<<
>>

§ 3. Философия марксизма

Марксизм — одно из наиболее влиятельных направлений в общественной мысли Х1Х-ХХ вв. Он возникает в середине 1840-х гг. Его основатели — Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) — разработали систему научных и политических взглядов, которая используется не только учеными, но и общественно-политическими движениями многих стран мира.
Оценивая влияние крупнейших мыслителей на ход развития цивилизации в ХХ столетии, Карл Поппер назвал ХХ век веком Маркса и Фрейда. В ХХ в. возникло много версий и истолкований марксизма. Как известно, в СССР марксизм — понимаемый преимущественно в его сталинской версии — был объявлен официальной идеологией КПСС и Советского государства. Поэтому вся история России в XX в. связана с развитием и распространением данной системы взглядов. Негативная оценка марксизма, распространившаяся в постсоветской России, не является, на наш взгляд, адекватной и окончательной. Подводить итоги влияния на развитие цивилизации марксизма в целом и марксистской философии в частности еще рано. В марксизме выделяются три составные части: философия, политическая экономия и теория научного коммунизма. При этом философия образует наиболее фундаментальную теоретическую основу, на которую опираются две другие концепции. Нашей задачей здесь является сформулировать первоначальные идеи марксистской философии, не затрагивая специально другие составные части этого учения. По определению одного из наиболее выдающихся последователей Маркса и Энгельса Владимира Ильича Ленина (1870-1924), «философия марксизма есть материализм». Следует отметить, что учение Маркса явилось важной ступенью развития философского материализма, так как в марксистской философии был выдвинут ряд крупных, принципиально новых идей. Обсудим эти идеи подробнее. Первой новой идеей, лежавшей в основании марксистской философии, было коренное изменение подхода к философскому знанию и его месту в культуре.
Представители немецкой классической философии — прямые идейные предшественники К. Маркса — считали, что их наука имеет преимущественно теоретическое значение. Царство философии — это сфера чистой мысли. Она только объясняет мир, не вмешиваясь в происходящие в нем события (экономику, политическую борьбу и т. п.). Философия — царица наук, объединяющая в целостную систему все теоретическое знание. В своей ранней работе «Тезисы о Фейербахе» Маркс поставил перед философией другие задачи. Он писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, дело же состоит в том, чтобы изменить его». Отсюда ярко выраженная практическая направленность марксистской философии: она должна не только теоретически осмыслить природу и человека, но и разработать стратегию преобразования общества путем целенаправленной революционной деятельности. Вторая фундаментальная идея марксистской философии — создание концепции диалектического материализма. Прямыми предшественниками марксизма в области философии явились Г. В. Ф. Гегель и Л. Фейербах (см. главу 5). Гегель был классическим представителем объективного идеализма и диалектики, Фейербах — материалистом и метафизиком. Вплоть до середины XIX в. философский материализм не мог воспринять идеи диалектики, так как опирался на недостаточно развитые естественные науки. В естествознании ХУП-ХУШ вв. господствовал метафизический стиль мышления. Ученые исследовали только изолированные предметы и их свойства, а не крупномасштабные процессы изменения, развития, взаимодействия (см. главу 5). Природу считали постоянной и неизменной. Всем казалось, что, например, биологические виды вечно остаются одинаковыми, в земной коре ничего не изменяется, Солнечная система всегда была такой, какая она сейчас, и т. п. Диалектику в это время исследовали идеалисты, опиравшиеся на изучение тех сфер действительности, в которых было проще заметить процесс развития: это человеческое мышление, религия, всеобщая история, история философии. Диалектическую картину природы и общества создали Шеллинг и Гегель.
