<<
>>

Примечания: 1

Заметим кстати, что в социально-этическом учении восточных перипатетиков фарабиевская формула счастья как цели существования человека (2; 3) приемлема и для суфийской этики при понимании счастья в суфийской трактовке.
И Ибн Сина, например, признает «суфиев» - «арифов» в их поисках счастья-истины «братьями по истине», только идущими к ней другим путем (12; 196). 2

Разумеется, мы не забываем, что эти критерии относятся к просвещенной прослойке страны, призванной управлять, торговать, воспитывать, заниматься науками и искусством. Заметим здесь же, что если знания приобретаются человеком в процессе воспитания и обучения то ум, по Баласагуни, является врожденным свойством (43; 149, 157). То есть мыслитель признает и наследственное начало в человеке. Но природный ум может быть развит учением, он открыт для совершенствования и здесь уже учитывается роль общественной среды (43; 157). 3

Объективности ради отметим, что категория справедливости имеет у Ба- ласагуни и эмоциональную окраску - суть справедливости мыслитель видит в человечности, в следовании благородным порывам души. 4

А вот как эта тема звучит у Г.Тукая:

Переменчиво колесо богатства, славы, титула, Сегодня ты богат, а завтра беднее шайтана! (37; 11, 94). 5

О философском аспекте чувства любви по А.Йасави мы писали в третьей главе работы. 6

По некоторым историческим данным Кул Гали принадлежал к официальному духовному сословию и в течение длительного времени исполнял обязанности мударриса и имама, что тоже соответствует демонстрируемой им в своей поэме учености, широкой образованности и глубокой эрудиции (5; 7078). 7

Например, в его стихотворении, посвященном памяти Х.Ямашева, в критериях оценки его нравственных качеств. 8

Видимо, по аналогии с персидским царем Хосровом I Ануширваном, получившим эпитет «Справедливого» за то, что он впервые установил точные размеры налогов, взимавшихся до этого произвольно. 9

Бахрам Чубин - личность историческая, полководец шаха Ормуза. В 589 г. он поднял мятеж против Xосрова и захватил власть. Рещающее сражение между войсками Xосрова и Чубина состоялось около Гянджи. После поражения в битве Бахрам Чубин бежал в Среднюю Азию, где был убит подосланными шахом людьми. 10

Как известно, Тинибек, которому посвятил свою поэму Кутб, не процарствовав и года, стал жертвой заговора и был убит не без участия в заговоре своего брата Джанибека, который видимо, больше устраивал соперничавшие феодальные кланы и правил Золотой Ордой целых 14 лет. 11

Пусть даже и не реализуемая полностью, ибо «светский» поэт средневековья, как правило, зависел от щедрости покровителя, что видно из строк самой поэмы:

Раб Xорезми тебе поклоны шлет От щедрости твоей подарков ждет. (42; 25) 12

В кириллической транскрипции дастан опубликован в журнале «Казан утлары», 1972, № 6. 13

Картинам смерти и разрушения противостоят строки дастана, воспевающие хвалу труду земледельца, создающему материальные блага. 14

Литературоведы относят дастан к началу XV века (5; 250). 15

Влюбленный Тахир у Сайади подобен святому, суфию. Так, разбойники, поняв состояние Тахира, отпускают, не причинив ему вреда, лишь попросив его произнести газель. 16

По количеству разделов книги. 17

Этот сюжет с тем же выводом о бесплодности попыток добротой и заботой переделать дурную природу человека найдет отражение в поэме «Тухфа-и мардан» Мухаммадьяра. 18

Аналогично с заговором братьев Йусуфа, завидовавших ему. 19

В прозаической части С.Сараи отступает от текста М.Саади, «смягчая» его мысль (У Саади не народ для царя, а царь для народа), но в стихотворной он верен духу оригинала. 20

Исследователь суфизма английский ученый Дж.Тримингем в своей книге «Суфийские ордены в исламе» пишет, что Саади включал суфизм в сферу своих интересов, но не был приверженцем мистического пути, то есть придерживался умеренного толка суфизма (165; 41). 21

Анализ источников «Нахдж ал-фарадис», как богословских, так и художественных, весьма перспективен для оценки характера развития татарской общественной мысли в XIV веке. 22

Правда, нам в этих строках слышится и ирония мастера, поражающего- ся самомнению каждого стихотворца-рифмоплета, мнящего себя поэтом. На это, как представляется, указывает предшествующий бейт, в котором Мухам- мадьяр советует не вступать на тернистый путь поэта, если в душе не горит священный огонь поэзии:

Если не властвует над твоим языком душевный порыв, Не лучше ли оставаться немым и глухим (там же)

В отличие от сонма стихотворцев, душа Мухаммадьяра, обращаясь к нему с наставлением, говорит: бог дал тебе пламень поэтического дара и превосходство над завистниками. Поэтому не обращай внимания на недоброжелателей и, уповая на бога, приступай к своему повествованию с чистой совестью и во благо страны. Однако в любом случае приведенные фрагменты свидетельствуют в пользу популярности поэтического жанра при дворе казанских ханов. 23

Здесь вполне возможно и непосредственное знакомство Мухаммадьяра с «Гулистан бит-тюрки» С.Сараи, в котором этот сюжет перенесен на тюркскую почву. 24

Царь справедливый, пусть не чтит Корана, Он выше богомольного тирана.

Не верой, не обрядами - страна Законом справедливости сильна (7; 12). 25

Здесь указание на то, что Ануширван, живший в доисламскую эпоху, был язычником. 26

Об этом можно судить и по характерным для суфия самоуничижительным характеристикам во вступлениях и лирических отступлениях обеих поэм (факыйрь - бедный, дервишэнэ - по-дервишски и т.п.)

<< | >>
Источник: Р. М. Лмирханов. Тюрко-татарская философская мысль средневековья (XIII-XVI вв.). Диссертация ... Монография. - Казань: Изд-во «Мас- тер-Лайн». — 262 с.. 2001

Еще по теме Примечания: 1:

  1. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ
  2. ПРИМЕЧАНИЯ
  3. ПРИМЕЧАНИЯ
  4. ПРИМЕЧАНИЯ
  5. ПРИМЕЧАНИЯ
  6. ПРИМЕЧАНИЯ
  7. ПРИМЕЧАНИЯ
  8. Примечания
  9. ПРИМЕЧАНИЯ
  10. ПРИМЕЧАНИЯ
  11. ПРИМЕЧАНИЯ