гармония мысли" (М., 1913). Она издавала также серию популярных очерков по теологии: "Человек и его видимый и невидимый состав" (Калуга, 1911); "Закон причин и последствий (Карма)" (3-е изд.: П., 1918); "Перевоплощение" (Калуга, 1913); "Сила мысли и мысле-образы" (Калуга, 1912) и серию теософической литературы "ддя народа": "Человек", "Для чего человек живет на земле". Совместно с А.А.Каменской и здала "Задачи Союза Воспитания Свободного Человека". В 1913 г. опубликовала книгу "О скрытом смысле жизни. Письма теософа к русским читателям" (Калуга, 1913), посвященные А.П.Философовой (11).

Собранные в этой книге "Письма" печатались первоначально за подписью "Друг читателя" в течение нескольких пег в "Вестнике теософии". Основное назначение этих "Писем" - показать, как теософ решает всевозможные проблемы жизни. Всего в этой книге было тридцать писем: "О мировоззрении Востока и Запада", "О материализме и идеализме", "О единстве человечества", "Идеалы Востока и Запада", "Путь Выступления и Путь Возвращения", "Раджа-йога", "О необходимости внутренней культуры", "Психология русской души" (здесь она пытается "при свете эзотерической идеи" посмотреть на прошлое русского народа), "О страдании", "О вибрациях мысли", "О значении земной жизни для эволюции человека", "О влиянии космических вибраций", "Круговорот жизни", "Об эволюции человека", "Совершенствуется ли нравственность?", "Внутренний смысл разделения людей на сословия", "Об отношении к животным", "По поводу чумы", "О Л.Н.Толстом", "Об аскетизме", "Аскетизм монаха и аскетизм оккультиста", "О богостроительстве", "Об идее св.Троицы", "О радости", "О красоте", "О труде", "О характере труда в будущем", "О любви между мужчиной и женщиной", 'По поводу самоубийства", "О парижанине, разъясняющем индусам смысл их св.Писания".

К теософии Е.Ф.Писарева приобщилась в 1902 г., вступив в кружок им. Марии Штраух, участники которого собирались у А.А.Каменской. В Калуге она открыла отделение Теософического общества.

Когда я была у Вас прошлой осенью, в сентябре, Вы дали мне право об- ращаться к Вам за советом по пово

ду моих литературных работ. Oi

души благодарю Вас за Вашу доброту и прошу Вас принять участие в вопросе, который меня очень интересует. Когда я была за грани цей, меня сильно поразило отношение иностранцев (всех наций) in числа интересующихся религиозными вопросами, к нашей соотечс ственнице Блаватской. Ее имя в России не только не пользуется популярностью, но с ним соединено много двусмысленного; а спер ва там, за границей, она не только дала толчок сильному духовному движению, продолжающемуся и до сих пор и создавшему такую богатую литературу в области этики и параллельного исследовании всех религиозных систем, - она создала целую толпу учеников, которые высоко чтут ее как учителя и как нравственную личность

В своем письме к В.В.Розанову от 26 февраля 1903 г. Е.Ф.Писарева сообщила обстоятельства своего обращения и поделилась творческими планами: Некоторых из них я узнала лично и должна была прийти к заключению, что обыкновенное существо, а тем более двусмысленное, не могло вызвать к себе такого глубокого почитания среди людей независимых и высоко образованных. Если бы у нее были <нрзб.> какие-либо чары, то через 12 лет после смерти пора бы этим чарам рассеяться. Я так заинтересовалась ее личностью, что собрала большой материал (из английских журналов), касающийся ее, и принялась изучать его. Составить ее биографию я не взялась бы теперь; для этого нужно гораздо больше данных, большой труд и много времени. У меня явилась более скромная мысль: сделать выборку из мнений о ней ее учеников, чтобы выяснить как относились к ней наконец люди, близко ее знавшие. Большинство отрывков принадлежит людям, известных в литературе, здравствующих и до сих пор; они наверное не откажутся подтвердить свои печатные отзывы и <нрзб.>. Очерк, который я составила по отзывам ее учеников, вызвал большой интерес среди моих знакомых, которым я его прочла. Не найдете ли Вы его интересным для журнала "Новый путь"? Судя по направлению журнала, этот очерк может быть интересен для него; к тому же давно пора снять с имени, так высоко мгимого среди <нрзб.>, несправедливое предубеждение, до источника которого я не хочу касаться.

Если Вас заинтересует <нрзб.> очерк, Вы сможете его достать когда хотите, так как он в Петербурге у моей знакомой; напишите только два слова или пошлите Вашу карточку с просьбой от моего имени прислать тетрадь: "Блаватская, в отрывках ее учеников". Адрес: Кабинетская, 7, кв. 1-ая, Анне Алексеевне Каменской.

Кроме этого очерка, я оканчиваю перевод очень интересной книги: "Эзотерическая (сокровенная) философия Индии", лекции одного ученого брамина, читанные в Бельгии. Я пробовала читать вслух и она вызвала глубокий интерес в духовно настроенных слушателях. Мне очень советуют издать ее самой, но я понятия не имею как это делается и каким образом проводятся такие книги через цензуру. Не дадите ли Вы мне технический совет? Может быть лучше было бы поместить ее сперва в журналах, разбить на три или четыре части (размер книги 149 страниц небольшого формата) •ирзб.>. Я думаю что книга эта найдет многих читателей; она очень глубока по содержанию, но изложена ясно и доступно.

<Нрзб.> прибавить еще одну деловую подробность. Я работаю из горячего интереса к вопросам, затронутым этой и другими книгами того литературного направления на Западе, которое задается целью ответить на вопросы искренне ищущих духовного просвещения; но рядом с этим мне недостаточны средства для выписки книг (их нужно много иметь, чтобы серьезно следить за богатой литературой Англии, Франции и Германии по вопросам духон- ным) и для необходимых поездок за границу. Поэтому давая мни совет, имейте в виду, что у меня нет своих средств на все расходы, На издание книги я могла бы занять, если бы Вы меня обнадежили, что книга будет иметь ответ; конечно, после прочтения книги, или ее первых глав, которые я набело перепишу для печати.

Буду искренне благодарна Вам, многоуважаемый Басили(I Васильевич, если Вы найдете охоту и время ответить мне. Мой адрес: Калуга, Дворянский банк, Елене Федоровне Писаревой.

Искренне уважающая Вас Е.Писарева" (12).

В статье "Миссия К П. Блаватской, теософия и теософическое общество" (13) Е.Ф.Писарева рассказывает о своем кумире, который "безгранично расширил наши духовные горизонты", подарил "ключ к раскрытию невидимых пружин эволюционного процесса" и выступил с проповедью высокого идеализма". В чем заключалась, по мнению Писаревой, миссия Блаватской? Блаватская пришла в мир в то время, когда он погряз в материальных заботах, когда умами большинства людей овладела материалистическая философия. Материи лизм проник в сознание людей так глубоко, что одной лишь проповедью, какой бы гениальной она ни была, от кого бы она ни исходила, искоренить его было невозможно, но это можно было сделать лишь наглядно доказав "реальності, невидимых миров". Такую попытку сделали спириты, но они не в состоянии были объяснить свои феномены научными теориями, чего требовало господствующее настроение умов, а потому ''нужно было поразить мир фактами совершенно нового порядка и в то же время перебросить мост от научно го позитивизма в область духа и доказать взаимодействие между невидимыми мирами и земными деятельностями лю дей" (С.20). Для этого необходимо было, чтобы "ясновидящий обладал знаниями, достаточными для разум ного объяснения явлений высшего порядка" (С.20). Таким соединением сверхнормальных психических сил со знаниями высшего порядка и внутренней уверенностью и обладала Клаватская.

Она поведала миру об эзотерических учениях древних Посвященных, которые развертывают перед адептом весь процесс эволюции человека: "как развивался его физический организм, как постепенно раскрывалась его духовная природа и как совершается его медленное, но неизбежное восхождение к совершенству, к богочеловечеству" (С.22-23). Все )го также приводило к мысли, что "эволюция возможна только при условии многочисленных существований человека на земле" (С.23).

Рядом с законами физической эволюции существуют шконы духовной эволюции, по которым человеческая душа совершенствуется, развивает новые свойства, поднимается по ступенькам к вершинам совершенства. Существует разумный план для духовного развития человечества и Эзотерическое учение Посвященных раскрывает его общие очертания, с которыми можно познакомиться благодаря теософии Блаватской. Ядро эзотерических учений - этика. "Все, ведущее к сдцнству, есть добро; все, ведущее к разъединению, есть зло" - вот душа и основа этой этики. Теософия предлагает встать на путь религиозного сознания и деятельного идеализма.

На вопрос - "Почему такой мужественный дух вопло- 1илея в теле женщины?", - Е.Ф.Писарева дает следующий ответ: "Новая ступень сознания, которая следует за полным развитием рассудочного сознания, та степень, на которую пас зовут все учения теософии и которую можно определить как путь религиозного сознания и деятельного идеализма, - >тот путь доступнее для женской души, более способной на самопожертвование и менее связанной путами материальных шггересов. Этим объясняется и небывалое в прежние времена выступление современных женщин в роли вождей и руководителей духовных движений, имеющих мировое значение (во главе теософии, аболюционизма, уравнения прав, во главе различных медицинских и научных реформ стоят женщины, пс говоря уже о филантропических движениях)" (С.31).

Здесь следует привести еще один интересный ответ Писаревой, заранее данный ею на возможный вопрос:

215

'Почему этот дух воплотился в русской женщине, представительнице отсталого народа?"

