<<
>>

Приложение II. Философия О. Шпенглера и ее эволюция

  Тема кризиса развития общества - одна из важнейших в современных философско-исторических исследованиях. XX век отмечен многочисленными социальными потрясениями, постоянными военными конфликтами (включая две мировые войны), нарастающей опасностью экологической катастрофы, оставшейся от времен «холодной войны» боязнью мировой ядерной войны, ощущением «хрупкости» Земли и человеческой цивилизации.

Осознавая сложность положения современного общества, часть западных философов восприняла ее как приближающийся Апокалипсис. Смысл мировой истории для них сводился к идее отрицания возможности прогресса; движение истории казалось бесцельным движением по кругу.
Особенно сильным ощущением кризиса становилось в периоды таких общественных потрясений, как революции и мировые войны. Первым, кто сумел это теоретически «зафиксировать», был Освальд Шпенглер, исторический пессимизм которого стал определяющим для многих философско-исторических концепций. В ряду «концептуальных пессимистов» Шпенглер занимает особое место. Он наиболее четко сформулировал идею «заката» западной культуры в контексте общей картины развития истории как естественного процесса. Вместе с тем концепция круговорота культур, разработанная Шпенглером, как никакая другая концепция этого направления, способствовала становлению и развитию философии истории и культурологии XX в.
Концепция философии истории Шпенглера1 отражает противоречия его мировосприятия, сформировавшегося в относительно спокойный период конца XIX в., не «расколотого» экономическими и военными кризисами начала нового столетия. Не случайно она сориентирована в «золотое прошлое».
1 В разделе использованы материалы, изданные на немецком языке и переведенные автором данной главы учебного пособия.
430
Идеи Шпенглера способствовали оформлению идеологии национал-социализма; они были использованы в политических концепциях неоконсерваторов ФРГ в послевоенную эпоху при формировании идеологии «Объединенной Европы» и Общего Европейского дома; Шпенглер стоял у истоков теории «Запад-Восток», трактуемой впоследствии как противостояние социальных систем и военных блоков. />
<< | >>
Источник: под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. История философии: Учеб. пособие для вузов. 1997

Еще по теме Приложение II. Философия О. Шпенглера и ее эволюция:

  1. 1.4. Философы истории и прогнозирование. Сбывшиеся прогнозы Шпенглера, Тойнби, Соловьева, Бердяева, Ясперса, Ортеги-и-Гассета
  2. § 52 Полемика со Шпенглером
  3. ПРИЛОЖЕНИЕ АКАДЕМИЯ ФИЛОСОФИИ (17) (проект)
  4. О. Шпенглер
  5. 2. Концепция «кризиса культуры» О.Шпенглера
  6. 3.1. Культурологическая концепция О. Шпенглера
  7. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Рекомендации разных авторов в духе практической философии
  8. Приложение Проблема логического противоречия и русская религиозная философия: воззрения П. А. Флоренского и Н. А. Васильева Б. В. Бирюков, И. П. Прялко
  9. Освальд Шпенглер: религия - душа культуры
  10. §8. Органическое как сущностная характеристика жизни у Освальда Шпенглера
  11. ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ДАННЫЕ О ВВОДЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИИ И СССР В 1917—1945 гг.1
  12. 7. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Типовая модель устойчивого роста компании
  13. Приложения Приложение 1. Зарубежные отзывы об индустриализации и первой пятилетке