<<
>>

§78. Новая Академия

По этому новому пути повел Академию Аркесилайиз Питаны в Эолии (315/4—241/0 до P. X.), преемник Кратета (см. стр. 134). Мы лишь неполно знаем его учение, и так как он ничего не писал, го уже древние знали его учение лишь из третьих рук.
Он отрицал, хак говорит Цицерон (De orat. Ill, 67), возможность познавать что- либо через чувства или разум (sensibus aut animo); но главным предметом его нападок служило учение Зенона о постигнутом представ- \ении. Наряду с некоторыми более формальными сомнениями, он іротивопоставлял ему то главное возражение, что нет представлений, которые носили бы в себе верный признак своей истинности, и он іьітался доказать это самыми многообразными аргументами. По- шдимому, он оспаривал также стоическую физику и теологию. Таким образом, он утверждал, вслед за Пирроном, что нам остается только полнейшее воздержание от суждения (s7coxrj). Он сам настолько строго придерживался этой точки зрения, что не хотел выдавать даже самый этот принцип за знание. Но он не признавал, чтобы вместе с знанием уничтожалась и возможность действования; ибо представление приводит в движение волю и тогда, когда не считаешь его знанием; и чтобы действовать разумно, достаточно следовать вероятности (то zvXoyov), которая образует высший критерий для практической жизни.

После Аркесилая его кафедру занял Л а к и д из Кирены. Последний еще до своей смерти передал (в 224/2 году) управление школой фокеянам Телеклу и Евандру, за которыми следовал Геге- с и н ** (Климент Александрийский называет его Гегесилаем). Одна- ко об этих лицах, как и о других академиках, которые упоминаются в эту эпоху, нам известно только одно: что они не уклонялись от направления, намеченного Аркесилаем. Тем бблынее значение имеет Карне ад, которого поэтому называют также основателем третьей, или новой Академии, тогда как Аркесилай считается основателем второй или средней Академии, а Филон и Антиох (§ 81) — основателями четвертой и пятой. Этот проницательный и ученый человек, отличавшийся также увлекательным красноречием, родился в 224/2 году до P. X. в Кирене, стал главой школы, вероятно, до 155 года, когда он прибыл в Рим в составе философского посольства (см. стр. 173), и стоял во главе академии до 137 года, когда он передал свою должность своему одноименному родственнику; он умер в 129/8 г. до P. X. Он не оставил сочинений; изложение его учений было делом его учеников, главным образом К лит омах а.*—Учебная деятельность Карнеада есть высшая точка в развитии академического скепсиса. Аркесилай направлял свои нападки, главным образом, против стоического учения о критерии истины; Карнеад также считал стоиков, этих виднейших догматиков того времени, своими главными противниками; но он исследовал вопрос о возможности знания в более общей форме и подверг воззрения различных философов более обстоятельной, глубокой и детальной критике, чем его предшественники; вместе с тем он точнее определил степени и условия вероятности.

