Искусство и гений. Кант и Гете

Разве не с помощью гениальной интуиции Ньютон усмотрел тождественность действия природы в падении яблока и в движении небесных светил? И точно так же то, что Кант в «Критике эстетической способности суждения» постиг сокровенную сущность красоты и гения и сформулировал ее в понятиях своей философии — не было только плодом труда и изучения.

Но относительно самого Канта из всех его философских деяний, конечно, наиболее достойным удивления является именно то, о котором мы сейчас говорили.

Многие отдельные мысли и формулировки своего эстетического учения он, быть может, нашел в английской и немецкой литературе, за которой он прилежно следил, и письменно или устно изложил их уже в свой докритический периодОсобенно сильное влияние оказали на него из немце? Винкельман, а из англичан Герард. Но та энергия, с которой они развиваются в «Критике способности суждения», является его собственной заслугой.

Именно здесь «систематический фактор», игравший в мышлении Канта такую большую и часто решающую роль, является творческим. Величие его заслуг в этой области производит тем большее впечатление, если вспомнить, насколько ой сам лично был далек от предмета иссследования. Живя на варварском севере, где природа более чем скупа, едва когда-либо вырываясь из узких пределов своего родного края, никогда не видя достойных упоминания произведений изобразительных искусств, примиряясь под влиянием педантичного вкуса века Просвещения с творениями поэтов вроде Попа и Галлера, находясь в стороне (насколько мы знаем) от бурного подъема немецкой поэзии -— вот в какой обстановке этот человек в уединении создает на основании философских размышлений учение о происхождении понимания и о способе творчества художественного гения.

Это учение несмотря на кажущуюся простоту до сегодняшнего дня является наиболее глубоким из всего того, что об этом написано. Кант настолько глубоко проникает в сокровеннейшую сущность этой для него вполне чуждой деятельности, что оба великих немецких поэта62, которых ранее оттолкнула школьная строгость его теоретических исследований и ригористическая односторонность его нравственного убеждения, находят в этом труде разоблачение тайны их собственных творений и прямо заявляют, что дело обстоит так, а не иначе.

180

«Критика способности суждения» служит последним звеном в цепи кантовской мысли, но, вместе с тем, она образует мощнейший краеугольный камень дальнейших построек, воздвигаемых его последователями, ибо, благодаря счастливой судьбе, все то, чего Кант достиг посредством мышления, оказывалось жизненным, действующим началом в непосредственном настоящем. Ни одно сочинение не получило большего значения для общей совокупности немецкой культурной жизни в конце XVIII века, чем это. Оно является величайшим и наиболее влиятельным событием немецкой культурной жизни: великий философ мыслит великого художника — Кант строит понятие гетевской поэзии.

182

<< | >>
Источник: Виндельбанд В.. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками/пер. с нем. Введенский А.И.; М.: КАНОН-пресс, Кучково поле,.- 496 с. (Канон философии).. 1998

Еще по теме Искусство и гений. Кант и Гете:

  1. Искусство и гений
  2. ГЕГЕЛЬ-ГЕТЕ Магдебург, 15 сент[ября] 1822 г.
  3. Ильина1 Т.В.. стория искусств. Западноевропейское искусство:Учеб.—3-е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк.,2000.— 368 с.: ил., 2000
  4. 5.1. И. Кант
  5. КАНТ СЕГОДНЯ
  6. Кант
  7. Глава III Ранний Кант.
  8. Кант и Платон (дополнения)
  9. Иммануил Кант.
  10. (867) КАНТ — КИЗЕВЕТТЕРУ
  11. 5 (40) КАНТ — ГЕРДЕРУ
  12. КАНТ —ЛАМБЕРТУ
  13. 9 (79) КАНТ —ГЕРЦУ
  14. 10 (99) КАНТ —ЛАФАТЕРУ
  15. КАНТ — МЕНДЕЛЬСОНУ
  16. 8 (70) КАНТ —ГЕРЦУ1
  17. 16 (303) КАНТ —ЯКОБУ
  18. 19 (375) КАНТ —ЯКОБИ
  19. 21 (466) КАНТ —ГЕНЗИХЕНУ1