Примечания
I, Menage G. "The history of women philosophers", p.3.
i. Ниюггенко С.А. "Женщины врачи и философы в Древней Греции" - О женщинах врачах - "Северный вестник". СПб., 1887, T.7, С. 109-124; о женщинах философах - T.8, С.29-76. JoseplTy Calasanz'y Poestimfy принадлежит также сочинение "Griechischen Dichterinen", 1876 ("Греческие поэтессы").
4. "Антология книнизма. Фрагменты сочинений клинических мыслителей". М., 1984, С.88. Что касается "свободной любви", точнее "собачьей свадьбы", которой эпатировали Кратет и Гиппархия добропорядочных афинян, то I <ч ель в своих "Лекциях по истории философии" интерпретировал ее следующим образом: "Но эта независимость, которою хвастали циники, превращает- •ч| скорее в зависимость, ибо между тем как всякая другая сфера деятельной киши заключает в себе положительный момент свободной духовности, этот поспупок означает отказ от сферы, в которой можно наслаждаться стихией оиободы". - Гегель Г.В.Ф. "Лекции по истории философии". СПб., 1994, Кн.2, (115. I
"Фрагменты ранних греческих философов". 4.1, М., 1989, С.466. См. і пкже стр. 149-150 этого издания.
о Диоген Лаэртский. "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философом". М., 1986, С.318.
/ ІІикитенко С.А. "Женщины врачи и философы в Древней Греции". - "('мерный вестникСПб., T.8, С.37-38. II
() "пифагорейских женах" писал К.М.Вилацд: "Пифагоровы ученицы. Из сочинений г. Виланда" (пер. с нем.).
СПб., 1797. Его же "Пифагоровы жены". М„ 1817. Здесь также воспроизводятся некоторые сентенции и письма Феано, п «данные в 1499 г. в Венеции А.Манунцием.и Ломброзо Ч. "Гениальность и помешательство". М., 1995, С.234. 10. Платон. "Собрание сочинений в четырех томах". М., 1993, Т.2, С. 143. 11.
Никитенко С.А. Ук. соч.: T.8, С.47. 12.
Никитенко С.А. Ук. соч.: T.8, С.49. 13.
Никитенко С.А. Ук. соч.: T.8, С.59. j
j 14.
Цицерон. "Философские трактаты". М., 1985, С.91. 15.
Цветаев И. "Из жизни высших школ римской империи". 2-е изд., М., 1902,! Глава "Стремление к высшему образованию греческих женщин", С. 116. І 16.
Чаплыгина А.Н. "Римская женщина в правление Августа". - Женщина в античном мире". М., 1995, С. 116. 17.
"Подробности" о ее жизни и дискуссии с философами см. в сочинении "Жизнь и страдания святой великомученицы Екатерины" (М., 1912). 18.
Болотов В.В. в "Христианском чтении" (1883, V-VI) излагает изданную в 1882 г. в Лейпциге книгу Грегоровиуса "Афинаида, история одной византийской императрицы". 19.
"Культура Византии XIII - первая половина XV в.". М., 1991, С.567. 20.
Ее судьба послужила Чарльзу Кингсли темой для культурно-исторического романа "Гипатия" (1853): "Ипатия, или Новые враги под старой личиной". СПб., 1893, Т. 1-2. (пер. Н.Белозерской); 2-е изд.: М., 1936. См. также: Остроумов А.А. "Синезий Птолемаидский". М., 1879; Цветаев И. "Из жизни высших школ Римской империи" ("Вопросы философии и психологии". М., 1902, Кн.63 и отд. изд.); Бобынин В.В. "Древнейшая из женщин-математиков". - В кн.: "Сборник статей по вопросам физико-математических наук и их преподавания". Т.1, М., [1924]; Белов А. В. "Александрийская трагедия". - "Через костры и пытки. Художественно-публицистическая литература". М., 1985, С. 15-38. 21.
Анна Комнина. "Алексиада". М., 1965, С.418. 22.
"О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения". М., 1992, С.155-201. 23.
Более подробно об этом см.: Никитенко С.А. "Женщины-профессора Бо- лонского университета".
- "Русскаямысль". М.. 1883, N10-12. 24.Никитенко С.А., Указ. соч.: "Русскаямысль", N11, С.94-95. /5. Алик М. "Наследство Гиппатии: история женщин в науке с античности до конца XIX в.". - "Женщина в науке/реферативный сборник/". М., 1990.
lb. Фейербах JI. "Собрание произведений в трех томах". М., 1974, Т.1, С.281.