Он прежде всего ставил принципиальный вопрос: возможно ли вообще знание? Он считал себя вправе дать отрицательный ответ на него, так как (это он подробно доказывал) нет ни одного рода убеждения, который бы не обманывал нас, ни одного истинного представления, с которым не было бы до неразличимости сходно ложное представление; следовательно, нет критерия истины в смысле стоического «постигнутого представления». Он отрицал также возможность доказательства, во-первых, потому, что эта возможность сама должна бытг доказуема, чтб ведет к petitio principii, и во-вторых, потому, чтс посылки доказательства сами должны быть доказываемы, и так далее до бесконечности. Далее, он подробно исследовал содержание философских систем, и в особенности со всех сторон оспаривал стоическую теологию. Если стоики доказывали существование Бога из целесообразного устройства мира, то Карнеад оспаривал одинаково как допустимость этого умозаключения, так и правильность его посылки, которой он противопоставлял множество зла в мире. Он нападал также на само понятие Бога: насколько нам известно, он первый пытался остроумно доказать, что нельзя мыслить божество как живое и разумное существо (^coov ^оуікбу), не приписывая ему качеств и состояний, которые противоречат его вечности и совершенству; лишь мимоходом упомянем мы здесь о его критике политеизма и о его нападках на стоическую веру в прорицания, с чем была связана и его полемика против стоического детерминизма. Еще большее впечатление, по- видимому, производила его критика нравственных понятий, образцом которой служили его две лекции в Риме, в защиту справедливости и против нее; для этой критики он пользовался, по примеру софистов, главным образом противоположностью между положительным и естественным правом. Впрочем, мы недостаточно осведомлены об этой критике, и вообще имеющиеся у нас сведения о Карнеаде не дают нам исчерпывающей картины его научной деятельности. Общий итог его скептических рассуждений сводился, разумеется, к давно уже высказанному результату: к абсолютной невозможности знания и к требованию безусловного воздержания от суждения. Но если уже прежние скептики признали, по крайней мере, вероятность, как норму для нашего практического поведения, то Карнеад развивает далее эту мысль. А именно, он различал три степени вероятности; и чем важнее какой-либо вопрос для нашего блаженства, тем более мы должны стараться достигать в нем высшей степени вероятности. Из вероятных представлений, говорил он, одни вероятны сами по себе, у других их вероятность усиливается вероятностью всех связанных с ними представлений, а в третьем классе представлений исследование подтверждает это впечатление вероятности и относительно всех представлений, связанных с данным ((pavxama rciQavrj, «вероятное представление», (pavx. 7ii0avf) каі атсєріашатос;, «вероятное и лишенное противоречий * представление», и (pavx. KiOavi] каі аляршкасттос; каі тсєрісобєіоцєуг|, «представление вероятное, лишенное противоречий и проверенное»). Карнеад, по-видимому, подробно исследовал в отдельности признаки, по которым должна быть оцениваема вероятность. Мы не можем точно установить, как он с этой точки зрения обсуждал вопросы этики; вероятнее всего, что он (конечно, с оговоркой относительно скептического воздержания) удержал староакадемический принцип естественной жизни и находил добродетель именно в стремлении к естественным благам.

После младшего Карнеада (см. стр. 204) в течение короткого времени академией заведывал Кратет из Тарса. За ним в 129/8 году следовал замечательный ученик великого Карнеада, карфагенянин Клитомах, который родился в 187/6 году и умер в 110/9 году. О его преемниках см. § 81.

<< | >>
Источник: ЭДУАРД ЦЕЛЛЕР. ОЧЕРК ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1996
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме §78. Новая Академия:

  1. Российская академия наук
  2. III. Платон и древняя Академия
  3. Глава I Философия в духовных академиях
  4. Платоновская Академия
  5. Казанская духовная академия
  6. Московская духовная академия
  7. Киевская духовная академия
  8. ПРИЛОЖЕНИЕ АКАДЕМИЯ ФИЛОСОФИИ (17) (проект)
  9. Санкт-Петербургская духовная академия
  10. ГЕГЕЛЬ. Политические произведения / Издательство “Наука” АКАДЕМИЯ НАУН СССР, 1978
  11. ФИЛОСОФИЯ В ДУХОВНЫХ АКАДЕМИЯХ И УНИВЕРСИТЕТАХ В XIX — НАЧАЛЕ XX в. ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ
  12. Приближается новая схватка
  13. Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.. Основы специальной психологии М.: Издательский центр «Академия». — 480 с., 2003
  14. Преподавание философии в Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академиях
  15. Российская Академия Наук Институт философии. Рациональность как предмет философского исследования. - М.,. - 225 с., 1995
  16. Новая этика
  17. Новая Конституция
  18. Н. М. ХРЯЩЕВА. Новая стратегия неоколониализма, 1976
  19. Новая техника