Однако гегелевский вариант диалектики имел специфический, ограниченный характер: с его точки зрения, развивается не природа, материальный мир, а абсолютная идея — особое духовное начало, являющееся основой мира. С конца XVIII в. начали формироваться предпосылки для описания процессов развития не только мышления, но и материального мира. Естествознание перешло от собирательного этапа к систематизирующему. Систематизация и обобщение знаний сразу показали, что явления природы нельзя считать изолированными друг от друга, существующими самостоятельно и в неизменном виде. Начало нового этапа в развитии науки связывают с небулярной гипотезой Канта—Лапласа, которая утверждает, что Солнечная система существует не вечно, а развилась из более примитивного состояния материи (газовой туманности). В 1842-1845 гг. Майер, Гров и Джоуль открыли закон сохранения и превращения энергии. Оказалось, что в неорганической природе постоянно совершаются преобразования одних форм движения в другие, причем энергия никуда не исчезает и не появляется вновь, а только трансформируется из механической в тепловую, электрическую и обратно. В 1830-е гг. М. Я. Шлейден и Т. Шванн создали клеточную теорию строения живых организмов. Эта теория впервые показала глубокое единство (а следовательно, общность происхождения) всех животных и растений — одинаковый принцип строения всего живого. Диалектические механизмы развития жизни были блестяще описаны Ч. Дарвином. В его работах 1830-1840-х гг., а затем в классическом труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) по существу были заново переоткрыты идеи диалектики. Так, все ее законы, сформулированные Гегелем применительно к развитию абсолютной идеи, Дарвин исследовал на материале биологии. Это тем более примечательно, что английский мыслитель не был профессиональным философом и едва ли знакомился с учением Гегеля. Диалектическое содержание есть и в периодическом законе химических элементов, сформулированном Д. И. Менделеевым (1869). Он не показывает в буквальном смысле слова развитие вещества, но уже описывает химический мир как единое целое.
Только в ХХ в. был выявлен огромный потенциал, заложенный в неевклидовых геометриях, разработанных Н. И. Лобачевским (1826), Б. Риманом (1854) и Я. Больяи (1882). Теория эволюции Вселенной использует созданный ими математический аппарат для описания развития пространственно-временных форм. Оказалось, что даже такие фундаментальные характеристики материи, как пространство и время, изменяются в процессе расширения Метагалактики. Пространство и время не являются ни застывшими, неизменными субстанциями (как считал И. Ньютон), ни врожденными субъективными формами восприятия, посредством которых сознание упорядочивает хаос человеческих ощущений (как считал И. Кант). Наконец, для изучения диалектики развития общества решающую роль сыграло открытие классов и классовой борьбы французскими историками эпохи Реставрации — это прежде всего Огюстен Тьерри (17951856) и Луи-Адольф Тьер (1797-1877). Экономические исследования Уильяма Петти (1623-1687), Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823) также создали предпосылки для выработки новой формы диалектики, охватывающей философское учение о природе и обществе. Все эти научные открытия позволили Марксу и Энгельсу дать новую интерпретацию диалектики: теперь она рассматривалась как теория развития природы, человеческого общества и мышления. Новая концепция материализма органично включила в себя диалектику. Новое понимание процессов развития опиралось на диалектическое учение Гегеля и на материализм Фейербаха. Идеалистическую основу философии Гегеля и метафизическое понимание мира у Фейербаха Маркс и Энгельс считали ошибками, устаревшими сторонами их философских концепций. Собственное философское учение Маркса и Энгельса получило название диалектический материализм. Их последователи всегда подчеркивают, что формирование новой концепции материализма и диалектики (т. е. диалектического материализма и включенной в него материалистической диалектики) явилось результатом действия трех групп предпосылок: ^ социально-экономических (возникновение зрелой формы капиталистического общества); ^ конкретно-научных (крупные открытия в естественных и общественных науках); ^ философско-теоретических (немецкая классическая философия, прежде всего диалектика Гегеля и материализм Фейербаха).