"И на эту загадку получается разумный ответ, если посмотреть на исторический процесс с точки зрения теософии, эзотерические учения которой способны проникать во все внутренние стороны этого процесса. Новые духовные задачи выполняются не теми народами, которые уже обладают вполне созревшей культурой и играют руководящую роль. Даже самая физическая организация такого народа служит тому препятствием: мозг и нервная система его представителей слишком определенно сложились по линиям укоренившегося народного сознания, чтобы быть подходящими для нового творчества <...>. Поэтому новые духовные задачи предлагаются сравнительно молодому народу, способному к творчеству, но еще не связанному укоренившимися историческими традициями. Таким народом может стать русский народ <...>.

Возможно, что вся тяжелая школа самоотречения, через которую прошел русский народ, то задерживая собою вторжение в Европу азиатских варваров, то разыскивая естественные границы для своих открытых равнин и с напряжением всех сил поддерживая созидавшееся огромное государство, - возможно, что эта тяжелая школа вела к тому, чтобы подготовить Россию к великой духовной миссии.

Не в том ли ее призвание, чтобы соединить в одно целое духовное творчество современного Запада и древнего Востока и, взяв все наиболее ценное из этого объединенного творчества, осуществить дух истинного христианства на земле?

Само географическое положение России отвечает на этот вопрос утвердительно. И в душе русского народа такие черты, как отсутствие народдого эгоизма и обособленности, наклонности к покаянию, стремление к общему и абсолютному, а не к частному и временному, жажда справедливости и искание Правды и Царства Божьего на земле, - все эти черты указывают на таящиеся в нем великие возможности. Но выполнит ли он свое великое назначение, всецело зависит от нас самих, от того, куда будут направлены усилия всех живых клеток, из которого состоит организм народа" (14).

Далее Писарева признается, что несмотря на такие благоприятные условия, теософия пользуется влиянием не в

России, а на Западе и в Индии.

* * *

Третья Елена, оставившая заметный след в истории мистицизма, в развитии теософии, урожденная Шапошникова, после выхода в 1901 г. замуж за Николая Константиновича Рериха (1874-1947), Елена Ивановна Рерих, переводила на русский язык 'Тайную доктрину" Е. П. Блаватской, записывала и редактировала три тома "Живой этики", вышедшие из под пера ее мужа, писавшего под диктовку все тех же мифических Учителей. В "Письмах" этой "сотрудницы космических сил", собранных и изданных в двух томах (15), похоже

вновь воскресает дух Блаватской...

* * *

А.Белый, вспоминая события 1901 г., рассказал об Анне Сергеевне Гончаровой (1855-?), которая вернувшись из Парижа оганизовала в Петербурге теософский кружок, члены которого собирались у Кохманской (в него входили П.Н.Батюшков (двоюродный брат Гончаровой), Е.Ф.Писарева, М.В.Сабашникова. Некоторое время (сентябрь-октябрь 1902 г.) его посещал и А.Белый). Разговоры Гончаровой с отцом А.Белого - математиком Н.В.Бугаевым, создателем философской системы "Монадология", - пробудили в нет интерес к философии. А.Белый сообщает о Гончаровой, что она окончила "Сорбону и стала первым "доктором философии" (из русских женщин); с той поры она годы жила исключительно интересами философии, психологии, будучи лично знакома с Рише, Бугру и Шарко; она потом вся ушла в интересы экспериментальной психологии, изучала книги по гипнотизму; вместе с тем она первая из русских взошла на вершину Монблана; <...> впоследствии она долго занималась проблемами эстетики; несколько лет она безвыездно жила в Париже, а теперь вдруг вернулась в Москву - убежденнейшей теософкою, лично знакомой с Анни Безант, Ледбитером и Паскалем (парижским теософом); в этот период она бывала у нас почти каждый день, разговаривала с папой и главным образом со мною о теософии и снабжая папу и меня брошюрками Безант и Паскаля (16).

А.Белый принимает некоторые пункты теософского учения (эзотеризм, учение о строении человека, гаозис), но противится восточным мотивам, буддизму, опасаясь 'Утопления христианского эзотеризма в общевосточном".

<< | >>
Источник: Василий Ванчугов. Женщины в философии. Из истории философии в России конца М., РИЦ ПИЛИГРИМ, - 304 с.XIX-нач. XXвв. 1996

Еще по теме АННА ШМИДТ- "НЕВЕСТА" В.С.СОЛОВЬЕВА. ТЕОСОФИЯ: Е.П.БЛАВАТСКАЯ, Е.Ф.ПИСАРЕВА И ДРУГИЕ:

  1. АННА ШМИДТ- "НЕВЕСТА" В.С.СОЛОВЬЕВА. ТЕОСОФИЯ: Е.П.БЛАВАТСКАЯ, Е.Ф.ПИСАРЕВА И ДРУГИЕ