<<
>>

Примат практического разума

Когда мы стремимся в научном познании постичь связи во внутренних и во внешних явлениях, а также более таинственные связи, существующие между теми и другими, то перед нами, как побуждение ко всей этой работе рассудка, находится идея разума — познать последнюю и абсолютную связь этих явлений в едином высочайшем Существе.
Этого идеала разума никогда нельзя достигнуть с помощью рассудка и его познания. Но все-таки вся ценность работы рассудка заключается в приближении к этой недостижимой цели.

Но откуда же — и это уже последний вопрос,— откуда эта оценка и лежащее в ее основе побуждение? Откуда эта метафизическая потребность, благодаря которой лишь в области непознаваемого представляется возможным найти завершение для нашего познания? Из материала явлений могло бы возникнуть лишь стремление бесконечно следить за их бесконечными цепями. Поэтому если в нашем мышлении появляется потребность выйти за пределы чувственного мира и постичь что-то отличающееся от него, то повод к этому содержится уже не в теоретической деятельности. Теоретическое рассмотрение может только констатировать тот факт, что им самим во всем его движении вперед руководит никогда не осуществимое стремление выйти за пределы своего горизонта. Но объяснение этого факта лежит в более глубокой потребности, господствующей над теоретической жизнью, и эта более глубокая потребность может состоять лишь в нравственном убеждении, что наше предназначение выходит за пределы мира нашего познания. Таким образом оказывается, что жизнь познания все время обусловливается этическим стремлением к сверхчувственному миру, стремлением, которое сама эта жизнь никогда не может удовлетворить. Это- то Кант и назвал приматом разума практического над теоретическим, и здесь наиболее ясно проявляется сокровеннейшая связь его убеждений, как научных, так и личных.

<< | >>
Источник: Виндельбанд В.. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками/пер. с нем. Введенский А.И.; М.: КАНОН-пресс, Кучково поле,.- 496 с. (Канон философии).. 1998

Еще по теме Примат практического разума:

  1. 2. ПРИМАТ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА
  2. 2 Проблема необходимости познания и свободы воли у И.Н.Тетенса
  3. § 1. Вера без онтологии: метафизика веры в русском кантианстве
  4. 2. Логика сердца. Теория ценностей
  5. Примат практического разума
  6. Метафизика в виде веры.
  7. Рейнгольд
  8. Маймон
  9. Система разума Фихте
  10. Теоретическое и практическое «я».
  11. Фихте. Неизменная система
  12. Якоби. Знание и вера
  13. Шопенгауэр. Воля, как вещь в себе
  14. Шопенгауэр. Пессимизм. Упразднение воли
  15. 1. СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ КАНТА. ПРИМАТ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА
  16. Мои книги и исследования [§§§§§]
  17. Устойчивость концепции философии как образа жизни
  18. 1. ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  19. Эстетигеские воззрения Гете (1749-1832)
  20. В. Значение Руссо