<<
>>

Круг. Бутервек

Если, с одной стороны, это учение представляет собою фихтевскую теорию «я» в психологической окраске, то с другой — оно является синкретическим слиянием мыслей Рейнгольда и Якоби на почве эмпирической психологии.

Более значимой представляется философская система Фридриха Бутервека (1766-1828), мыслителя-эмпирика, очень ценимого в качестве эстетика и

187

историка литературы.

В своей работе «Идея аподиктики» он пытался провести психологическое «самоосмысление» критицизма. Прежде всего Бутервек показывает, что логические формы мышления дают лишь формальное и гипотетическое познание. Затем он развивает ту мысль, что если трансцендентальной философии и удастся заново и достоверно обосновать спинозовское понятие абсолютного бытия, то не иначе, как ценой признания всякой индивидуальности, всякого различия, всякого становления и действия лишь явлением. В этом спинозовском следствии, выведенном из кантовского учения, уже видна его зависимость от Якоби, к которому он позже становился все ближе и ближе. Наконец, Бутервек приходит к выводу, что только посредством эмпирического самосознания мы можем познать самих себя как действующих индивидуальностей и что это самонаблюдение представляется для нас единственной возможностью объяснить себе и внешний мир. Благодаря тому, что наша воля, являющаяся для нашего самопознания абсолютной достоверностью, наталкивается при своем действии на сопротивление, мы познаем мир, который в трансцендентальной философии представлялся только как единое неопределенное бытие, как бесчисленное множество живых сил. Самопознание, в котором мы постигаем себя, как существ, проявляющих волю, раскрывает нам тайну вещей: оно заставляет нас считать их, как и самих себя, живыми силами. Поэтому философская система Бутервека и называет себя именем абсолютного виртуализма. Фихтевская самоинтуиция интеллигенции как воли здесь превратилась в самонаблюдение эмпирической психологии, и то, что позднее Шопенгауэр выдвинул как свое гениальное истолкование опыта, ясно выступает здесь в качестве опирающейся на внутренний опыт аналогии.
При этом не следует упускать из виду, что Бутервек преподавал в Геттингене, где начал свои философские занятия Шопенгауэр.

Если Бутервек в своем понимании трансцендентальной философии обнаруживает явную зависимость от неоспинозизма Шеллинга, то и школа этого последнего может указать своего представителя психологизма в лице Игнатия Павла Трокслера (1780-1866).

406

Сначала он был безусловным приверженцем натурфилософии и системы тождества, но уже в сочинении «Взгляды на жизнь человека», а затем в трудах «Естественное учение человеческого познания, или Метафизика» и «Логика»188 развил относительно самостоятельное учение. Существенным является здесь то, как он истолковывает тождество бытия и мышления: законы человеческого духа и составляют законы вселенной; человек — микрокосм, и все познание мира сводится к познанию им самого себя. Философия — это антропософия, а последняя основывается лишь на знании, получаемом посредством самонаблюдения. При развитии этой мысли Трокслер в высшей степени бесплодным образом применяет к эмпирическому исследованию выдвинутую Вагнером тетраичную систему перекрещивания противоположностей. Различие между духом и душой, плотью и телом является у него той основой, на которой должно строиться схематическое развитие познания мира.

Самым последовательным и радикальным представителем психологизма является Фридрих Эдуард Бенеке, стоящий в таком же отношении к Гербарту, в каком вышеупомянутые мыслители — к Канту, Фихте и Шеллингу. Он родился в 1798 году в Берлине, учился в университетах в Галле и Берлине, в последнем приобрел право на чтение лекций в звание приват-доцента, но в 1822 году был лишен здесь права академической деятельности и перешел в Геттингенский университет. Там он проработал несколько лет в качестве приват-доцента, затем вернулся в Берлин, где в 1832 году был назначен экстраординарным профессором. Умер Бенеке в 1854 году. В его сочинениях, число которых очень велико, мы встречаемся с наиболее отчетливо выраженной формой психологизма, какая только появлялась в истории новейшей философии. Бенеке не только разделяет воззрение Фриза, что теория познания, а с ней вместе и все прочие философские дисциплины, должна быть основана на эмпирической психологии, но и убежден, что задача теории познания состоит не в разыскании априорного познания, которого и вовсе не существует, а в том, чтобы стать историей развития эмпирического сознания. Вследствие этого он в наибольшей степени чувствовал свою близость с английскими психологами-ассоциационистами и учениями шотландской школы. Он прилежно изучал труды их представителей и ознакомил с ними Германию в

189

своей книге «Новая психология» . 407

<< | >>
Источник: Виндельбанд В.. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками/пер. с нем. Введенский А.И.; М.: КАНОН-пресс, Кучково поле,.- 496 с. (Канон философии).. 1998

Еще по теме Круг. Бутервек:

  1. Круг. Бутервек
  2. Глава 13 МНОГОГРАННОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. РУССКАЯ ЭСТЕТИКА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА