<<
>>

§ 65 а Хайдеггер как преподаватель

Но если то, что Хайдеггер делает в философии, неразрывно связано с фактичностью его университетской жизни, то его жизнь, и его университетская жизнь должна присутствовать в том, что он мыслит.
В этом смысле следует понимать и высказывание: «Важно только то, большего ли добьется все понимающее "подобие личности", чем атака (Drauflosgehen) на вещи, в которой во всяком случае надо присутствовать самому - иначе их не схватить» 343. Если фактическая жизнь не сводима к теоретическому и абстрактному, то и средства ее трансляции не могут уложиться в написание книг и передаче «интеллектуальной» информации. Только личный пример. Только проживание своей жизни на сцене университетской аудитории. В 1918 году в письме к Блохманн: «Духовная жизнь может быть только прожита и быть построена так, что те, кто должен принять в ней

участие, будут непосредственно захвачены ею в своей духовной экзистен-

417

ЦИИ» .

Сколь разительно здесь расхождение с Гуссерлем! Для Гуссерля важнейшим требованием является «чистота» научного знания, его свобода от личного, от жизни. Результаты феноменологического анализа должны быть анонимны 344. Потому Гуссерль был вполне последователен, когда говорил, что Хайдеггер в случае болезни мог бы передоверить чтение лекций другим 345.

«Кто знал Хайдеггера только по опубликованным произведениям, - вспоминает учившийся у него Вальтер Бимель, - с трудом могут представить, какой уникальной особенностью преподавания он обладал. Даже с начинающими ему в течении короткого времени удавалось заставить их мыслить - усваивать мнения и пересказывать прочитанное, но приобщиться к движению мысли... Если речь шла о тексте, по поводу которого уже была сформулирована позиция в опубликованных трудах Хайдеггера, нам не позволялось цитировать ни одно из таких истолкований - Хайдеггер желал слышать, не то, что он сам писал об этом, но то, что мы были в состоянии сами вычитать из текста.

Поэтому семинары никогда не были лекциями под видом семинаров, но непосредственной работой над текстами. Бывало, что за один семестр нам удавалось прочесть лишь две или три страницы какого-нибудь философа... Однако этими страницами, тщательно Хайдеггером подобранными, ему удавалось настолько полно перенести [нас] в мышление того или иного мыслителя, что мы узнавали больше, чем за время многолетней учебы. Причем не только о том философе, но и о времени, в котором тот находился... Подготовка к следующему занятию занимала, по сути, всю неделю, и все другие семинары и лекции как бы сами по себе отступали на второй план ... Удивительным было то, с каким участием Хайдеггер следил за становлением каждого участника семинара на протяжении десятилетий, как никто не исчезал из

d71

его памяти, когда много лет спустя о нем вдруг заходила речь» .

Мощная энергетика хайдеггеровского преподавания, о которой вспоминают многие его бывшие студенты («...я не могу иначе (философствовать. - И.М.), не отдавая себя самого» 346) и вообще все сказанное выше о «проживании жизни на сцене аудитории» может вызвать впечатление, что семинары и занятия представляли собой нечто феерическое, были подобны бурному фонтанированию идей, интерпретаций. Ничего подобного. «Хайдеггер готовил семинарские занятия с большим тщанием. Он ничего не оставлял на "инспирацию" или "озарение", но внимательно продумывал линию мысли, которой предстояло следовать. Так, в его манускриптах можно найти подробные планы и заметки к семинарам. Несмотря на то, что он основательно знал тексты, которые предстояло прочитать на семинарах, он каждый раз проделывал такую подготовку...» 0

том же говорит сам Хайдеггер: «Вы знаете, что я никогда не позволяю читать рефераты - только дискуссия, причем не дикая - на импровизации и диалектические игры я не поддаюсь - все это требует подготовки, т. е. интенсивных занятий теми или иными вещами, которые и вполовину не настолько удобны, нежели написание одной книги» 347.

В данной работе мы обратим внимание только на один аспект, связанный с рассмотрением «фактической жизни» Хайдеггером - на то, как жизнь приобретает онтологическое измерение 348.

<< | >>
Источник: Михайлов И.Н.. Ранний Хайдеггер Между феномено-логией и философией жизни - М.: Прогресс-Традиция; Дом интеллектуальной книги. - 284 с.. 1999

Еще по теме § 65 а Хайдеггер как преподаватель:

  1. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ Р. Ю. ВИППЕРА
  2. § 5. Об одном состязании с Хайдеггером
  3. § 30 Начало преподавательской деятельности
  4. §316 Непрочитанные лекции. Первый опыт феноменологии религии
  5. § 64 Религия - история - философия
  6. § 65 а Хайдеггер как преподаватель
  7. Глава пятая. Кассельские доклады (1925)
  8. СИОНИЗМ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  9. Глава 10. Становление и развитие клинической психологии
  10. ИСТОРИЯ мысли, эллинизм И РИМ
  11. Мои книги и исследования [§§§§§]
  12. Введение
  13. Глава первая Философия деконструкции
  14. § 2. Пере-жизнь: последнее интервью Жака Деррида
  15. ФЕНОМЕН ДУХА И КОСМОС МИРЧИ ЭЛИАДЕ
  16. ГЛАВА I. ЗАРУБЕЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИИ ПРАКТИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ XX в.
  17. § 5. Двусмысленность в нашем философствовании здесь и теперь в позиции слушателей и преподавателя
  18. ВВЕДЕНИЕ