О доказательстве как таковом или о третьей операции нашего разума
Здесь мы будем исследовать три предмета. Первое: что такое доказательство. Второе: скольких оно бывает видов. Третье: каковы его свойства.
Раздел первый. Что представляет собой доказательство как таковое с метафизической и физической точки зрения
152.
Доказательство и довод различаются между собой. Довод есть то, благодаря чему одно выводится из другого, или основание, благодаря которому мы обретаем уверенность в предметах сомнительных. По другому довод называют средним термином или средним. Это из-за того, что он помешен между крайними членами подлежащего доказательству заключения. Он соединяет эти члены в силу тождества и разъединяет их в силу отрицания. Доказательство же есть само заключение (illatio) из одного более известного и другого менее известного. Или же есть речь, в которой из-за соединения среднего термина с крайними, сами крайние члены оказываются соединенными. Например: "Высшее благо необходимо любить, Бог есть высшее благо, следовательно, Бога необходимо любить." При этом доказательстве один из крайних терминов "необходимо любить" соединяется в большей посылке со средним термином "наивысшее благо", другой крайний термин "Бог" соединяется с тем же самым средним термином в меньшей посылке. Наконец, сами крайние термины соединяются между собой в заключении.Философская сущность (essentia) доказательства состоит из трех элементов. Первое — в антецеденте или посылках, второе - в кон- секвенте, третье — в следовании, то есть в самом заключении или выводе одного из другого благодаря частице ei^o. Первое и второе соответствуют материи, третье — форме. Что касается материи, то она двояка. Одна материя "относительно которой", то есть сам предмет, относительно которого идет доказательство. Другая материя "из которой", последняя разделяется на отдаленную и ближайшую. Отдаленная материя — термины, ближайшая - суждения (два или по крайней мере одно).
Лишь материя "из которой" собственно составляет доказательство. Материя "относительно которой" есть объект, лежащий за пределами доказательства.154. Вывод (conclusio), или выводимое суждение, содержит в себе два компонента, различимых по крайней мере умозрительно. Первое — последнее суждение в доказательстве, взятое как таковое, рассматриваемое безо всякой связи с посылками. Оно называется консеквентом (consequens), или заключением в материальном аспекте (materialiter sumpta).
Другое, находящееся в заключении, представляет собой формальное заключение из посылок или антецедента, то есть связь истинности, высказываемой в посылках, с истинностью суждения. Это следование называется консеквенцией, то есть заключение в формальном аспекте. Консеквент употребляется без указывающей на следование частицы "ergo", а консеквен- ция (следование) с этой частицей.
155. Отсюда ясно, во-первых, что могут быть истинными антецедент и консеквент, когда последний единообразен (conformis) своему объекту, но при этом следование будет ложным. Так, бывает тогда, когда консеквент не связан с антецедентом. В самом деле, бывает же гак что одно и то же суждение, если его рассматривать как таковое, может быть истинным, но если его рассматривать с точки зрения следования из посылок, то оно окажется ложным. Например, в следующем доказательстве: "Всякое тело есть субстанция, ангел есть тело, следовательно, ангел есть субстанция" консеквент истинен, однако следование ложное. Неправильно ведь заключать о том, что ангел будет субстанцией из того, что он якобы является телом. И наоборот, при ложном антецеденте и кон- секвенте мы можем иметь дело с истинным следованием. К примеру: "Петр есть камень, следовательно, он не чувствующий, так как быть камнем связано с отсутствием чувств"
Ясно, во-вторых, что при отрицании следования не всегда отрицается истинность последнего суждения, рассматриваемого как таковое. Дело в том, что оно может быть и истинным, ведь мы отрицаем только то, что из истинности подобного антецедента не следует истинность заключения.
Добавь, в большинстве случаев, ибо когда отрицается следование, то тогда также отрицается и консеквент, даже если последний сам по себе является ложным.Очевидно, в-третьих, почему в доказательстве философы никогда не различают следование, но лишь только консеквент. Дело в том, что последнее суждение доказательства, рассматриваемое относительно себя самого, независимо от заключения, может иметь самый различный смысл или же быть двусмысленным. Оно может иметь связь с посылками и не иметь ту же самую связь в другом смысле. Поэтому различение консеквента имеет следующее значение - "если консеквент воспринимается в этом смысле, то я соглашаюсь со следованием", то есть я соглашаюсь с тем, что заключение правильное и существует связь между антецедентом и консеквентом. Если же консеквент воспринимается в другом смысле, то я отрицаю следование, то есть я отрицаю, что заключение правильное и т.д. 156. Следование разделяется на материальное и формальное, материальное следование бывает тогда, когда последнее суждение правильно следует из антецедента только из-за материи "относительно которой", то есть из-за соединения объекта заключения с объектом посылок и оно является бесполезным. Формальное следование бывает тогда, когда последнее суждение правильно следует из антецедента из-за самой формы доказательства, то есть из-за правильного следования, и в этом следовании формально и заключается действие третьей операции, гак как вторая операция формально заключается в соединении предиката с субъектом.
Еще по теме О доказательстве как таковом или о третьей операции нашего разума:
- I. ПОНЯТИЕ НАУКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
- VII
- О СУЕВЕРИИ И ЧУДЕ
- О доказательстве как таковом или о третьей операции нашего разума
- ДИАЛЕКТИКА У КАНТА И В «НЬЯЯ-ОТРЕ»
- КАТЕХИЗИС ПРИРОДЫ, ИЛИ БЕСЕДА ОБ ОСНОВАХ МОРАЛИ2
- Словарь терминов
- РЕЧЬ О ЗНАТНЕЙШИХ ПЕРЕМЕНАХ ЗЕМЛИ, ГОВОРЕННАЯ В ПУБЛИЧНОМ СОБРАНИИ АКАДЕМИИ НАУК ПРОФЕССОРОМ ФИЛОЗОФИИ ИОСИФОМ АДАМОМ БРАУНОМ ИЮЛЯ 1 ДНЯ 1756 ГОДА[320]
- § 5. Философский язык: за пределами языковых правил?
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Наукоемкое производство
- Рим и Египет
- ПРИМЕРЫ ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ
- ГЛАВА 6 Новгород