<<
>>

АНТРОПОСОФИЯ...

"... прорастут и зазеленеют новые всходы Русской Ан- ропософии. Ими оденется Душа русского народа, когда, пройдя свое трагическое чистилище, она выступит во всем величии своей духовно-исторической миссии.
Это - обещано. Это - будет".

М. Н. Жемчужникова

К

раеугольным камнем этого мистического направления был немецкий мыслитель Рудольф Штейнер (1861- 1925). Его адептам казалось, что он "шел новым путем - путем точного ясновидческого познания, являющегося развитием естественнонаучных методов. Остальные же жили атавистическими, отчасти даже медиумическими способностями, в традициях - нередко искаженных - восточной мудрости" (17). Самые проницательные усматривали в нем дар духоведения и предвиденья. Та же М.Волошинова к такому выводу из того факта, что Р.Штейнер сказал как-то, что "в кометах законы прежних эпох мирового развития, несколько модифицированные современными условиями, еще действуют и в наше время. Существа тех эпох нуждались в азотных соединениях, как теперешние земные существа нуждаются в кислороде. В 1910 г. в научных журналах появились сообщения, что в спектрах комет обнаружена синильная кислота. Таким образом данные духовноведческих исследований через четыре года были подтверждены научным естествознанием" (Там же, С. 140).

Андрей Белый после занятий теософией решил приобщиться антропософских таинств . Когда-то было и увлечение философией. Явлением Софии он считал не только М.К.Морозову, но и М.Я.Сиверс, к большому удавлению ставшую не его женой, а Р.Штейнера. О последней А.Белый писал, что ее образ был для него "символом Софии; иногда этот образ мне говорил: "Вот теперь я тебя оставляю: опирайся на оккультную помощь, которую я тебе дала и уже без меня держись на духовной высоте" (18). И А.Белый "оперся" на крепкое в оккультном плане "плечо" Р.Штейнера.

М.В.Сабашникова (1882-1973) была одной из первых русских учениц Р.Штейнера, много лет жила в Дорнахе, участвуя в постройке храма Гетеанума.

С началом революции она вернулась в Россию с группой эмигрантов в запломбированном вагоне. Была организатором эвритмических постановок, которые враги антропософов сравнивали с хлыстовскими плясками. О.Н.Анненкова (?-1949) слушала курсы Р.Штейнера в Европе и тоже принимала участие в постройке Гетеанума. От Р.Штейнера ей было дано право принимать в России в Общество новых членов. Ею была переведена книга Р.Штейнера "Христианство как мистический факт и мистерии древности".

Одна из антропософских групп в России была названа им. В.С.Соловьева (потому что именно он "после Данте первый имел встречу с существом Девы Софии"), а другой, московской группе, как это ни странно, было суждено вобрать в себя дух... М.В.Ломоносова - по рекомендации ни кого иного, как Р.Штейнера. Обоснование такого наименования в этом случае строилось на следующем рассуждении: "Ломоносов был первым русским, мыслившим не по- средневековому; инспирированный духом новой эпохи, он поднимал в Космос свой свободно исследующий взор. Таким путем он выводил русскую культуру из плена ее восточно- мечтательной и чисто душевной мистики навстречу той европейской культуре, которая связана с европейской духовностью" (19).

М.Н.Жемчужникова, активная антропософка, участвовала в семинаре по Гегелю у И.А.Ильина. Для нее он был "сильнейшим мыслителем" и "красноречивейшим оратором", который 'как бурей увлекал" ее за собой. Но увлечение не получило развития, поскольку Ильин "увлекал - в пропасть той гегелевской "логической объективности", которая подменяет собой живую духовную реальность, начисто отрезает тем самым путь к нет. И мне надо было постоянно внутренне сопротивляться этому нажиму, противопоставляя ему то, что было уже найдено в антропософии, но находить ддя этого формулировки, приемлемые в обстановке философского семинара. Конечно, я не могла и не хотела выступить там с изложением антропософских идет; я только задавала вопросы. И.А.Ильин ценил мои вопросы, потому что они давали ему повод для подробнейших разъяснений своих идей, но, конечно, их скрытая установка была ему ясна.

