<<
>>

.§ 59 Итоги § 59 a Was-sein и Dafi-sein

В своих лекционных курсах «Введение в феноменологию религии» (з.с. 1920-1921) и «Августин и неоплатонизм» (л.с. 1921) Хайдеггер осуществляет герменевтическое прочтение христианской веры, модифицируя гус- серлевскую идею о том, что «сущность» сущего не является ни их субстанцией (чтойностью ), ни «ценностью» в неокантианском смысле, но тем способом, каким они раскрывают себя в интенциональных структурах.
Для Хайдеггера способ раскрытия, «Как» опыта, так же являются определяющими. В 1921-1922 гг. он приходит к революционной идее:

«...есть предметы, которые человек не имеет, но которые он есть. Такие, Что (Was) которых основывается Что-они-есоть (Dafl sie sind)...» 377

Потому не «Что» («Was»), и не «то, что» («Daft»), а «Как» («Wie») «то- го-что-предмет-есть» может быть теперь важным и единственно решающим для философии. И вот на это «Как?» («Wie?») Хайдеггер отвечает: «Da»! «Dasein» становится тем термином, который наиболее уместно ис-

478

пользовать, когда мы говорим о человеке

Но если Гуссерль предложил Хайдеггеру альтернативу как неокантианству, так и собственному католическому прошлому Хайдеггера, погружение последнего в протестантскую мысль помогло Хайдеггеру отойти от Гуссерля 379. Перенятое от Ясперса понятие «ситуации», созвучное кирке- горовской «заинтересованности» и опыты с построением феноменологии на основе «фактической жизни» укрепляли Хайдеггера в его недоверии к анонимной интенциональности Гуссерля - прежде всего потому, что та не включала в себя практический мир принятия решений. Хайдеггер же чувствовал, что борьба Лютера против Аристотелизма, а также Августина - против неоплатонизма не окончилась, по-прежнему полыхая в современной ему ситуации.

§ 59 б Живое слово и Ответ. Феномено-логия

Именно фактичность своей ситуации имеет Хайдеггер в виду, когда в известном письме к Карлу Лёвиту называет себя «христианским геологом»: в обращении к прошлому, в истолковании документов христианства, слова (Wort), найти ответ (Ant-wort), для современной ситуации 380.

Выше мы говорили о том, что Хайдеггер понимает «кризис» нетрадиционным образом: как вечно-беспокойное внутри нас самих, нечто, что вынуждает нас к решению, ответу. Теперь можно спросить: что, какое предварительное условие, необходимо для этого «ответа». В протестантской теологии - например, для К. Барта - это означает, что мы должны отказаться от традиционных исследовательских практик и «дать живому слову прозвучать в нашей ситуации» 381. И тогда, если мы правильно поняли себя, наши проблемы окажутся теми же самыми, которые когда-то вставали перед ап. Павлом.

Тем самым Хайдеггер оригинально перетолковывает феноменологию. Для Гуссерля задачей феноменологии является дать «логос» феномена, позволить вещам «заговорить» - но это «заговорить» понимается им преимущественно в смысле: «предстать» в чистом, очищенном, не отягощенном предрассудками и теориями видении. И для Хайдеггера задача феноменологии заключается в выявлении «логоса» феномена.

Только «логос» толкуется более буквально: как слово, голос. В связи с этим, метафора «слушания», «голоса» приобретает у Хайдеггера большее значе-

мі

ние, нежели «видение», «созерцание»

Очевидно, что такая реинтерпретация феноменологии имеет несколько причин:

а) Теологическую ориентацию Хайдеггера («христианский теолог»), (Религиозное мировоззрение вообще является основой для понимания Хайдеггером подлинности человеческого бытия);

б) Общее недоверие Хайдеггера к чисто созерцательной, теоретической установке, в связи с чем для него неприемлемы метафоры видения, «нахождения перед» объектом созерцания; Хайдеггер считает, что, говоря о созерцании, Гуссерль недостаточно радикально отказывается от метафизической традиции;

в) недоверие к теоретическому не позволяет Хайдеггеру согласиться также и с решением Гуссерлем проблемы данности феноменологической

поставляя борьбу Хайдеггера с неокантианством и Лютера - с Аристотелиз- мом. 380

Poggeler 1982, 475-498. 381

Цит. по: Bambach 1995. 382

Ср. ранее § 45 б и далее § 85.

