ФИЛОСОФСКИЕ< ПИСЬМА" [В.А.БОЛТИНОЙ
З
а восемь лет до выхода в свет специального философского журнала - "Вопросы философии и психологии" (1889) - в России появился печатный орган "Вера и Разумпервая часть которого состояла из статей богословского характера, а вторая часть была посвящена философии.
Редактором журнала был ректор Харьковской духовной семинарии, магистр богословия, протоиерей Иоанн Павлович Знаменских% и редакция журнала находилась при семинарии. В философском отделе помещались исследования из области психологии, метафизики, истории философии, а также биографические сведения о великих мыслителях древнего и нового времени, пространные переводы и извлечения из их сочинений с объяснительными примечаниями, а также "светлые мысли" языческих философов, которые свидетельствовали о том, что христианское учение "близко к природе человека и во времена языческие составляло предмет желаний и исканий лучших людей древнего мира". В журнале были опубликованы, например, переводы сочинений Плотина, Сенеки.Девиз журнала - "Pisieis поитеп" - "Верою разумеваем" (Евр. XI, 3). Это должно было означать, что христианская истина понимается разумом, что возможно '"разумное хрис- шанское миросозерцание, применительно к живым потребностям современного нам общества". Организаторы журнала были убеждены в том, что только такое миросозерцание является '^реальной правдой", что только оно соответствует особенному складу нашей народной духовной жизни, а всякое другое мировоззрение (критическое, позитивное, материальное и т.п.) противоречит народному духу и "лишь сколь- іит по поверхности нашего народного сознания" (1). Вот в этом журнале и было опубликовано восемь "философских писем" В.А.Болтиной (2). Первое письмо (1884, XXIV) предваряло примечание редакции. В нем сообщалось о частых жалобах - как в России, так и за границей - на то, что наступил упадок в развитии философских знаний, что навсегда угасла философская мысль.
Многие скептические умы пришли к заключению, что в настоящее время если и возможна философия, то исключительно пессимистическая, скептическая. Однако именно в это самое время, считает редактор, в России начинает развиваться новое философское направление, соответствующее глубоким потребностям рели- іиозной мысли и разумного миросозерцания. Редактор желает, чтобы читатели журнала внимательно ознакомились с печатаемыми "Философскими письмами" В. А.Болтиной именно с этой точки зрения. "Письма эти, - сообщает далее редактор, - замечательны как потому, что принадлежат перу женщины, стоящей на высоте современного философского направления, так и потому, что они протестуют против ошибочных направлений философии во имя вечных религиозных истин на основах чисто философских. Они поражают врага религиозной истины его собственным оружием и при этом наглядно показывают всю неправду философских положений формально благовидных, но реально несостоятельных и ложных. Но что особенно важно для нас - они довольно ясно намечают новый путь философского движения мысли, стоящего в гармонии с вечными идеалами человеческого духа. Нам остается только искренне пожелать, чтобы госпожа Болтина, так прекрасно начавшая свой возвышенный и благородный труд, не остановилась на этом... но чтобы шла по этому пути дальше, куда поведет ее несомненный и оригинальный философский ее талант" (3). Первое "философское письмо" Болтиной посвящено критике как "отвлеченной" философии, так и позитивизма, объяснению потери доверия к философии среди представителей самых разных научных дисциплин. Одна из причин падения доверия - трудность предмета философского исследования. Несправедливо сопоставлять, как это обычно делают, философию с точными науками и успехами последних укорять первую. Болтина считает, что во всех тех случаях, где дело идет не об открытии и установлении того или другого эмпирического закона, а об обобщении и сведении к некоторым общим началам законов, управляющих той или другой группой явлений, исследуемых точной наукой, 'fe последних сделано едва ли более, чем в философии" (С.533). И в то время как химики и фишка, несмотря на сравнительную малость области своих исследований, не смогли до сих пор свести свои законы к общим началам, то стоит ли ставить в укор философии, стремящуюся "объяснить всю вселенную из одного всеобщего начала или принципа, неудовлетворительность ее попыток?" (С.533-534). Есть во всем этом и собственная ошибка философов, считает Болтина. Так философы "думали объяснить весь мир, сделать все в нем понятным одним разрешением неизвестного (сущности мира) философии" (С.534). Однако напрасно они считают, что познание сущности мира и есть истинное познание, и что такое познание дается только философией. Например, точные науки и их способы изучения явлений природы составляют "первую ступень той лестницы, которая ведет к познанию метафизическому" (С.534). Мир явлений, или видимая природа есть проявление мировой сущности. Но способность проявления сеть одно из свойств сущности и, следовательно, составляет необходимое условие при ее познании. То, что называется законами природы и знание которых берется из точных наук, сеть '*гот