Гегель. Феноменология
322
Но этот процесс, по мнению Гегеля, в то же время представляет собой и тот ход развития, который каждое индивидуальное мышление проходит с психологической необходимостью, хотя бы как и несовершенное обнаружение мирового духа. Но это еще не все. Гегель, как и Шеллинг, признает, что в духовной области действует тот принцип, который в нынешних биологических науках называется основным биогенетическим законом, а именно: существование аналогии между процессами развития индивидуума и развития рода. Вследствие этого процесс, изображению которого посвящена «Феноменология духа», должен повторяться и в научном движении человеческого рода, то есть в истории философии и других отдельных наук. Наконец, так как духовная жизнь едина, в этом развитии содержится также и идеальное отражение общего культурного движения: таким образом, в его фазах мы узнаем ступени еще и этого процесса. Конечно, в «Феноменологии духа» это развитие еще не рассматривается с точки зрения полного параллелизма, но все-таки понимается в том смысле, что диалектически и психологически построенные переходы и связи находят свое изображение и иллюстрацию в отдельных общих явлениях истории и их взаимоотношениях. Так логические формы расширяются до всемирно-исторических образов. Подобная многогранная аналогия оказывается в высшей степени плодотворной, так как различные формы, в которых действует один и тот же основной процесс, взаимно проясняют и постигают друг друга. Она была бы совершенно безвредна, если бы различные нити, аналогичное развитие которых составляет предпосылку данного учения, не смешивались друг с другом или, по крайней мере, тщательно прослеживались и точно отмечались во взаимопереплетениях.
Но как раз этого-то и нет. Напротив, Гегель постоянно совершенно свободно переходит из одной области в другую без ясного указания на это. Незаметно и непосредственно переносит он читателя из области гносеологической то в психологическую, то в философско-историческую, то в культурно- историческую. На эту смену точек зрения никогда не обращается внимание читателя, скорее, напротив, подобные скачки намеренно затушевываются. Таким образом, «Феноменология духа» представляется некой тканью, сотканной из этих различных нитей и отливающей разными цветами, и сначала производит впечатление полной запутанности. Кто берется за чтение этой книги, тот первое время как бы бродит в тумане, потому что никогда не знает, в какой собственно области исследования находится, и каждый образ, который, как он думает, стал ему ясен, немедленно превращается в совершенно другой и расплывается в какую-то неопределенность, в которой не на чем утвердиться. В этой книге заключается неистощимый источник умай знания. Здесь-то именно и обнаруживает Гегель всю глубину исторического взгляда, при помощи которого он умел схватывать характерные особенности исторических явлений. Но эта глубокая мудрость часто «запрятана» в такие слишком уж тонкие намеки и указания, что для их понимания необходимо обладать в высшей степени изощренным вниманием и необъятным запасом знаний. То поколение, которое было способно воспринять богатое содержание этого труда, вымирает, и теперь уже наперечет все те, которые хотя бы только прочитали его от начала до конца. С тем большей благодарностью надо приветствовать блестящий и удачный разбор «Феноменологии духа», который дал Куно Фишер в своем изложении учения Гегеля, где со свойственной ему ясностью отчетливо представил ход развития целого и осветил как отдельные связи, так и отдельные образы. К этому подробному изложению должны мы отослать здесь современного читателя.«Феноменология духа» построена при помощи следующей руководящей идеи: рефлексия показывает, как на каждой ступени сознание оказывается в действительности чем-то совсем другим, нежели оно себя считало, и поэтому всякий раз следующая ступень содержит полное осознание истинного содержания предшествовавшей ступени.
Этот процесс заканчивается только тогда, когда в философии сознание обнаруживает свое полное тождество с собственным содержанием. В этом развитии Гегель различает три основные ступени. Сначала имеется примитивное состояние предметного сознания, которое начинается с очевидности чувственного ощущения и через процессы восприятия и рассудочного понимания вещей доходит до индивидуального самосознания. Это последнее, противополагая себя внешнему миру, действует сперва как разрушающее, а затем как упорядочивающее и творческое «я». Стоически упорствуя в своей неприступности, удаляется оно из враждебного внешнего мира в свою свободу, чтобы в конце концов разочароваться в самом себе и подчиниться историческому авторитету. Таким образом приобретает оно возможность перейти к развитию разума, который основывается на сознании общности.324
Эта высшая ступень опять развивается Гегелем в трех формах. Первая — разумное самосознание, которое в качестве наблюдающего разума ищет законы объективного мира, однако, познав, что везде опять находит только свои же собственные формы, превращается в практическое «я». Последнее начинает с того, что наслаждается вещами. В их судьбе оно учится понимать их суетность и возвышается над ней, как добродетель, чтобы в конце концов постичь, что и в этом мировом течении господствует высший разум, и подчиниться этой объективной силе. Таким путем разумное самосознание превращается в нравственный дух. Чистая форма его — древнегреческое общество, где индивидуум поглощается государственным союзом. Но и здесь обнаруживается конфликт между индивидуумом и родом. Общее торжествует как необъятное самосознание универсального права. Индивидуум снова восстает против общности — возникает борьба между образованием и верой, которая разрывает сознание и в качестве просвещения ведет к абсолютному террору до тех пор, пока моральное мировоззрение не разовьет противоречивую диалектику банальной пользы и нравственной гениальности, чтобы затем найти свое завершение в религии.
Феноменология рассматривает религию — третью форму разума — также в трехступенном развитии (в качестве естественной, художественной и богооткровенной религии) и в конце концов показывает, что единство всех конечных вещей с бесконечным духом, всего лишь представляемое на ступени религиозной точки зрения, должно быть понято в его необходимости, что уже является задачей философии, по отношению к художественной композиции которой «Феноменология духа» представляет собой лишь увертюру.Мы можем здесь лишь вкратце указать на то, как в «Феноменологии духа» уже слышатся то сильнее, то слабее мотивы всего гегелевского учения, и как из глубины ее в пульсирующем ритме доносятся отголоски всемирной истории. Но последние отнюдь не появляются здесь в хронологическом порядке. В зависимости от своего родства с отдельными диалектически построенными ступенями развития в беспорядке выступают вперемешку друг с другом образы античного мира, средневековья и современной культуры. И единственная цель Гегеля — показать, что из всего этого множества образований должно развиться философское познание как самопостижение абсолютного духа, который во всех этих формах преодолел различные стороны своей сущности и раскрыл богатство своего внутреннего содержания.
325
Еще по теме Гегель. Феноменология:
- § 38 Феноменология для Хайдеггера в 1919-1920 гг.
- § 42 Применение «феноменологического» метода к построению самой феноменологии
- § 49 Феноменология, язык и герменевтика
- Письмо второе Наука и природа,— феноменология мышления
- Гегель. Жизнь и произведения
- Гегель. Феноменология
- ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
- «НАУКА ЛОГИКИ» ГЕГЕЛЯ И МАРКСИСТСКАЯ НАУКА ЛОГИКИ
- ГЕГЕЛЬ. ВЕХИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
- Список лиц, упоминаемых в переписке Гегеля 3
- К КРИТИКЕ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ
- II МАЛАЯ ФУГА (двухголосная) Трансцендентальная феноменология и музыка
- Г. ГЕГЕЛЬ И ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В ИСТОРИИ А.О. Белоус
- Феноменология
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
- Феноменология и новое определение научности
- ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770—1831)
- 2. Феноменология одиночества
- 2. Введение в учение Гегеля