1'1. Фейербах Л. "Собрание произведений...". Т.1, С.281.
JK. Декарт Р. "Сочинения в двух томах". М., 1989, Т.1, С.299. Далее он сообщает, что все его сочинения казались "весьма темными" многим просвещенным людям, которые были либо сильны в метафизике, но слабы в геометрии, пиво наоборот. Елизавета же оказалось сведущей в обеих науках.
К.Фишер. "Декарт, его жизнь, сочинения и учение". Спб., 1906, С.201.
Ш Гегель Г.В.Ф. "Лекции по истории философии". Т.З, Спб., 1994, С.402.
\ I I отшед Л. "Торжество философии". СПб., 1765, С .74-112.
t<' Идельсон Н.И. "Вольтер и Ньютон". - "Вольтер. Статьи и мін г риалы". М.-Л., 1948, С.235.
\ \ (Сочинения маркизы Эмилии дю Шатле: "Dissertation sur la nature et la |)M>|)»gation de feu" (1744), "Deutes sur les religious revelees actresses a Voltaire" 11 /V2), "Reflexions sur le bonheur" (в "Opuscules philosophiques et litteraires" 11706)), "De TExistence de Dieu" (1806).
H Жермена де Сталь. "О литературе, рассмотренной в связи с общественными V<' і миовлениями". М., 1989, С.111.
и Ііийнпггейн С. "Госпожа Сталь, мыслитель переходной эпохи". СПб., 1902, і И. Книга Софьи Вайнштейн является докторской диссертацией. За эту |т0шу ей самой первой была присуждена степень доктора обществоведения \thn lor es scientes sociales). "Наша задача, - писала она в "Предисловии", - представить госпожу Сталь как мыслителя переходной эпохи, и особенно как thi mojюга и политика".
in Жермена де Стал». "О литературе, рассмотренной в связи с общественными унпповлениями", С.116.
і1 Иийнштейн С. "Госпожа Сталь, мыслитель переходной эпохи", С. 14.
НІ Тим же, С.20-21. Год спустя после публикации в России книги Э.Келлер jiM/uuincb Ольга Ивановна Скороходова (1911-1982), которая будет прозвана
Элен Келлер", ибо она после потери в 8 лет зрения и слуха (в ре-
«V in.
гите менингита) смогла восстановить под руководством проф. 11 Л .< околянского речь, получила в школе-клинике для слепоглухонемых )|н*диге образование, а затем защитила диссертацию в Научно- исследовательском институте дефектологии. Ею написаны множество статей на самые разные темы, в том числе и посвященные формированию эстетических представлений и понятий у слепоглухих. Из автобиографической книги "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир" (М., 1993) известно только лишь то, что философия для нее была представлена книгой В.ИЛенина "Материализм и эмпириокритицизм" (С.358). В восьмидесятые годы еще одной слепоглухой - Н.Корнеевой удалось преодолеть свой недуг и закончить психологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. Философские проблемы, возникающие при решении задач, связанных с обучением и воспитанием людей, страдающих подобными недостатками, разбираются известным советским философом Э.В.Ильенковым в статье "Откуда берется ум?" (Ильенков Э.И. "Философия и культура". М., 1991, С.30-43).чулок... "синий
ПРЕПОДАНА НИЯ ФИЛОСОФИИ rRFTF "Синии
ппі?пл TfAD і Выражение чулок<> обозначает
"ученую женщину", в
характере которой ученость решительно преобладает над женственностью. По одной из версий выражение "синий чулок" появилось в восемнадцатом веке и принадлежит французу, чье имя для нас не сохранилось, который будучи в Англии и присутствуя на собрании местного ученого общества, членами которого были как мужчины, так и женщины, высказал предположение: "Все так глубоко погружены в думы, что никто и не заметили бы того, что дамы по рассеянности пришли на это собрание в -синих чулках"... В
брошюре профессора Цюрихского университета В.Бемерта "Университетское образование женщины", переведенной и изданной в С.-Петербурге в 1873 г. сообщается, что в числе 354 студентов, принятых в летний семестр 1872 г. Лейпцигского университета, оказалось 63 женщины, из коих 51 поступила на медицинский, а 12 на философский факультет. В Цюрихском университете в зимний семестр из 7 студенток философского факультета - 4 были из России, а в летнем семестре - 10 из 12 (!).
