Мир как Зеркало Сердца


Встречается и своеобразная трактовка, Зеркально (опять-таки иначе не скажешь!) переворачивающая зависимость между Зеркалом-Серд.. цем и Миром, отражающимся в Сердце. В явном полемическом задоре Абд-аль-Карим аль-Джили восклицает: «А по-моему, это мир^ зеркало сердца! И корень и образ — это сердце, а ветвь и зеркало - это мир».
Он продолжает: «Нашим доводом в пользу того, что сердце— корень, а мир — ветвь, являются слова Всевышнего: „Не вме стили Меня ни Моя земля, ни Мое небо. И вместило Меня сердце Моего верующего раба". А если бы мир был корнем, то он был бы бо лее достоин того, чтобы быть вместилищем (Бога. —А.И), чем Серд це. Так знай же, что сердце — корень, а мир — ветвь»[545]. Вторичность зависимость, производность Зеркального отражения как такового - вот что довлеет над цитируемым автором, который, вводя новые ml тафоры («корень», «ветвь»), кстати сказать, также исключительно по пулярные в средневековой спекулятивной мысли, стремится обосно вать первичность, главенство Сердца по отношению к Миру. Послед ний тезис важен для мистика: в этом случае становится понятным то, что Бог оказывается не в Мире, а в Сердце человека, — и притом та ким образом, что «оность Истинного (ал-Хакк, т.е. Бога. —А.И.) ста новится оностью Божьего раба»[546], или, иными словами, достигается слияние Бога и мистика. И уже из Сердца человека, достигшего слия ния с Богом (мута’аллих), осуществляется проекция в Мир — та про екция, которая реализуется, при иной комбинации, в схеме «Мир- Зеркало Бога» (или «Человек — Зеркало Бога», в более общей форм\ лировке: «Тварный мир — Зеркало Бога»). Таким образом, по логике аль-Джили, Мир оказывается Зеркалом Бога, присутствующего в Сердце, или просто Сердца.
<< | >>
Источник: Е. А. Фролова. Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН,1998.— 527 с.. 1998

Еще по теме Мир как Зеркало Сердца:

  1. Сердце — Зеркало Бытия в его Истинности
  2. Зеркало как Пограничье, ал-Барзах (гипостазирование Зеркала)
  3. Телесный мир — несовершенное Зеркало Трансцендентного
  4. Мир Взрослых и Мир Детства: трансформация отношении как фундаментальный вызов современной эпохи
  5. Совершенный Человек как Зеркало
  6. 2. Сердце как орган религиозного опыта
  7. 1. Сердце как скрытая глубина человека
  8. Е. С. Титаренко символ СЕРДЦА КАК НОСИТЕЛЬ ПЕРВИЧНЫХ СТРУКТУР ДУХОВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  9. Н. Космарская «ПОНАЕХАЛИ ТУТ...» ПО-БИШКЕКСКИ. МИГРАНТЫ И СТАРОЖИЛЫ ГОРОДА КАК ЗЕРКАЛО «КИРГИЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  10. Глава пятая ТАЙНА ВОПЛОЩЕНИЯ, ИЛИ БОГ КАК СУЩНОСТЬ СЕРДЦА
  11. ГЛАВА 7 А.Игнатенко Зеркало как составляющая спекулятивной парадигматики в арабо-исламской мысли эпохи средневековья Памяти Хорхе Луиса Борхеса
  12. А.А. Тишкин, В.В. Горбунов, Н.Н. Серегин Алтайский государственный университет, г.Барнаул, Россия МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЗЕРКАЛА КАК ПОКАЗАТЕЛИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУР АЛТАЯ ПОЗДНЕЙ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (ХРОНОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ)1