И предметом моей гордости - и вместе с тем сожаления, потому что занятия эти были чрезвычайно интересны - было то, что на следующий год Ильин меня не пригласил <...> и объяснил причину: "Ей здесь делать нечего, она безнадежно застряла в "штейнерианстве"" (20). - Я варю суп - то это много, Это сама философия

В лице самой ничтожной служанки своей Ходила на рынок и стряпает, неумело Надев передник. Поэтому не требуйте От меня уменья жен и таланта хозяек Я среди них чужая, не мое это - Облик, характер, салат, добродетель... Мое - звезды над морем, горы и чудаки. Да еще сладостный вздрог от сознанья, Что понята мыслей система, Что Кант пред тобою - как дерево Со всеми ветвями и листьями <...>.

Считая, что организация типа *Ъольфилы" слишком "академична" и "философична", В.О.Станевич решила изобрести более "демократичные" формы духовного общения, более широкие как по кругу вопросов, так и по составу участников. В итоге она предложила создать "Вольное содружество духовных течений" для которого написала устав. Идею содружества поддержали "толстовцы", Христианский студенческий союз, анархомистики.

Незадолго до смерти В.О.Станевич взялась за перевод автобиографии Р.Штейнера, к чему ее постоянно подталкивала М.Н.Жемчужникова, считавшая что только Ста- невич в состоянии "дать настоящий перевод этой книги, требующей философской эрудиции вместе с искусством находить формулировки тончайших оттенков мысли" (Там же, С.20).

В Антропософском обществе существовали различные кружки. К.Н.Васильева (урожд. Алексеева, 1886-1970), вторая жена А.Белого, вела кружок (спецкурс, как говорят сейчас) по книге "Как достигнуть познания высших миров". В.О.Анисимова (урожд. Станевич, 1889-1940) вела кружок по книге "Христианство как мистический факт и мистерии древности". О последней здесь следует рассказать несколько подробнее. М.Волошинова вспоминала, что редко можно встретить человека, обладающего "таким четким, конкретным и в то же время образным мышлением. Широкое философское образование дало ей способность обобщения, но эти обобщения не были абстрактными, а выливались в образы, которые, однако, отнюдь не '^витали в облаках", а всегда выражали собой конкретное содержание того, о чем шла речь...

Восприятие антропософии было... художественное" (Там же, С. 18). Прежде чем увлечься антропософией, В.О.Станевич изучала философию на Высших женских курсах, главным образом у Б.А.Фохта. После смерти в ее архиве был обнаружен листок со следующей исповедью:

К.Локс вспоминал, что В.О.Станевич была "в курсе всех интересов эпохи. Тут был и символизм, и религиозно- философские искания, и даже Кант, все вперемежку, все вместе, но именно этот сумбур и делал ее занимательной. Обожая всякого рода экстравагантности, она иногда ходила дома в коротких штанишках и вообще отличалась мужскими замашками. Поэтому А.Белый, в которого она была влюблена, называл ее не Станевич, а Штаневич" (21). К.Локс был частым гостем философических вечеринок, проводимых у Станевич: "... нельзя было понять, какое отношение к ним (вечерам - В.В.), кроме разве что иронического, имеет ,гКритика способности суждения", лежавшая на столе В.О. "Критика способности суждения" <...> в ту пору изучалась всеми. В университете мы работали над нет в семинарии Лопатина, на Высших женских курсах теми же занятиями руководдл, кажется, Фохт" (22).

<< | >>
Источник: Василий Ванчугов. Женщины в философии. Из истории философии в России конца М., РИЦ ПИЛИГРИМ, - 304 с.XIX-нач. XXвв. 1996

Еще по теме АНТРОПОСОФИЯ...:

  1. 3.2.1. Теоретико-философские положения педагогики Р.Штайнера
  2. (Приложение.) К лекции от 4/XI 21 г. Ответ на частные вопросы
  3. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К ТОМАМ 3(1) И 3(2)
  4. Празднества стихий
  5. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  6. Философская антропология
  7. § 3. Метафизика веры и мистика
  8. § 30 Начало преподавательской деятельности
  9. АНТРОПОСОФИЯ...
  10. Примечания 1.
  11. Круг. Бутервек
  12. Юлиус Эвола, воин Традиции
  13. НАДКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИНКРЕТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  14. 2. Секта или «синтез всех религий»?
  15. 34. «Невежды» о теософии
  16. 39. Что значит отлучение от церкви?
  17. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ Бурняшева Л.А.
  18. Антихристианская суть Вальдорфской педагогики
  19. Паранаучное знание