Такое быстрое возрастание числа женщин-студенток, сообщает Бемерт, возбуждает в сотрудниках университета "довольно смешанные чувства", а именно: они уже готовы "помириться с присутствием женщин на лекциях философии, истории и литературы; но допущение прекрасного пола к изучению медицины, к анатомическим и клиническим работам возбуждает в них некоторое раздумье" (С. 1).В своей брошюре В.Бемерт подробно пересказывает содержание статьи немецкого анатома и физиолога, профессора Мюнхенского университета Бшпофа "Изучение и практическое применение медицины женщиною", появившейся в 1872 г., в которой утверждается, что женщинам "по божескому и естественному предопределению, не дана способность изучения и практического приложения точных наук, каковы естествознание и медицина". Изучение медицины и медицинская практика не только "оскорбляют, - полагает немецкий анатом, - но и притупляют самые благородные стороны женской натуры - сострадательность, скромность, стыдливость - словом все, чем они отличаются от мужчин", а их присутствие в учебных аудиториях Подвергает сильной опасности нравственность мужчин- слушателей" (С.5). Исходя из того факта, что мозг женщин обычно легче мужского, Бишоф убежден в том, что существует и различие в психике, да такое существенное, в силу которого "женщины не способны к теоретическому и практическому изучению наук, и в особенности медицины".
Но далеко не все соотечественники Бшпофа были одного с ним мнения относительно получения женщинами медицинского образования, равно как и российские коллеги, і де во второй половине века В.А.Карцева, Н.П.Суслова, М.А.Бокова и др. стали студентками медико-хирургической академии. И.М.Сеченов был первым среди российских врачей, кто допустил женщин к слушанию лекций в высшем учебном заведении и привлек их к участию в научно- исследовательской работе.
В конце 1850-х гг. по проекту известного педагога II .А.Вышеградского начали открываться ''всесословные женские училища" (сначала в Костроме, затем в С.- I Іетербурге), которые явились прообразом будущих женских гимназий.
Высших же женских учебных заведений пока не Ьыло. Первыми женщинами, переступившими порог "мужского" университета были сестры Н.И. и В.И.Корсины, М.А.Богданова, А.П.Блюмер.Евгения Ивановна Конрада, редактор журнала "Неделя", в 1687 г. обратилась к 1-му Съезду естествоиспытателей и врачей с петицией о допуске русских женщин к слушанию лекций в университете. В мае 1868 г. инициативная группа, возглавляемая М.В.Трубниковой, (оставила и подала ректору С.-Петербургского университета проф. К.Ф.Кесслеру прошение об открытии "правильных" курсов для женщин по предметам историко-филологических и естественных наук. Цель курсов, сообщалось в петиции, поднять общий уровень женского образования и дать возможность "способным личностям достичь знания, нужного для занятия мест преподавательниц в высших женских учебных заведениях" (1). Под прошением мо;цшсались 400 женщин. В июне того же года из Смоленска иа имя ректора С.-Петербургского университета поступило лпалогичное прошение с 63 подписями, инициатором которого была А.Н.Шабанова.
Педагог, редактор журнала "Учитель" И.М.Паульсон получил разрешение открыть в С.-Петербурге курсы в объеме vреднего учебного заведения. Они открылись 1 апреля 1869 г. н но занимаемому помещению (у Аларчинского моста) были названы Аларчинскими курсами. В 1869 г. было получено разрешение на устройство в С.-Петербурге университетских публичных смешанных (то есть мужских и женских) курсов лекций по предметам историко-филологического и физико- математического профиля. В конце января 1870 г. курсы были открыты, а с переездом в здание Владимирского училища (1872) получили название Владимирских курсов. В 1872 г. в Москве открываются Высшие женские курсы Герье, с 1876 г. - в Казани, с 1878 г. - в Киеве. Правительством ни одно из этих учебных заведший не финансировало и существовали они только на добровольные денежные пожертвования и плату за обучение, ежегодно вносимую слушательницами. Об этих и других Курсах, а также различных высших учебных заведениях, доступных для
женщин и пойдет речь далее.
