<<
>>

§ 1. Предпосылки средневековой философии. Неоплатонизм

Средние века охватывают тысячелетний период развития феодального общества на территории Европы. Началом Средневековья традиционно считают 476 г. — год падения Римской империи. Заканчивается этот исторический период в XIV в.
с началом эпохи Возрождения (точную дату в данном случае указать невозможно). Главная черта средневековой философии в Европе — ее глубокая связь с господствовавшим в обществе христианским религиозным мировоззрением. Об этой философии принято говорить, что она превратилась в «служанку богословия», т. е. стала религиозной философией. Материалистическое направление почти полностью исчезает и начинает возрождаться только в эпоху Возрождения. Средневековая религиозная философия возникла на основе учений Платона и его последователей — неоплатоников; на основе философии Аристотеля, из которой были удалены все материалистические идеи; наконец, на основе патристики (от лат. pater — отец) — учения «отцов церкви», христианских религиозных мыслителей II-VIII вв. Наиболее крупное течение в средневековой философии — схоластика (от лат. scholastica — ученый, школьный). Представители этого течения работали в монастырских школах, являвшихся в Средние века главными центрами религиозно-философского образования. Схоласты считали, что постигать бога следует разумом посредством логических рассуждений и доказательств, основанных преимущественно на формальной логике Аристотеля. По своей внешней форме (дискуссии, логические рассуждения, доказательства) схоластика была несколько ближе к науке, чем другие направления теологии (учения о боге), опиравшиеся на чувства и мистическое созерцание божества. Почву для патристики и схоластики подготовил неоплатонизм — последний этап развития античной философии. Его основателем считается Аммоний Саккас из Александрии (ок. 175-242). Крупнейшим представителем этого течения был также Плотин (205-270), последний крупный неоплатоник — Прокл (410-485).
Плотин организовал в Риме философскую школу и возглавлял ее в течение 25 лет. В это время в империи обостряется гражданская война, которая вела к обнищанию основной массы населения и распространению мистических настроений. Глубокий мистицизм пронизывает и труды Плотина. Философ преобразовал платоновское учение о двух мирах в религиозную философию. Основой всего сущего он считал единое божественное первоначало — сверхчувственное, сверхразумное и сверхприродное. К нему не приложимы никакие определения, ему не свойственны никакие качества. Судить о его сущности можно только косвенно — по тому, что им порождено. Это первоначало едино и является причиной всего, верховой силой, высшим благом и высшей красотой. Можно заметить, что божественное первоначало Плотина — результат мистического переосмысления учения Платона об идее высшего блага и предшественник христианского учения о едином и всемогущем боге. В античной мифологии существовало множество богов (политеизм), каждый из которых обладал ограниченной силой и был подчинен богиням судьбы (мойрам или паркам). В христианстве и иудаизме признается один бог (монотеизм), обладающий всемогуществом. Бытие, согласно Плотину, зависит от божественного первоначала. Мир представляется лестницей, на которой происходит постепенное снижение первоначала: божественное первоначало—божественный ум—божествен- ная душа—природа. Первоначало подобно свету, материя же подобна тьме. Мир образуется из материи в результате проникновения в нее света путем эманации, т. е. излучения, истечения божественного первоначала. Переход от божества к миру есть в то же время нисхождение от совершенства к несовершенству, от единства к множественности. Отношение божественного первоначала к миру во многом воспроизводит платоновское противопоставление мира идей и мира вещей. Следуя платоновскому учению о душе как духовной сущности, Плотин создал мистическую теорию мирообразования как космического процесса нисхождения и восхождения душ. Человек состоит из души умопостигаемой, наиболее близкой к божеству, души чувственной и тела.
Единственным способом приблизиться к божественному первоначалу философ считал экстаз, в котором человек поднимается над телесным миром. В состоянии религиозного экстаза человек божественной частью своей души приближается к богу. В целом учение Плотина — религиозно-мистический вариант объективного идеализма. В нем не содержится никаких попыток научного исследования окружающего мира, происходит полный отход от традиций античного материализма, изучения природы и реальных общественных отношений. Во взглядах Плотина на взаимосвязь божественного первоначала и земного мира, человека и бога, на религиозный экстаз начинают вырисовываться основные принципы более поздней христианской философии. Последним крупным представителем неоплатонизма был Прокл. Он своеобразно переосмыслил античную диалектику, детально разработав мистическое учение об эманации. Эманация — это движение душ от бога к миру (нисхождение) и возвращение их от мира к богу (восходящая ветвь эманации). В основе эманации мира из производящего его божества лежит триадический цикл, т. е. трехступенчатая смена фаз развития: ^ пребывание произведенного в производящем; ^ выход произведенного из производящего; ^ возвращение произведенного в производящее. Отголоски этого учения сохраняются в современном христианском взгляде на связь мира и бога.
<< | >>
Источник: Орлов С. В.. История философии. 2009

Еще по теме § 1. Предпосылки средневековой философии. Неоплатонизм:

  1. 1. Теоретические предпосылки формирования философско-исторической концепции Вл. Соловьева
  2. СЛОВАРЬ
  3. Николай Кузанский
  4. 7. ИМЕСЛАВИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. § 1. Философия имени в творчестве П. Флоренского: платонизм или паламизм?
  7. § 4. Платонизм и традиция всеединства
  8. Б. Т. Григорьян На путях философского познания человека
  9. §8. Характер и ход развития греческой философии
  10. КОММЕНТАРИИ
  11. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  12. В. Б. Еворовский ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ЖИТИЯ И ТВОРЧЕСТВА ЕФРОСИНЬИ полоцкой
  13. Философия культуры
  14. Средневековая еврейская философия
  15. § 1. Предпосылки средневековой философии. Неоплатонизм
  16. § 4. Философия эпохи Возрождения
  17. § 1. Предпосылки формирования философской концепции жизни
  18. Глава 3 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НЕПОЛИТИЧЕСКИХ ФИЛОСОФИЙ
  19. 2.3. Научный эксперимент в средние века