1. О мировоззренческом содержании средневековой литературы.
Xарактер указанных во введении книги основных источников исследования вызывает необходимость предварительного рассмотрения их мировоззренческой проблематики, а также отражения в этой проблематике основных течений и тенденций философской и общественной мысли.
Из форм общественного сознания, как писал еще академик Н.И.Конрад (112), литература в наибольшей степени является синтезом элементов философии, науки и искусства.
Это особенно верно для эпохи средневековья, когда художественное слово было основной, доступной для широких масс, формой выражения актуальных философских и общественных идей. В содержании художественной литературы слились воедино художественно-эстетическая, познавательная и воспитательно-идеологическая функции, аналитическая и преобразовательная задачи искусства в сфере человеческих отношений, социальных порядков, государственного устройства, других сторон общественной жизни. Другими словами, литература средневековья полифонична по своему звучанию, а ее создатели помимо творческой одаренности были, как правило, энциклопедически образованными людьми своего времени. Важнейшим достоинством художественной литературы по сравнению с научными трактатами была ее общедоступность, широта распространения среди населения, благодаря понятному для соввоздействия. С этой точки зрения идейное содержание художественной литературы наиболее достоверно и полно отражает уровень развития и проблематику общественной мысли своей эпохи.Однако определение истории литературы как истории общественной мысли требует уточнения и конкретизации ее историко-философской функции. Полная реконструкция мировоззрения эпохи невозможна без научного освоения круга источников, собственно философского, философско-богословского содержания, естественно-научных, правовед- ческих и иных трактатов. Однако на сегодняшний день подобного рода сочинения, большей частью арабоязычные, остаются лежать в хранилищах и архивах, и нужно немалое время (особенно учитывая острый дефицит местных кадров ориенталистов) для их освоения и введения в научный оборот.
И пока мы не имеем комплекса этих сочинений, тюр- коязычные художественные и документальные тексты остаются основным источником изучения истории философской мысли средневековья. Опираясь на научную мысль своей эпохи, они в мировоззренческом аспекте играли опосредующую роль популяризатора тех или иных теоретических концепций в массах.Теоретические аспекты социально-философского содержания анализируемых источников мы попытаемся проследить в специальной главе диссертации. Здесь лишь заметим, что несмотря на неадекватный и фрагментарный характер отражения в каждом из них онтосовремен- ников языку и эмоционально-образной форме логических, космологических, гносеологических концепций, в совокупности эти источники представляют значительную ценность для анализа и выводов об основных направлениях арабо-мусульманской философии в средневековом Поволжье и характере их влияния на общественную мысль в регионе.
Тем не менее, объединяющим мировоззренческим стержнем тюрко- татарской литературы XI-XVI вв., несомненно, является социально- философская проблематика, выступающая в категориях этики - исторически обусловленной формы выражения философских взглядов, социально-политических и эстетических идеалов в средневековой литературе. Социальная сущность личности в ней выявляется через ее нравственные качества, точно так же, как социальный идеал авторов художественных произведений - через их нравственный идеал. И путь к воплощению своего идеала в жизнь они видели в моральном совершенствовании личности и общества в целом. А свою задачу, общественную функцию своих сочинений - в благотворном воздействии на человеческую нравственность. Отсюда этический критерий оценки личности, общества, государства, всех сфер человеческой жизнедеятельности.
Здесь обнаруживается непосредственная связь в понимании мыслителями средневековья от Кул Гали до Мухаммадьяра мировоззренческой роли литературы как практического руководства на пути человечества к социальной и духовной гармонии, с философским учением ал- Фараби, Ибн Сины и их последователей.
В своей классификации философского знания восточные перипатетики выделяют теоретические и практические области. Искусство философии, указывает ал-Фараби, «делится на два вида: благодаря одному виду достигают познания существующих предметов, на которые не распространяется человеческое воздействие. Благодаря второму виду получают познание предметов, свойство которых таково, что на них распространяется действие человека. Это называется практической и гражданской философией» (2; 34). И если целью первых (математики, физики, метафизики) является постижение истины, цель вторых (этики и политики) - достижение блага, то есть счастья.При этом поэтическое искусство, искусство художественного слова ал-Фараби, а вслед за ним Ибн Сина относят к тем искусствам, посредством которых воздействуют, как мы бы сегодня сказали, на «массовое сознание», доводя до народа в доступной форме те практические выводы, которые следуют из истин, добытых философией. И все философское учение ал-Фараби, Ибн Сины подчинено их нравственному идеалу, выраженному в социально-этических трактатах великих мыслителей. «Целью существования человека - по ал-Фараби, - является достижение высшего счастья», а его человек достигает «благодаря философии» (2; 35). Высшее благо или счастье у ал-Фараби - это знание, и оно же высшая добродетель, т.е. этическая категория, являющаяся и средством достижения цели и самой целью.
Сущность этического осмысления рационалистической философии восточных перипатетиков отражена уже в названии первого крупного памятника тюркоязычной литературы «Кутадгу билиг». Как бы мы его не переводили - «Наука быть счастливым» или «Благодатное знание» - суть остается та же: знание - это путь к высшему благу - счастью. И вся тюркоязычная литература, у истоков которой стоит «Кутадгу билиг», решала в мировоззренческой сфере тот круг социально-этических проблем на пути к благу, совершенному обществу, который заключен в проблематике произведения Юсуфа Баласагуни.
Таким образом, объединяющим философским стержнем средневе- ковой литературы является этический идеал мыслителей как критерий оценки личности и общества и высший принцип конструирования в социальной сфере, то есть - социальная этика.
Еще по теме 1. О мировоззренческом содержании средневековой литературы.:
- 5.4. Позднее Средневековье (XVI – нач. XVII вв.)
- Теория литературной эволюции
- Введение
- 1. О мировоззренческом содержании средневековой литературы.
- 2. Основные течения и проблематика социально-философской мысли.
- 4. Суфизм в средневековом Поволжье.
- Общефилософские основания социально-этической проблематики тюркоязычных письменных памятников средневековья
- 2. У истоков двух мировоззренческих концепций. а) «Линия» Й.Баласагуни
- 3. Философская проблематика «Кысса-и Йусуф» Кул Гали.
- 4. Мировоззренческое содержание литературы золотоордынской эпохи. а) «Философия любви» в «Хосров-Ширин хикаяты».
- б) Мировоззренческая основа суфийских сочинений.
- 3. Социально-этическая мысль в литературе эпохи Золотой Орды. а) Союз разума и любви в этической концепции Кутба.
- ГЛАВА 1 Г.Шаймухамбетова О проблемах историографии средневековой арабской философии
- Философски значимое содержание древнерусской книжности