<<
>>

Бергер. Гегель Жизнь и произведения

Поэты и философы Эллады оставались всю жизнь его близкими друзьями, а в греческом государстве он чтил идеал эстетического и нравственного состояния общества. Французская революция и кантовская философия, которые обещали покончить с инертным состоянием политической и научной жизни, нашли в нем воодушевленного приверженца (первая) и ученика, в тиши перерабатывающего воспринятое учение (вторая).
Живя несколько лет в Берне в качестве домашнего учителя, Гегель употребил это время для занятий историей и в то же время самым внимательным образом следил за философским развитием, с одной стороны, Фихте, с другой —

Шиллера. К этому времени относится сохранившееся в рукописи сочинение

128

Гегеля о жизни Иисуса , показывающее, что в понимании религиозного развития он стоял на одной точке зрения с Лессингом. После переселения во Франкфурт-на-Майне, где его положение не изменилось, он хотя и не прерывал своих занятий богословием и политикой, тем не менее главный интерес сосредоточил на работе, представлявшей собой очерк его философской системы. Он изложил ее в обширной рукописи, некоторые

127

места которой обсудил с Гельдерлином . Этот очерк как по методу, так и по содержанию уже содержит в себе основные черты его позднейшего учения и доказывает, что основная проблема этого учения развилась из кантовской и фихтевской философии независимо от системы тождества. Но Гегель, будучи по природе холодным и спокойным, не страдал самомнением гениальности. Строгий к самому себе, он позволял своим мыслям окончательно созреть в тиши кабинета и выступал с ними публично лишь тогда, когда они уже были продуманы до конца. В то время, как произведения Шеллинга, так же, как и диалоги Платона, показывают нам их авторов в постоянном развитии, система Гегеля уже в первом большом труде появилась во всеоружии, как Минерва из головы Зевса, а потому во всех произведениях Гегеля, как и в сочинениях Аристотеля, мы с начала и до конца имеем дело с мыслителем, полностью согласным с самим собой.

Но это замкнутое единство достигалось путем глубокого, упорного, удивительно разностороннего развития, вобравшего в себя все многообразие духовной жизни эпохи. В уме Гегеля сталкивались и принципы умирающего Просвещения, и мотивы зарождающегося романтизма. Лишь в наши дни Вильгельму Дильтею, основываясь на сохранившейся рукописи Берлинской библиотеки, блестяще удалось пролить свет на этот в высшей степени интересный процесс.

312

После периода подготовки, собирания и переработки идейного материала в 1801 году в жизни Гегеля наступил второй период — период академической деятельности. Став самостоятельным после смерти отца, он по настоянию Шеллинга поселился в Йене и стал издавать там вместе со своим другом юности «Критический философский журнал». Он и Шеллинг считали себя в то время едиными в философских убеждениях, и в статьях, помещаемых Гегелем в этом журнале, он настолько является единомышленником Шеллинга (хотя и самостоятельным философом), что относительно

некоторых из них, особенно же той, которая говорит об «Отношении

128

натурфилософии к философии вообще» , мог впоследствии возникнуть спор, кто из них обоих был ее автором. Позже на основании других статей выяснилось, что друзья написали ее вместе. Но и рассуждение «О вере и

129

знании» и «Различие между системой философии Фихте и Шеллинга» тоже изложены совсем в духе системы тождества. Действительно, тогда еще сохранялась возможность того, что Шеллинг в своем учении пойдет по пути, проложенному Гегелем, и, как уже было упомянуто, позднейшие изложения его учения в «Бруно» и в «Лекциях о методе университетского образования» показывают у него преобладание идеального фактора, что полностью совпадает с направлением основной мысли у Гегеля (что Абсолют есть дух). И только когда Шеллинг, подпав в Вюрцбурге под другое влияние, повернул в сторону теософии, произошло не только пространственное, но и духовное разобщение обоих друзей, которое впоследствии привело к печальному и (преимущественно со стороны Шеллинга) страстно-возбужденному соперничеству. О своем разрыве с системой тождества Гегель заявил в своей «Феноменологии духа», первом и в известном смысле самом величественном из его сочинений. Он только что окончил его, как разразилась франко- прусская война, на некоторое время прервавшая интеллектуальные баталии в Йене. Гегель лишился места экстраординарного профессора, полученного им в 1805 году, и в последующие годы был вынужден зарабатывать себе средства к существованию в качестве редактора маленькой газеты в Бамберге . Из этого положения его вытащил Нитгаммер, благодаря посредничеству которого он был приглашен директором в гимназию Эгидия в Нюрнберге. Памятником преподавательской деятельности в этой школе

131

является «Философская пропедевтика» , которую он набросал для преподавания в старших классах гимназии.

313

<< | >>
Источник: Виндельбанд В.. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками/пер. с нем. Введенский А.И.; М.: КАНОН-пресс, Кучково поле,.- 496 с. (Канон философии).. 1998

Еще по теме Бергер. Гегель Жизнь и произведения:

  1. 1.3. От механизма к субъекту: развитие форм саморегулирования «коллективных организмов»
  2. 9.3. Список литературы
  3. Примечания
  4. Бергер. Гегель Жизнь и произведения
  5. ГЕГЕЛЬ. ВЕХИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
  6. ПИСЬМА
  7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В.В. БИБИхИНА
  8. Г ерменевтика как одна из ведущих когнитивных практик
  9. Забота как фундаментальная предпосылка формообразования субъекта интерпретирующего
  10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  11. 1. Указатель литературы на русском языке