самый способ или образ, которым сущность является нам, становится явлением" (С.535). Таким образом связь между наукой и философией является необходимой и постоянной, а не случайной и исторически преходящей. Однако вместо того, чтобы из факта их тесной связи вывести плодотворные последствия, ученые стали оспаривать само право па существование философии, ошибочно утверждая, что вопросы, ею рассматриваемые тождественны вопросам, решаемым наукой. Но это совершенно не так - цель и задачи философии совершенно иные, и философские изыскания только там и начинаются, где все другие завершаются. Истинный предмет философии есть мир в его целом, понимаемый не как совокупность мертвых данных опыта, а как действие "высшего начала", и настоящая задача ее состоит в отыскании этого начала, то есть сущности мира и в открытии всеобщего закона ее являемости. Употребляя наглядный способ, чтобы выразить различие задач, присущих философии и точным наукам, Болтина предлагает следующее уравнение: А = Ф(Х), разумея под А мир явлений, а под X начало, которого Ф есть функция. Здесь А есть как бы величина известная, но это на самом деле не так. А (мир явлений) более доступно нашему изучению, более нам известно, но не известно нам безусловно. Совершенное знание всех без исключения законов природы есть только идеал науки, к которому она вечно стремится. Чем лучше, чем полнее мы будем знать А у тем с большим приближением определяется X. Именно таким путем, не определяя непосредственно самого X, науки помогают философии отыскать его и таким образом, разрешить главную задачу. Вывод из этого следующий - "философия, находясь в тесной связи с опытными науками не может претендовать на исключительное познание мира, и отчуждение от нее... было одной из главных причин ее неуспеха" (С.536-537). Во втором ''письме" Болтиной разбирается еще одно заблуждение философии (1885, I), а именно - полагание в качестве абсолютно безусловного начала сущности мира. Под безусловным же необходимо понимать такое начало, которое не требует для своего разумения никакого другого начала, само собой производящее причину и не нуждающуюся дня своего бытия ни в каком другом источнике. Но такая причина не может быть предметом философских определений - свободная причина действует вне всяких условий. Человеческий разум никогда не может объяснить безусловное. Безусловное есть лишь необходимый постулат правильно размышляющего разума, но не объект его. Безусловное же, или Бог, есть предмет религии, а не философии, и "дело последней, как дело разума по преимуществу - лишь дойти через познание сущего до признания идеи Бога, но не обсуждать последнюю и не пытаться ее анализировать" (С.23). Сущность может считаться безусловным началом, но только по отношению к явлениям. Сущность есть ближайшее проявление Бога. "Изыскания философии кончаются там, где начинаются истины религии... Назначение философии примирить и согласить науку с религией" (С.34). Каким образом? Ответ на это в содержится в шестом "письме" (1885, XXI). С позиций философии мир есть проявление сущности, сущность есть сила, которая определяется как воля. Благодаря этим двум положениям философия сразу занимает посредствующее положение. "Утверждая, что сила есть сущность всего, философия, с одной стороны, находится в полном согласии с положениями точных наук, лучшие представители которых принимают за последнее основание материи невещественные центры сил. Определяя затем эту силу как волю, философия с необходимостью приходит к признанию Бога, как последней и высшей причины или начала мира. В самом деле, воля несомненно должна быть волей кого-нибудь" (С.433-434). Высшим критерием философской истины должна быть истина религиозная, и именно истина откровенной христианской религии. Самым выдающимся мыслителем такого типа (согласующим истины религии и философии) Болтина считает Г.В.Лейбница. После высказанного ему теологами упрека, что он нарушает догмат католической церкви о пресуществлении субстанции, Лейбниц ввел понятие "субстанциальной связи". И хотя многие современники Лейбница и его исследователи считают это натяжкой, сделанной ради спасших системы, для Болтиной это совсем не так: она считает, что это понятие нисколько не противоречит духу "Монадологии", но 'Ьрямо требуется последнею, как недостающее монадологии централизующее начало" (1887,И, С.97).
Письма В.А.Болтиной - одно из проявлений тенденции русской философской мысли пойти "срединным путем", а именно - сочетать научные изыскания с богословскими разъяснениями, достичь цельного знания, позитивно оценивая Откровение и доверяясь положениям точных наук.
Примечания 1.
"Об издании журнала "Вера и Разум" в 1885 году".- 1884, N21, С.1. 2.
"Вера и разум". 1884, XXIV, С.428-537; 1885, I, С.22-34; IV, С.180-187; VI, С.281-290; XIII, C.35-39;XXI, С.433-438. 1886, XVIII, С.315-324. 1887, И, С.94- 98. 3.
1884, XXIV, С.528-529. В библиографическом словаре Венгерова о Волгиной удалось найти только следующее: "ВА.Болтина. См. в настоящем томе перед дополнительными материалами"... В указанном месте в этом томе про нее ничего не было.... Либо забыли, либо материал был потерян.