* * *
В конце сентября (2 октября по ст. ст.) 1878 г. в С.-Петербурге открылись ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ (БЕСТУЖЕВСКИЕ) КУРСЫ, названные так по имени директора курсов К.Н.Бестужева-Рюмина. В первый год на курсы было принято 486 основных слушательниц и 346 вольнослушательниц. Слушательницы должны были изучать все обязательные предметы преподавания, писать сочинения на заданные темы, "отвечать на вопросы, задаваемые преподавателями во время уроков и на репетициях", подвергались выпускным испытаниям и получали свидетельство об успешном окончании курса. '•Вольные слушательницы" допускались к посещению занятий в том случае, если это "дозволит число слушательниц и удобство помещения". В течение четырех лет слушательницы могли обучаться на трех факультетах: словесно-историческом, физико-математическом,
специально-математическом (переименованные затем в историко-филологический, физико-математический,
юридический факультеты. В 1885 г. для Курсов было выстроено новое здание, но в 1886 г. распоряжением министерства народного просвещения прекращается прием слушательниц, которое отменяется в 1889 г. В 1893 г. на заседании Всемирного конгресса по вопросам воспитания (США, Чикаго) делегат от российского Министерства народного просвещения С.М.Волконский выступил с речью, в которой подробно рассказал собравшимся о высшем образовании женщин в своей стране. При этом он изложил учебные программы двух отделений Курсов и назвал темы работ слушательниц по математике, истории и философии. В конце мая 1910г. Государственный Совет России признал С.- Петербургские ВЖК высшим учебным заведением с объемом преподавания, равным университету. Свидетельство об окончании приравнивалось к выпускному свидетельству Университета. В 1918 г., когда женщинам будут даны одинаковые права с мужчинами для обучения в университетах и исчезнет надобность в специальных высших учебных заведениях для "слабого пола", Высшие женские (Бестужевские) курсы будут преобразованы сначала в III Петроградский университет, а затем со II Университетом (бывшим Психоневрологическим институтом) слиты с I Университетом в единый Университет.
Курсы имели свою хорошо укомплектованную библиотеку. Заведующей фундаментальной библиотекой была Е.В.Балабанова, которая окончила Гейдельбергский университет и отделение библиотековедения при Гепингенском университете. Она поставила работу в библиотеке Курсов на уровне современных западноевропейских научных библиотек. Под ее руководством был составлен трехтомный каталог библиотеки, облегчавший слушательницам пользование книжным фондом. Теперь перейдем к более подробному рассмотрению деятельности интересующего нас историко-филологического факультета Курсов, среди преподавателей которого, кстати, была первая и России женщина, удостоенная ученой степени honoris causa Александра Яковлевна Ефименко, являющейся не только специалистом по истории и лектором (1907-1918), но и автор нескольких статей о философе Г.С.Сковороде (2).
Слушательницам ВЖК предлагалось шесть дисциплин: русская, романская, германская филологии, русская и всеобщая истории и, наконец, философия. Сдача нескольких философских дисциплин была обязательной для всего факультета. Так в полный курс по группе русской литературы включались такие предметы философского цикла, как введение в философию (по лекциям А- ра.И.Введенского), логика с дополнительным отделом задач по логике, психология (по книге В.Джемса), история древней, средневековой и новой философии.
В первый год существования Курсов из философских предметов профессором М.И.Владиславлевым читалась лишь психология (2 часа в неделю). В этот курс входил обзор общих психологических понятий, качественный и количественный анализ ощущений и представлений (память, воображение, законы ассоциации представлений), рефлективной деятельности и чувствования, а заканчивался этот курс "характеристикой волевой деятельности". В следующем учебном году (1879-1880) Владиславлев стал читать на II курсе логику, а психология была поручена приглашенному на курсы Э.Л.Радлову. Его курс начинался с исторического введения и обзора Наиболее типичных толкований душевной жизни", а затем следовало изложение познавательных процессов, как и в лекциях Владиславлева.
Михаил Иванович Владиславлев (1840-1890) - с 1885 г. декан историко-филологического факультета, а с 1887 г. - ректор С.-Петербургского университета. В университете он читал лекции по логике, психологии, истории философии. Ему принадлежит перевод "Критики чистого разума" Канта, а также лучшие для того времени монографии по логике ("Логика. Обозрение индуктивных и дедуктивных приемов мышления". СПб., 1872) и психологии ("Психология". Т. 1-2, СПб., 1881). Эрнст Леопольдович Радлов (1854-1928) - выпускник С.-Петербургского университета, заведующий философским отделом Публичной библиотеки, редактор философского отдела энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, переводчик 'Этики" Аристотеля.
