§ 3. Источники. История философии у древних
Среди источников, которым мы обязаны нашим знанием древней философии, первое место, в качестве непосредственных источников, занимают сохранившиеся сочинения философов и отрывки из их утраченных произведений, поскольку они подлинны. Поскольку можно определить происхождение и время составления неподлинных произведений, ими можно пользоваться как аутентичными свидетельствами о точке зрения и взглядах кругов, в которых они возникли. К косвенным источникам принадлежат, кроме самостоятельных исторических работ о личности, жизни и учениях философов, также все труды, в которых они попутно упоминаются. Среди последних наиболее богатый материал дают, во-первых, компиляции, которые сохранили для нас отрывки из более древних писателей, как, напр., работы Афине я, Геллия и Элиана,* лрошрасксиг] Ешу- уєАлкті («Подготовление к Евангелию») Евсевия (около 330 г. по P. X.), четыре книги ёкЛоусоу аяофОєуцатооу UTtoOrjKcav («Изборник изречений и наставлений») Иоанна Стобея (между 450 и 550 г. по P. X.), которые, поскольку они сохранились, разделяются в наших рукописях на «эклоги» и «Florilegium»1,** и «Библиотека» Ф о т и я (ум.
91 г.) ;* в о - в т о р ы х же, такие научные работы, авторы которых для боснования своих собственных мнений подробнее останавливаются на зглядах своих предшественников; этим приемом впервые, насколько іам известно, широко пользовался Платон, и еще гораздо более обстоятельно — Аристотель, позднее же ряд писателей, как Филодем, Цицерон, Сенека, Плутарх, Гален, Секст Эмпирик, Нумений, Іорфирий, Ямвлих, Прокл, Филон Александрийский и христианские учителя церкви, напр. Юстин, Ириней, Климент, Ориген, Ипполит, Тертуллиан, Августин, Феодорит и др.**
Критическое обозрение учения своих предшественников, которое дал Аристотель в первой книге своей «Метафизики», послужило толчком к самостоятельной обработке истории философии, которую представил Феофраст в 18 книгах своих «Учений физиков» (фіхтікаї бо^аі, называемых также «историей физики», фухпкії іаторіа) и в многочисленных монографиях; тогда как Е в д е м исследовал историю арифметики, геометрии, астрономии и, быть может, также историю теологических идей. На «историю физики» Феофраста опираются, как показал Дильс (Diels, Doxographi Graeci, 1879), обзоры учений различных философов, которые дал Клитомах (около 120 г. до P. X.) в связи с написанной Карнеадом критикой философских систем и которые, по-видимому, составляли главный источник для позднейших скептиков; на то же сочинение Феофраста опирается и обработка «Р1 а с і t а» («Мнений философов»), которая была составлена неизвестным автором, быть может, Посидонием, в первой половине I века до P. X. и которою пользовались уже Цицерон и Варрон. Извлечение из этой книги в значительной мере сохранилось для нас в Псевдо-Плутархов ых «Placita philosophorum» («Мнениях философов»), в эклогах С т о б е я (см. выше) и в 'EAATIVIKSV тсабгцлатюу Оєражлтк^ (IV, 5 и сл.) Феодорита (ум. 457).*** Автором этого извлечения Феодорит признает Аэция;1 время его составления, по-видимому, приходится на первую треть 2-го века по P. X., время составления Плутарховых «Placita» — на середину того же века. Из сокращения Феофрастовых 5o?,ai **** черпал, по-видимому, около 150 г. по P. X., автор Псевдо-Плутарховых ахрсоцатеїі;***** (отрывки из которых у Euseb. pr. ev. I, 8) и из подобных же извлечений черпали два доксографа, ****** использованные Ипполитом (aipecreoov zkzy%o, («Опровержение ересей»), кн. I, прежде называвшиеся «Philosophumena» Оригена *******) и Диоген Л а - эрций.******** Дальнейшие следы этой литературы можно найти у отцов церкви Иринея (около 190 г.), Климента (ок. 200 г.), Евсевия (ум. около 340), Епифания (ум. 403), Августина (ум. 430); последние, дошедшие до нас осколки ее суть Псевдо-Галеново сочинение яері <ріА.оо6фои Іаторі'ас; («Об истории философии») * и бшаирца; xc5v ^0) фіЯ.оаофо)у («Осмеяние языческих философов») Гермия. В значительной мере из неисторических мотивов возникло синкретическое изложение академического, перипатетического и стоического учения, с помощью которого академик А н т и о х из Аска- лона (ум. около 70 г. до P. X.) пытался обосновать свой эклектизм; за ним следовал в том же направлении в конце века академик Е в д о р и эклектический стоик Арий Дидим (отрывки из него у Die Is, Doxogr. 445 и сл., Stob. Ekl. И, стр. 37 и сл.; Wachsm); ср. § 81.