Концепция диалектического материализма наиболее подробно была изложена в работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1877-1878) и «Диалектика природы» (1873-1886, впервые опубликована в СССР только в 1925), в работах В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) и «Философские тетради» (1914-1916). В то же время, до сих пор не существует научного труда, в котором было бы дано целостное, подробное и общепринятое изложение философской концепции марксизма. После В. И. Ленина диалектический материализм долгое время разрабатывался философами СССР (1920-1980-е гг.), пока распад Советского Союза и изменение политической системы в России не привели к уменьшению интереса к марксистской философии и к марксизму в целом. Для адекватной оценки этой философской системы приведем высказывания из книги профессора Массачусетского технологического института Лорена Грэхэма «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе», впервые опубликованной в 1987 г.: «По универсальности и степени разработанности диалектико-материалистическое объяснение природы не имеет себе равных среди современных систем мысли. В самом деле, необходимо было бы вернуться на несколько веков назад, к аристотелевской схеме природного порядка или к картезианской (декартовской. — С. О.) механической философии, для того чтобы найти такую систему, основанную на самой природе, которая могла бы соперничать с диалектическим материализмом по степени развития или целостности строения». «Хотя диалектический материализм и продолжает оставаться доктриной, интересной с интеллектуальной точки зрения, на политическом уровне он потерпел крах, поскольку является доктриной деспотического и недемократического государства. В руках официальных идеологов (в противоположность серьезным естествоиспытателям и философам) он превратился, по существу, в государственную религию». Американский исследователь обращает здесь внимание на сложное, неоднозначное положение диалектического материализма в современной науке и в обществе в целом.
С одной стороны, в этой концепции даны глубокая интерпретация и философское обобщение научных и социальных проблем нашего времени. С другой стороны, в ХХ в. концепцию диалектического материализма широко использовали в политической борьбе, подвергая при этом переосмыслению и многочисленным искажениям. Третья фундаментальная идея марксизма — создание исторического материализма, или материалистического понимания истории. Благодаря этой идее философия марксизма получила полное название «диалектический и исторический материализм». Исторический материализм тоже использует теорию развития, диалектику, и в этом смысле также является диалектическим. Две характеристики новой формы материализма — диалектический и исторический — были даны для того, чтобы подчеркнуть, что в марксистской философии впервые удалось распространить идеи материализма на социальную философию, сделать философскую концепцию общества последовательно материалистической. В чем основное содержание исторического материализма и чем он отличается от других философских учений об обществе? До середины ХШ в. все ученые разделяли идеалистические взгляды на исторический процесс. Идеализм как философское направление утверждает, что сознание является первичной реальностью, а материя — реальность вторичная, производная от сознания, порожденная им (см. главу 1). Идеалистическое понимание истории состоит в признании воли и сознания человека (или же фантастического сверхчеловеческого сознания) конечной и определяющей причиной общественного развития. Для обыденного сознания этот подход кажется вполне естественным. В самом деле, история общества зависит либо от божественной воли, как считают религиозные мыслители, либо от воли отдельных людей, поскольку человек наделен способностью самостоятельно принимать решения. Если люди действуют сознательно, то все происходящее в обществе определяется их сознанием и волей. С кем начать войну, какие принять законы и управленческие решения в экономике — все зависит от желания и воли отдельных личностей, социальных групп и организаций. Следовательно, эти желания и воля определяют ход истории. Идеалистическую концепцию общества разделяли не только представители немецкой классической философии, но и французские материалисты ХVШ в., а также утопические социалисты XIX в. — Сен-Симон (1760-1825), Р. Оуэн (1771-1858) и Ш. Фурье (1772-1837). Так, у французских материалистов была популярна мысль, что ход истории зависит от воли человека, который стоит у власти. Отсюда их идея «просвещенного монарха»: добрый и образованный правитель может изменить ход истории, если будет стараться действовать гуманно и справедливо. Мыслители эпохи Просвещения полагали, что люди могут построить общество так, как им захочется, — подобно художнику, который изображает на картине все что ему вздумается. Идеалистическое объяснение детерминации исторического процесса не могло выйти из замкнутого логического круга. С одной стороны, сознание отдельного человека зависит от воспитания, данного ему обществом. С другой стороны, воспитание, которое дает нам общество, само зависит от сознания и воли отдельных людей. Где искать наиболее глубокие детерминанты, определяющие