§ 43 «Жизнь» и «история» как конечные цели по-новому осмысленной феноменологии
«Всеохватывающая беспомощность овладела нашей сегодняшней жизнью, ибо жизнь отделилась от подлинных истоков самой себя и протекает на своей собственной периферии...
Мы сегодня настолько сведены с пути и испорчены неподлинной понятийностью, что почти уже не видно возможности выйти из этой до самих корней простирающейся испорченности» (20).Причем Хайдеггер, как и Гуссерль 248, считает, что решающее усилие в преодолении этого состояния должно быть сделано именно феноменологией и теми, кто над ней работает. Интеллектуальная деятельность понимается в традиции Йорка-Дильтея как «жизненная» по своему характеру. В размышлениях Хайдеггера по поводу феноменологии явно присутствует уже знакомая нам мысль о том, что «только жизнь способна постичь жизнь»: «...заблудившаяся жизнь во всех формах своих манифестаций - в том числе в философии и науке - может быть обновлена лишь посредством подлинной жизни и ее радикального и последовательного осуществления» (22-23). В конце лекции вообще обнаруживается, что проблему жизни Хайдеггер считает принципиальной не как отдельно взятую, но лишь в ее связи с историей.
В связи с упомянутой ситуацией кризиса современной культуры для Хайдеггера встает следующая проблема: как может конкретный исследователь реально осуществить (воплотить в себе) феноменологическую установку, т.е. «настроиться на живые мотивы и тенденции духа» (24), где контролем может быть только внутреннее призвание и самопроверка. Иначе: как «настроиться» на феноменологию, предполагающую вывести культуру из кризиса, когда - вспомним замечание Ясперса - сам принадлежишь культуре, находящейся в состоянии кризиса? 249
Но понимание жизни и истории - лишь общая конечная цель, стоящая перед Хайдеггером.
Пока же важно начать исследование, находясь в гуще самой фактической жизни, о которой предварительно ничего не известно.§ 44 Поиски путей к жизни как к изначальной области феноменологии
Изначально мы не можем говорить, «будто в феноменологии есть специальные проблемы - в ней есть только конкретные проблемы», - замечает Хайдеггер (26). Проблемы в свою очередь выражаются «в характере постановки вопросов, методе, отнесенном к некоторой предметной области». Хайдеггер, верный требованию, согласно которому вещи, предметная область должны диктовать ход исследования, заставляет смотреть на высказанный в начале лекций тезис о проблеме жизни как «изначальном феномене» как на гипотезу. Сначала ставится вопрос, каким образом может быть дана, получена проблемная сфера или область. Дана ли она «просто так»? И что вообще означает «данность» - «это волшебное слово феноменологии» (5)?
Лекции з.с. 1919-1920 гг. - первый важный позитивный шаг Хайдеггера в направлении создания собственной системы. Движимый пафосом диль- теевской философии, Хайдеггер старается показать, что феноменологические проблемы необходимо поставить на совершенно иную основу - фундамент под названием «фактическая жизнь». Философ, далее, намеревается показать, что этот иной подход действительно возможен. Задача, которую поставил перед собой Хайдеггер, нуждалась в разработке столь же тщательной, как то было сделано в соответствующих исследованиях Гуссерля. При этом создать заново предстояло практически все: методику исследования, терминологию и т.п. Исследование возможности феноменологии жизни в «Основных проблемах феноменологии» имеет ключевой характер для всей последующей хайдеггеровской мысли.
Следует отдать должное дерзости хайдеггеровского замысла. Желая быть «феноменологом больше чем сам Эдмунд Гуссерль», он старается показать, что исполнение феноменологии Гуссерля «не дотягивает» до тех изначальных программных установок, которые были ею же самой провозглашены и пытается предложить более радикальный, «более подлинный» ее вариант.
Хайдеггер производит величайший мыслительный эксперимент, которым он желает продемонстрировать «право на существование» следующих идей. Создание абсолютно «беспредпосылочной» науки (феноменологии) вовсе не предполагает обязательного и необходимого предварительного обращения к данностям «сознания» отправной точке исследования. Исходным мотивам, заложенным в самой феноменологии, значительно более полно могла бы отвечать повседневная жизнь, взятая в роли первичного феномена.
Еще по теме § 43 «Жизнь» и «история» как конечные цели по-новому осмысленной феноменологии:
- ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА «ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТА (ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОДИЦЕИ)»
- VI. ЧЕРТЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ КУЛЬТА
- § 43 «Жизнь» и «история» как конечные цели по-новому осмысленной феноменологии
- Поиск новой рациональности (но материалам трех всемирных конгрессов)
- §5. Генезис идей «философии жизни» в исследованиях Вильгельма Дильтея
- §10. Поиск аподиктических основ в феномене жизни (Эдмунд Гуссерль)
- §16. Мартин Хайдеггер и фундаментальная онтология человека
- ЖИЗНЬ История поисков смысла жизни
- Лекция 12. Континуальность и самоубийство: диалектика смерти
- Г ерменевтика как одна из ведущих когнитивных практик
- Телесность человека познающего как основание доверия ему
- Образование как "подъем ко всеобщему"
- Конструктивные функции релятивности знания и релятивизм как концепция
- Глава 17 ЭСТЕТИКА НЕОКАНТИАНСТВА: ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ АКСИОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
- Лекция 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРЕДЕЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ
- §3. Понимание как способ познания и способ бытия человека
- § 3. Синтез интуиции и рефлексии в понимании
- §1. Переходные периоды как революционные этапы эволюционного развития общества
- §3. Образование как способ профессиональной идентификации