предметности 319: поскольку «логосу» присуще не только открывать, но и скрывать 320, то за данность нам приходится бороться 321, это требует усилий 322, и уж во всяком случае это требует не созерцания, но разговора, заговаривания в вещами323

§ 59 в Новое «время», математика и гуманизм

Наш анализ лекций з.с. 1920-1921 гг. не завершает обсуждение важной для Хайдеггера проблемы времени, однако следует подвести предварительные итоги того, что позволяет нам сказать этот лекционный курс о роли проблемы времени в философских поисках Хайдеггера. Два краткие замечания должны показать, как связаны между собой некоторые из рассматриваемых Хайдеггером проблем.

1. Исчисление и гуманизм

Если «творческая продуктивность "Я"» роднит Гуссерля с идеологией экспрессионизма, то можно отметить и некоторое родство Хайдеггера с экспрессионизмом. Философ на свой лад преследует те же, что и экспрессионизм, цели. Важной является «...великая борьба человека против текущего времени» 38S. Человека следует понять «как меру, а не творение времени». По сути, эту задачу и решает Хайдеггер в своих лекций по феноменологии религии и последующих лекционных курсах. В дальнейшем станет ясно, что его программа даже более радикальна: представить человека не как творящего время, но как самого являющегося временем 3®. Если же время трактуется как внешнее, объективное и исчисляемое, то возникает, во-первых, опасность превращение этого времени в наличность, достояние. В гротескной форме это описано Рильке:

Мелкому чиновнику, соседу моему, однажды в воскресенье пришла мысль решить удивительную задачку. Он предположил, что жить ему осталось еще долго, лет эдак пятьдесят. Собственная щедрость привела его в отличное расположение духа... Он рассудил, что эти года можно обратить в дни, часы, минуты, да - в секунды, если угодно; и он считал, считал и получил в результате такую сумму, каких дотоле и не видывал. Дух в нем занялся... Время, он вечно слышал, вещь драгоцен- нейшая, и его поразило, что особу, обладающую таким количеством времени, не охраняют...» 3,0

Несложно показать, что эта первая опасность влечет и вторую - порабощение личности, утрату ею собственной свободы.

2. Исчисление и математика.

Если борьба против объективного времени имеет гуманистический пафос, то это значит, что и своей критикой объективного времени (точнее: подготовки философской платформы для систематического разрушения представления о его объективности) Хайдеггер преследует ту же самую задачу, что и критикой логистики и математизации философии324. Точно так же, как исчисляет и угрожает свободе человека объективное время, исчисляет и подчиняет себе независимость человеческой экзистенции математика.

<< | >>
Источник: Михайлов И.Н.. Ранний Хайдеггер Между феномено-логией и философией жизни - М.: Прогресс-Традиция; Дом интеллектуальной книги. - 284 с.. 1999
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме .§ 59 Итоги § 59 a Was-sein и Dafi-sein:

  1. V. итоги
  2. ГЛАВА ПЕРВАЯ. Итоги коллективизации.
  3. V. итоги
  4. ИТОГИ
  5. Итоги
  6. V. АПОГЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. ИТОГИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ
  7. Гл а в а 4 ТУРКЕСТАНО-СИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ. ИТОГИ ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ
  8. п. итоги и выводы
  9. Некоторые итоги
  10. Некоторые итоги
  11. Итоги войны.
  12. Итоги столетия
  13. Итоги столетия
  14. Предварительные итоги