происходящие в обществе события, остается неясным. К середине XIX в. уровень развития экономики, политики, культуры европейской цивилизации создал предпосылки для обнаружения глубинных механизмов, управляющих общественным развитием. Новое понимание исторического процесса первым сформулировал К. Маркс. В сжатом и конспективном виде его подход был изложен в работе «К критике политической экономии» (1859). Маркс писал, что в годы работы редактором «Рейнской газеты» (1842-1843) он оказывался в затруднительном положении при обсуждении вопросов «о так называемых материальных интересах», существовавших в немецком обществе. Его попытки объяснить социальные конфликты с помощью гегелевской философии права были безуспешны. С точки зрения Гегеля мировой дух, создающий науку, религию, искусство, политическую организацию общества и правовые нормы, определяет все общественные процессы. Но в реальной жизни непонятные «материальные интересы» людей не приспосабливались к правовым нормам, а, наоборот, вступали с ними в конфликт. Реальные социальные процессы не шли «по Гегелю», не управлялись мировым духом или сознанием человека. Эта ситуация требовала специального научного анализа, к которому Маркс — юрист по образованию — вскоре приступил. В работе «К критике политической экономии» он писал: «Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях». Тут уже сформулирована главная идея исторического материализма: «материальные» жизненные — прежде всего экономические — отношения между людьми определяют все остальные происходящие в обществе процессы. Далее Маркс дал конспективное изложение материалистической концепции общества, на которую марксизм опирается вплоть до нашего времени: «Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью во всех моих дальнейших исследованиях, кратко можно сформулировать следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением этого — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». Кратко обрисованный здесь механизм общественного развития Маркс более детально изучил в своем основном труде — «Капитале» — и в ряде менее крупных работ («Немецкая идеология», «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта», «Гражданская война во Франции», «Критика Готской программы»). До настоящего времени продолжаются дискуссии о том, как именно в той или иной конкретной ситуации может осуществляться определяющее влияние материального производства на развитие общества. Попытки развить и переосмыслить подход Маркса приводят к появлению различных интерпретаций его идей. Одна из таких интерпретаций — концепция так называемого экономического детерминизма. Согласно этой концепции, все социальные процессы прямо и непосредственно, по существу автоматически предопределяются изменениями в экономике. Уже после смерти Маркса Энгельс отмечал, что считает такое истолкование их подхода примитивным и неправильным. «Согласно материалистическому пониманию истории, — писал он одному из своих корреспондентов в 1890 г., — в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если кто-нибудь это положение извратит в том смысле, что будто экономический момент является единственно определяющим моментом, тогда утверждение это превратится в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу. Экономическое положение — это базис, но на ход исторической борьбы оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки». Подход к анализу общества, разработанный в социальной философии Маркса и Энгельса, с самого начала вызывал возражения со стороны мыслителей идеалистического направления. В то же время фундаментальные принципы исторического материализма используются и продолжают обсуждаться в трудах философов, экономистов, историков, политологов и представителей других научных дисциплин. Таковы три наиболее фундаментальные концепции, внесенные марксизмом в мировую философию. Можно выделить ряд других, более частных философских идей марксизма, которые представляют собой развертывание и углубление перечисленных фундаментальных концепций. Четвертая новая идея марксистской философии — учение о формах движения материи и закономерностях их взаимосвязи. Механистическая философия материалистов XVII-XVIII вв. и классическая физика пытались объяснить любые изменения в природе, а иногда и в обществе механическим движением атомов и молекул. Ученым казалось, что не только простое механическое движение, но и химические реакции, функционирование живых организмов, действия человека можно представить как результат движения атомов, происходящего по законам классической механики. В середине XIX в. Лев Толстой в романе «Война и мир» с иронией писал о мыслителях, которые готовы объяснить исторические события движениями атомов в голове Наполеона. В это время уже стало ясно, что объяснить природу и общество только законами механики невозможно. В природе должны быть какие-то другие, более сложные законы. Существуют качественно различные уровни организации природы, не сводимые один к другому. Впервые эти уровни попытался разграничить Гегель. В его «Философии природы» были выделены три уровня организации: механизм, химизм и организм. После них возникает дух, т. е. (говоря языком философского материализма) общество. Огюст