<<
>>

§ 86. Перипатетическая школа после P. X.

Перипатетическая школа вплоть до своего слияния с неоплатонической в общем продолжала идти по направлению, по которому она пошла со времени Андроника (стр. 211). Но ее история в эту эпоху известна нам лишь отрывочно.
Самыми достопримечательными из ее членов, имена которых нам известны, были: около 50 года после P. X. Александр из Эге, учитель Нерона; по-видимому, одновременно с ним Сотион, а может быть, также А хаи к; при Адриане Аспазий и Адраст, один из самых выдающихся перипатетиков; около 150—180 Термин; около 180 г. Ари сток л из Мессины и С оси ген, дельный математик; около 200 года — Александр из Афродисии. Деятельность этих лиц состояла, по-видимому, почти исключительно в толковании сочинений Аристотеля и в защите учения Аристотеля; и все, что нам сообщают по этому поводу о них, лишь иногда указывает на сколько-нибудь существенное уклонение от взглядов Аристотеля. Но что и перипатетики этой поздней эпохи не всегда воздерживались от воззрений, которые были первоначально чужды их школьному учению, — об этом свидетельствует пример Аристокла. Этот выдающийся перипатетик допускал, что божественный дух (voucp присущ всему телесному миру и действует в нем, и что он становится индивидуальным, человеческим духом, когда он находит организм, способный воспринять его; таким образом, Аристокл понимал божество в стоической форме за душу мира; и его современник, апологет-аристотелик Афин агор (Supplic. с. 5.)* сообщает, что перипатетики его эпохи действительно считали божество душой мира. Это сближение со стоическим пантеизмом отвергает ученик Аристокла, Александр из Афродисии, знаменитый «толкователь». Однако, хотя он хорошо знает учение Аристотеля и успешно защищает его, он также в существенных пунктах уклоняется от него слишком натуралистическим пониманием его положений. Он не только, вместе с Аристотелем, считает одни только единичные существа субстанциями, но и, уклоняясь от Аристотеля, полагает, что единичное само по себе (фіхгеї) предшествует общему, что общие понятия существуют, как таковые, лишь в нашем рассудке, а их реальным предметом являются лишь единичные вещи. Далее, в человеке он сближает высшую часть души с низшими, так как он совершенно отделяет «деятельный разум» от человеческой души и толкует его как действие на душу божественного разума; человек сам по себе приносит в жизнь лишь задаток к мышлению («потенциальный разум»), который лишь позднее, под действием божественного духа, развивается в «приобретенный разум»; и в связи с этим Александр более категорически, чем Аристотель, отрицает бессмертие души. Наконец, провидение он целиком сводит к природе (фисгк;) или к силе, которая из высших сфер распространяется в низшие и в деятельности которой он отрицает всякую целесообразность, направленную на человеческое благополучие. После Александра нам неизвестен ни один выдающийся учитель перипатетической философии как таковой; главным центром аристотелевских изысканий стала еще до конца третьего века неоплатоническая школа; и если отдельные лица, вроде Феми- стия (§ 101), хотели скорее называться перипатетиками, чем платониками, то все же они — отчасти лишь толкователи Аристотеля, отчасти же — эклектики.

<< | >>
Источник: ЭДУАРД ЦЕЛЛЕР. ОЧЕРК ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1996

Еще по теме § 86. Перипатетическая школа после P. X.:

  1. IV. Аристотель и перипатетическая школа
  2. § 82. Перипатетическая школа
  3. § 64. Перипатетическая школа
  4. § 84. Первые века после P. X. Стоическая школа
  5. 4. Трактат Александра Афродисийского О смешении и росте: перипатетическая критика стоической физики
  6. ШКОЛА ЖИЗНИ
  7. АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО ШКОЛА
  8. ШКОЛА
  9. Школа и просвещение
  10. 3.3. СТАРШАЯ ШКОЛА
  11. 2. Немецкая антроии.тоги'Нткая школа
  12. §73. Эпикур и его школа
  13. Государственная              : школа
  14. Школа колонизации
  15. Милетская школа
  16. §37. Киническая школа
  17. § 3. Школа естественного права