<<
>>

Этико-философские взгляды

Гоббса также опираются на тезис о «естественном состоянии людей». По его мнению, человек обладает неизменной, чувственной природой, поэтому в основе нравственности лежит естественный закон - стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей.

«Благо» есть предмет влечения и желания, а «зло» - предмет отвращения и ненависти. Понятия этики определяются Гоббсом не сами по себе (как абсолютные), а в их отношении к человеку (как относительные). Добродетели и пороки людей обусловлены разумным пониманием того, что способствует, а что препятствует достижению блага. Вот почему гражданские обязанности, вытекающие из общественного договора, совпадают по своему содержанию с моральным долгом. В силу этого интересы государства являются высшим критерием морали.

Итак, теоретическое наследие Гоббса велико. Его воззрения по проблемам теории познания не утратили своего значения и сегодня, они вызывают определенный интерес у современных гносеологов. Взгляды Гоббса на государство и общество были весьма прогрессивными и повлияли на большинство мыслителей XVII и XVIII вв. От его теории договора по созданию государства и общества дорога привела к «общественному договору» Руссо. Концепция общества у Гоббса содержит в себе немало демократических элементов. Это прежде всего признание суверенитета гражданина, естественного равенства всех людей, забота о благе народа, сохранение гражданского мира.

<< | >>
Источник: под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. История философии: Учеб. пособие для вузов. 1997

Еще по теме Этико-философские взгляды:

  1. Б. Т. Григорьян На путях философского познания человека
  2. Философская мысль в России начала XVIII века: преемственность и перспективы развития
  3. § 9. Этика и философія права. 1.
  4. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГОЛЬБАХА
  5. 8.11. Идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории
  6. 38. Есть ли этикет в «живой этике»?
  7. ЭТИКА - «ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»: СПЕЦИФИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Жукова С.П.
  8. Н. И. Мушинский КУРС ЭТИКИ в ВУЗЕ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ в условиях ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  9. Религиозно-философские представления М. Руфа и И. Рейхлина
  10. Философская мысль в XVII в.
  11. Социально-философские и этические взгляды идеологов петровских реформ (В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир)
  12. Социально-философские и философско-исторические идеи либерального западничества
  13. Философские взгляды Н. А. Добролюбова
  14. Философская мысль в 30-е гг.
  15. Этико-философские взгляды
  16. Этика как методологическая основа нравственного воспитания сотрудников правоохранительныхорганов
  17. Этика
  18. 1. Ценность и политическая этика
  19. Богостроительство в контексте религиозных и социально философских споров в России начала XX века
  20. I. 4. Отечественная философская публицистика XVTTT-XX вв.