Конт выразил мысль о существовании уровней организации природы в своей классификации наук. Основные науки он расположил в порядке усложнения таким образом: астрономия, математика, физика, химия, биология, социология. Опираясь на эти классификации, Фридрих Энгельс разработал диалектико-материалистическую концепцию основных форм (ступеней развития) материи. Согласно этому подходу, в известной нам области Вселенной существуют четыре основные, качественно различающиеся формы материи: физическая, химическая, биологическая и социальная. Каждой из основных форм материи соответствует и одна из основных форм движения. Наиболее элементарная форма движения, представляющая собой просто перемещение в пространстве и во времени, — механическая. После нее в порядке усложнения следуют физическая, химическая, биологическая и социальная формы движения. Энгельс сумел сформулировать также основные закономерности взаимодействия этих форм движения. В науке второй половины ХХ в. началось интенсивное развитие так называемых междисциплинарных исследований, которые затрагивают проблемы, возникающие как бы на стыках старых, классических наук. Так, ядерная энергетика связана с областями исследования на стыке физики и химии, проблема возникновения жизни решается в основном на стыке химии и биологии, на стыке биологии и техники возникла бионика. Исследования по биологии человека — на стыке биологических и социальных наук — необходимы для решения проблем этнографии, истории, экономики, медицины, а также для практической деятельности в политике, предпринимательстве и т. п. Наиболее важным в этой области остается вопрос о соотношении и взаимодействии социального и биологического начал в человеке и в обществе в целом. Известную концепцию взаимодействия социального и биологического в обществе предложил, например, Зигмунд Фрейд (см. § 5 данной главы). Все эти «стыковые», пограничные науки опираются на философское учение о закономерностях взаимодействия различных форм, уровней организации материи. Пятая новая идея марксистской философии — материалистическая концепция сознания и человека, связанная с трудовой теорией антро- посоциогенеза. Развитие науки в Х1Х-ХХ вв. создало возможность в основных чертах объяснить, каким образом возникло сознание. С точки зрения марксизма оно сформировалось в процессе антропосоцио- генеза, т. е. развития человека под воздействием социальных факторов. (Биологические механизмы возникновения человека объяснил Чарльз Дарвин, однако анализ социальных условий этого процесса не входил в область его исследований.) Главным социальным фактором формирования человека и общества был процесс труда — в этом смысле и говорят, что «труд создал человека». Трудовая теория формирования и развития человека и человеческого сознания была изложена в статье Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Его подход — с небольшими уточнениями — разделяется современными биологами и антропологами. В ранней работе К. Маркса «Экономическо-философские рукописи 1844 года» развивались идеи европейской гуманистической философии XVI-XVIII вв. о месте человека в мире. Здесь впервые была предпринята попытка связать гуманизм с глубинными экономическими законами общественного развития. Маркс рассматривал человека как высшую ступень развития материи, способную к универсальной трудовой деятельности. Трудовая деятельность позволяет неограниченно перестраивать и преобразовывать вещество природы для удовлетворения материальных, а также духовных потребностей людей. Свое учение о будущем цивилизации основоположники марксизма строили на общефилософской концепции человека, человеческой сущности и на анализе механизмов функционирования капиталистического общества. С их точки зрения, развитие капитализма неизбежно приведет к возникновению новой общественной формации — коммунистического общества, экономической основой которого станет общественная собственность на средства производства. Только это общество создаст условия для гармоничного развития способностей каждого человека и воплощения в жизнь гуманистического идеала всесторонне развитой личности, о котором писали еще мыслители эпохи Возрождения. Таковы наиболее важные положения марксизма, позволяющие понять особенности этой философской концепции. К идеям данного направления мы будем возвращаться при обсуждении современного философского материализма, который опирается на традиции марксистской философии.
<< | >>
Источник: Орлов С. В.. История философии. 2009

Еще по теме § 3. Философия марксизма:

  1. Общая характеристика гегелевской философии
  2. Философия в России.
  3. Марксистская философия.
  4. § 1. Между «философией понятия» и «философией смысла»
  5. СУДЬБЫ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ НА РУБЕЖЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
  6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
  7. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  8. «Новая философия» в идеологической жизни современной Франции
  9. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ КРИТИКИ И НАСЛЕДНИКИ
  10. Философия как ценность
  11. ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ Орлов В.В.
  12. Пьер Адо и его подход к античной философии