<<
>>

§ 46. Антропология Платона

Для совершенства мира необходимо, чтобы он так же, как его прообраз (аито^юоу), содержал в себе все живые существа. Однако, из этих существ для Платона имеет самостоятельный интерес только человек: растениям и животным он лишь мимоходом посвящает до- ольно несущественные замечания.
Более подробно занимается он в Тимее» человеческим телом; но лишь немногие из этих филологических допущений стоят во внутренней связи с платоновской шлософией. Душа человека по существу однородна с душой мирового целого, из которой она происходит (Phileb 30 A. Tim. 41 D и сл., 69 I и сл.); имея простую и бестелесную природу, она, в силу присущего й самостоятельного движения, есть источник движения для своего ела; будучи неразрывно связана с идеей жизни, она не имеет ни юнца, ни начала 92 своего существования. Нисходя в земное тело из іьісшего мира, души, если они вели чистую жизнь, обращенную к »ысшему, снова возвращаются туда после смерти; тогда как души, іуждающиеся в исправлении, частью подвергаются загробным наказаниям, частью осуждены на странствие по человеческим и животным телам. В своем прежнем бытии наш дух созерцал идеи, о которых он вспоминает при взгляде на их чувственные отображения.93 Дальнейшее развитие этих положений Платон дал в мифической форме, относительно которой он сам намекает, что он не придает научного значения ее отдельным чертам, часто несогласованным между собой; но сами эти положения выражают его действительное убеждение, и лишь в отношении странствования душ возникает вопрос, допускал ли Платон серьезно вступление человеческих душ в тела животных. Если же, напротив, пытаться отрицать (вместе с Тейхмюллером), что Платон признавал личное бессмертие и предсуществование души, то приходится прибегнуть к совершенно недопустимым перетолкованиям объяснений и доказательств философа, и признавать простой метафорой или приспособлением к обычным взглядам то, что он излагает чак свое решительное научное убеждение. При этом также упускают з виду, как тесно связана у Платона вера в бессмертие со всей его шлософией: она связана, с одной стороны, через посредство учения • воспоминании, с его теорией познания, с другой стороны, через юсредство допущения загробного возмездия, с его этикой и теологией, і наконец, через противоположность между вечным, духовным бытием и телесными, преходящими явлениями — со всей его метафизикой.94

Согласно этим воззрениям, Платон может находить истинную сущность души лишь В ее духовной Природе, в ее разуме OwOyiCTTlKOV, Phileb 22 С.

уоЪф. Лишь разум есть божественная и бессмертная часть души; только при вступлении в тело с ним соединилась смертная часть души; и только в мифе, излагаемом в «Федре», предсуществование принадлежит и смертной части. Смертная душа имеет в свою очередь две части: аффективную (0ицо<;, 0ицоєі5є<р и вожделеющую (то ?Л;І0ЦІГ)ТІК6У, также фі/іохрпцатоу). Разум пребывает в голове, аффективная часть — в груди, вожделение — в нижней части живота (Resp. IV, 435 В и сл. Tim. 69 С и сл. 72 D и сл. Phadr 246). Как, однако, с этим делением души на три части согласимо единство личной жизни,95 к какой части души принадлежит самосознание и воля, как в бестелесной душе может все же иметься склонность к чувственному миру, как телесные состояния и физическое происхождение могут иметь то решающее влияние на характер человека, которое им приписывает Платон, — на все это Платон не дает никакого ответа. Столь же мало находим мы у него исследования о природе самосознания и воли; и если он решительно утверждает свободу воли (Resp. X, 617 Е. 619 В. Tim. 41 Е и сл. Законы X, 904 В и сл.), то он опять не дает никакого объяснения, как с ней соединимо столь же решительно утверждаемое им сократовское положение, что никто не бывает добровольно дурным (Tim. 86 D и сл. Законы VB 731 Си сл. IX, 860 D и сл., Мепоп 77 В и сл. Protag. 345 D и сл. 358 В и сл.).

<< | >>
Источник: ЭДУАРД ЦЕЛЛЕР. ОЧЕРК ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1996

Еще по теме § 46. Антропология Платона:

  1. Тесты
  2. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  3. 1.Антропология как фундаментальная философская наука
  4. § 1. Генезис понятия сущности человека
  5. Б. Т. Григорьян На путях философского познания человека
  6. § 46. Антропология Платона
  7. § 47. Этика Платона
  8. ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ МАТЕРИАЛ
  9. Лекция 3. Природа и самоубийство: справедливая смерть
  10. Антропология
  11. ЗАРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ТИПА АНТРОПОЛОГИИ
  12. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА НАТУРФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