Параллельно с этими историко-философскими обзорами воззрений философов идет ряд других сочинений, которые биографически изображали отчасти отдельных мыслителей, отчасти философские школы, и сочетали изложение учений со сведениями о жизни философов (общие же учения школы — со сведениями об их основателях). Сюда принадлежат уже «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта и то, что может считаться историческим в диалогах Платона, равно как потерянные сочинения платоников Спевсиппа, Ксенократа, Филиппа и Гермодора об их учителе, сочинение Гераклида Понтийскогоо пифагорейцах и пифагорейца Л и к о н а (около 320 г.) о Пифагоре. Но и эта отрасль историко-философской литературы имела свое главное средоточие в перипатетической школе и среди родственных последней александрийских ученых. Имеются сведения, что уже Аристотель и Феофраст составляли монографии об отдельных философах и извлечения из их сочинений; и такие же работы приписываются аристотелевцам Дикеарху, Аристоксену Bioi avSpcov («Жизни мужей»), Пибауорікаі шгофааєц («Пифагорейские мнения»), Кле- арху, Фа нию. Около 250 г. до P. X. знаменитый Каллимах из Кирены составил в Александрии свой большой историко-литератур- ный труд, важный и для истории философии: ТИУАКЄС, TGSV &V ndarj rcaiSsia 6ia>.ap.V|/dvT(ov каі wv ouvsypavj/av («Списки выдающихся ученых всех областей знания и их сочинений»); около 240 г. Неанф из Кизика написал сочинение тсєрі evSo^cov avSpwv («О знаменитых мужах»); около 225 г. Антигон из Кариста — свои Bioi («Жизнеописания») ;** около 200 г. перипатетик ГермиппоKaXk\\iayzioc, *** написал также Bvoi, богатый источник биографических и историко- литературных сведений для позднейших писателей, и аристарховец Сатир, также перипатетик,**** — свои Вин; вскоре после этого Сот ион***** написал свою біабохп x&v SiaSoxai; одноименный труд Сосикрата следует, по-видимому, отнести к эпохе Цицерона.* К академической школе принадлежал Аристипп (около 210 г. до P. X.), который писал яєрі (pixnotaSyoov («О физиологах»); из этой же школы произошел труд Клитомаха тгарі alpeaswv («О философских школах»), быть может, тождественный с упомянутым на стр. 24 произведением. Из стоической школы вышел Эратосфен (284—204), знаменитый ученый, хронологические определения которого имели значение и для истории философии; к нему во многих отношениях примыкал его товарищ по школе Аполлодор (около 140 г. до P. X.) в своих «Хрониках», — богатом источнике для позднейших писателей (отрывки из них собраны F. Jacobi, 1902); напротив, остается спорным, в какой мере носили исторический характер работы К л е а н ф а и Сфера об отдельных философах и сочинение Панэтия о философских школах. Эпикур также, по- видимому, в своих суждениях о прежних философах был чужд историческим задачам; из его школы нам известны некоторые работы, ставившие себе эти задачи: не заслуживающее доверия сочинение Идоменея (около 270 г. до P. X.) ** о последователях Сократа, a\)vay(oyf| TC5V §оу|штсоу («Сводка учений») и жизнь Эпикура, написанные Аполлодором (около 120 г. до P. X.), auvxa^it; TC5V cpiX.oa6
— Н и к о - махом. Много указаний по истории философии дают сочинения Ф а - в ори на (см. ниже § 89 в конце); отрывки из критического обзора философских систем, составленного перипатетиком Аристоклом (около 180 г. до P. X.), сохранились у Евсевия. Вообще, преобладающее большинство приведенных выше сочинений по истории философии известно нам только в виде отрывков и из отдельных цитат; значительная часть таких цитат содержится в десяти книгах Диогена Лаэрцияо жизни и учениях выдающихся философов. Как ни небрежно и некритично составлена эта компиляция, относящаяся, вероятно, ко 2-й четверти 3 века по P. X. и являющаяся, быть может,
обработкой извлечений из Никия (см. выше),2 все же, так как большинство более старых источников потеряны, сообщаемые ею сведения для нас неоценимы; эти сведения в большинстве случаев заимствованы из вторых и третьих рук; но весьма часто Диоген называет источники, из которых черпал он или приводимые им авторы. Среди неоплатоников честь изучения древних философов (вплоть до Платона) принадлежит ученому Порфирию (около 232—304 г. по P. X.), который, помимо своих комментариев, написал фіАоаофос; Іаторіа,* из коей сохранилось жизнеописание Пифагора; введением в догматическую работу служила подробная биография Пифагора, составленная учеником Порфирия Ямвлихом. Для истории неоплатоновской ШКОЛЫ ГЛаВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЮТСЯ ВЮ1 (ТОфШТСОУ
(«Жизни софистов», т. е. философов и риторов) Евнапия (около 400 г. по P. X.); позднейшую историю этой школы излагала фіАооофос; loxopta Дамаския (около 520 по P. X.), отрывки из которой сохранились.** После 550 г. Гесихий из Милета написал свою работу яєрі TC5V tv тшібєіа бш^ацц/аутсоу,*** из которой заимстованы статьи о древних философах в словаре Суды (между 1000 и 1150 г. по P. X.) ;***? сочинение же, которое дошло до нас под именем Гесихия, есть позднейшая византийская компиляция из Диогена и Суды; мнимое «Violarium» ***** царицы Евдокии (1060—1070), по-видимо- му, относится даже к 16-му веку.
Среди наших источников для изучения древних философов значительное место занимают также произведения, посвященные толкованию их трудов.
с равным усердием изучению обоих мыслителей вплоть до 6-го века. Из дошедших до нас комментариев (те из них, которые относятся к Аристотелю, были вновь изданы Берлинской академией наук) выдающееся значение для истории философии, особенна благодаря приводимым в них отрывкам из философских сочинений, имеют комментарии Александра к «Метафизике» Аристотеля и комментарии Симплиция (около 530 по P. X.) к «Физике» и к книгам о небе; наряду с ними существенны остальные пояснительные работы обоих этих экзегетов, а также работы Иоанна Филопона (около 530) об Аристотеле и Прок л а (410—485) о творениях Платона.