В марте 1880 г. для преподавания философии был приглашен В.С.Соловьев (два часа в неделю на первом курсе и два - для второго и третьего вместе). Э.Л.Радлов читал "Введение в философию", а Соловьев посвящал свои чтения философии религии и истории философии. Программа его курса в 1882 г. была следующей: 1) Жизненный смысл христианства. 2) Общие замечания о религиозно- философском развитии древнего мира. 3) Христианство и иудейство. 4) Умозрения Востока и их влияние на иудейство. Каббала. 5) Платоническая философия. Аристотель и стоики, как дополнение платонизма. 6) Древне-египетская теософия. 7) Филон Иудейский. Неоплатонизм. 8) Неоплатонизм. 9) Гнозис и манихейство. 10) Платоническое христианство. И) Рационализм и натурализм, как реакция христианского начала против платонизма. 12) Условия истинного христианства (3).
Этот курс по философии религии "возбудал в слушательницах величайший интерес", однако пребывание В.С.Соловьева на курсах было непродолжительным. В 1882- 1883 и 1883-1884 гг. преподавателями на курсах были Э.Л.Радлов и М.И.Каринский, избранный вместо В.С.Соловьева в апреле 1882 г. В 1884-1888 гт. Каринский читал курсы логики, психологии и истории философии. С 1889 на курсах появляется проф. А-р.И.Введенский, который читает историю древней и историю новой философии, курс по логике и психологии, которые он согласовывает с проблемами теории познания, а также необязательное для слушательниц "Введение в философию". Приват-доцент М.И.Лапшин читал в 1901/02 учебном году необязательный курс по истории философии XIX в., в 1902/03 - по теории познания, а в 1904 г. "Введение в эстетику". Параллельно чтению лекций на курсах всегда велись практические занятия по философским предметам. Они заключались в реферировании слушательницами различных сочинений и в самостоятельных работах. С 1898 г. руководство практическими занятиями было поручено НИ. Максимовой (см. о ней в разделе "Философские портреты"), которая знакомила слушательниц при помощи задач и практических упражнений с элементами формальной логики, разбирала с ними те отделы психологии, которые не входили в состав курса, читаемого профессором, распределяла темы рефератов и т.д. (4). В Акте 1895 г. сообщалось, что по философии слушательницами было написано два сочинения, а именно: "Критика теории параллелизма душевных явлений с телесными" и "Сравнительный анализ психологии Декарта и Спинозы". Об отношении же слушательниц к заданию было сказано, что "по обыкновению авторы отнеслись к делу с полным усердаем и умело воспользовались указанными им источникам" (5). И.И.Лапшин подводя итог многолетнему преподаванию на Курсах философии писал: "Серьезное, вдумчивое отношение к философским предметам у многих слушательниц Высших Женских Курсов уже привело к вполне осязательным результатам. Многие из них оказали существенные услуги популяризации философии (в лучшем смысле слова) статьями, рецензиями и в особенностями переводами как классических философских трудов, так и произведений современной философской литературы" (6).
С 1896 г. на курсах была введена история педагогических теорий, как дисциплина "ставящая в связь философские познания слушательниц с проблемами воспитания". Преподавателем этого предмета был И.И.Лапшин. Он знакомил слушательниц Курсов с педагогическими идеями античности (Платон, Аристотель), эпохи Просвещения (Руссо) и новейшего времени. Учебными пособиями были переведенная М.Н.Ефимовой "Социальная педагогика" П.Наторпа ("Social-paedagogik"), опубликована в "Педагогическом сборнике" за 1903 гг. (отд. изд.: СПб., 1911), а также перевод книги Циглера "Очерк общей педагогики" (1903).
Иван Иванович Лапшин (1870-1952) - с 1897 г. приват- доцент, с 1913 г. - экстраординарный профессор С.- Петербургского университета. Степень доктора философии получил за работу "Законы мышления и формы познания" (1906). В 1908/09 учебном году Н.О.Лосский организовал сначала в университете, а потом и на Высших Женских курсах семинарии, посвященный обзору важнейших современных теорий знания. Темы своих семинариев и просеминариев он объявлял слушателям весной, чтобы они могли за лето подготовиться и прочитать рекомендуемые сочинения, иногда весьма обширные, как, например, 'TBikenntnistheoretische Logik" Шуппе. 'Нередко после такой большой работы студенты и курсистки, участвовавшие в семинарии, снимались все вместе со мною; от слушательниц Высших курсов я иногда получал в конце года цветы" (7). Одна из его слушательниц вспоминала, как Н.О.Лосский объявил курс "О восприятии времени": "... была я на его лекции - ничего не поняла. Слова все какие-то русские, а смысла уловить не смогла" (8). Но несмотря на затруднения в понимании излагаемого Н.О.Лосским материала курсистки относились к нему с уважением.
Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965) - известен как основатель интуитивизма в России. Получил образование в С.-Петербургском университете, окончив физико-математический и историко-филологический факультеты (1891-1898). С 1900 г. - приват-доцент, а с 1916 г. - профессор Петербургского университета. А-р.И.Введенский в 1896-97 учебном году в дополнение к читаемому им курсу логики безвозмездно начал для слушательниц новый курс 'Теория эмпирического познания". Одна из курсисток вспоминала, что только лекции историка С.Ф.Платонова и философа А- ра.И.Введенского запомнились ей больше всего (9). Объясняя почему в ее дипломе по философской пропедевтике стоит "четыре", а не "пять", она посетовала на то, что в свои лекции по философии профессора Курсов "переносили ту борьбу, которая шла в это время на идеологическом философском фронте: большая группа известных ученых стояла на позиции незыблемости идеалистических основ в философии, и этой группе у нас на курсах противостоял только один человек - А-р.И.Введенский, смело разрушающий старые догмы". Повышенный интерес к его лекциям со стороны подавляющего большинства слушательниц она объясняет ясным, логически стройным изложением различных философских теорий и новаторством в изложении теории познания.
Впрочем, всех курсисток Несколько смущала его резкая манера в обращении с нами: казалось, он нам не доверяет, видит в нас барышень" (Там же, С.230). Когда же впоследствии эта выпускница буржуазного учебного заведения в годы советской власти "с усердием" изучала в политкружках историю партии и знакомилась с основами диалектического материализма, то она "не могла не вспомнить и не оценить подготовку в области философского мышления, полученного в юности" (Там же, С.231).
О своем коллеге профессоре А-ре. И. Введенском Лосский сообщает, что его "блестящий талант изложения философских проблем и внушительная фигура производили сильное впечатление. Многие слушательницы страстно любили его; наоборот, другие столь же страстно ненавидели его за то, что он резко и насмешливо высказывался против крайних революционных увлечений молодежи" (10). Однажды перед лекцией он назвал "баранами" тех курсисток, которые слепо идут за вожаками-агитаторами, призывающими их бросить занятия и включиться в революционную борьбу. Слова эти вызвали возмущение; начались сходки, протесты, требования, извинения. Введенский вышел в отставку и несколько лет не показывался на Курсах. Затем он вернулся на них и преподавал вместе с Лосским и Лапшиным до преобразований Курсов в Университет. В советское время он вел практические занятия по логике в Университете, которые проводились все в том же помещении Высших женских курсов. Среди студентов были, конечно же и женщины, которых он открыто не признавал способными... к логике. "В те годы, - вспоминал Д.С.Лихачев, - когда логика входила в число обязательных предметов, он ставил студенткам "зачет", подчеркнуто не спрашивая их, изредка отпуская только замечания по поводу женского ума. Но занятия свои он вел артистически, и студентки, хотя и в малом числе, на них присутствовали" (11).
Александр Иванович Введенский (1856-1925) - по окончанию историко-филологического факультета С.- Петербургского университета (1881) был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. В 1884-1886 гг. находился в научной командировке в Германии, где работал у Куно Фишера. С 1887 г. - приват- доцент, с 1888 г. - после защиты магистерской диссертации "Опыт построения материи на принципах критической философии" - заведующий кафедрой философии С.- Петербургского университета. Он был одним из инициаторов создания С.-Петербургского Философского общества, начавшего свою работу с января 1898 г.
Во время празднования 25-летия Бестужевских курсов было предложено расширить учебную программу и переименовать заведение в Женский университет. Это было сделано, однако, в другом месте - в 1906 г. открылись ПЕТРОГРАДСКИЕ ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ ИСТОРИКО- ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ КУРСЫ (ВОЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) Н.П.РАЕВА.
В июне 1907 г. в Петрограде открылся ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, куда принимали всех без различия пола. На первое полугодие в Институт было принято 108 студентов мужского пола и 313 женского; на второе полугодие - 140 и 339 человек соответственно. Это высшее учебное заведение ставило своей целью разработку и расширение знаний в области психологии и неврологии, а также сопредельных с ними наук, к которым относилась и философия. Поскольку оно было научно-исследовательским заведением, то его сотрудники первоочередной своей задачей считали всестороннее изучение орудия ума - мозга. Ученые института не хотели более мириться с тем, что "несмотря на оіромное общеобразовательное значение психологии как науки", как обязательный предмет она читается только на историко-филологических факультетах университетов, где '?находится под ведением кафедр философии <...> влачась на запятках философии", и "тесная связь психологии с философией в одной кафедре не дает благоприятных условий для широкого развития экспериментальных методов исследования" (12). В Институте же предполагалось дать студентам и студенткам широкое психологическое образование, причем из общего курса, на котором были сосредоточены главным образом биологические, неврологические, исторические и общественные науки, с 1910 г. выделялась Психологическая секция с научными дисциплинами, составляющими "разветвление психологии и философии": индивидуальная, общественная и национальная психология, философские науки, общее языкознание и др. Профессорско-преподавательский состав института мало в чем уступал университетскому. В отличие от университета в институте читались курсы лекций по социологии (М.М.Ковалевским и Е. Де Роберта). При Институте функционировали различные научные кружки, в том числе и философские: "История философии" (рук. К.Ф.Жаков), "Кружок по изучению теории познания" фук. К.Ф.Жаков), "Философско-Экономический" (рук. И.В.Чернышев), "Философско-Социологический" (рук. Е.де-Роберти).
Из философов в Совет Психо-Неврологического института входили (данные за 1911/12 гт.): С.О.Грузенберг (история новой философии), К Ф.Жаков (логика и теория познания), Л.П.Карсавин (история), Н.О.Лосский (история философии), Э.Л.Радлов (история философии), Е. де-Роберти (социология), Саккети Л.А. (эстетика), В.Н.Сперанский (история философии), В. С. Серебреников (история
философии), С.Л.Франк (общественная психология).
* * *
МОСКОВСКИЕ ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ В.И.ГЕРЬЕ. Правила о деятельности публичных высших женских курсах в Москве были утверждены гр. Д.А.Толстым 6-го мая 1872 г. Цель курсов определялась в предоставлении возможности "девицам, окончившим гимназический или институтский курс продолжить свое общее образование". В преподаватели курсов приглашались преимущественно профессора Московского университета, а также другое лица, имеющие право на преподавание. Открытие Курсов, фазу же названных неофициально '^курсами Герье", состоялось 1-го ноября 1872 г. На тот момент было 58 слушательниц. В своей речи на открытии В.И.Герье сказал, что поскольку пюрческая деятельность выражается преимущественно в трех <
(|юрах - в области истории, в области слова и в области искусства, то тремя основными науками курса будут политическая история, литература и история искусства, оддіако решено было добавить и четвертую сферу - изучение естественных наук.
В 1875 г. В.И.Герье пригласил только что успешно шщитившего магистерскую диссертацию В.С.Соловьева для чтения на Курсах истории греческой философии. Дав свое (огласие, В.С.Соловьев вскоре приступил к изложению (їїушательницам философии Платона. Однако пребывание ( оловьева на Курсах продлилось всего лишь полгода. С первой же лекции он покоряет сердца и умы большинства <
лушательниц своей манерой чтения и интересным материалом (13). От лекции к лекции для курсисток (га повились все более интересными как излагаемый материал, так и неординарная личность лектора. Одна из них - Е.Поливанова - вспоминала, что были у них на курсе и "ярые противницы нового лектора, то есть вернее - противницы его направления, чисто идеалистического, так как в те времена еще очень сильно было противоположное учение - материалистическое, наследие 60-х годов" (Там же, ( .48). До встречи с В.С.Соловьевым Поливанова не имела каких-либо представлений о философии, занимаясь преимущественно историей и языками. Лекции же Соловьева пали для нее настоящим откровением, и она с увлечением принялась за чтение таких книг, ччк которым прежде и прикоснуться бы не решилась" (Там же, С.50). Она ппюминает также, как одна из курсисток нарисовала на ( оловьева карикатуру - необычайно тонкое и длинное < ущсство вещало с кафедры: "<...>. Будто есть что-нибудь реально сущее! Все в мире - фантасмагория. И мир - призрак, и я - призрак, и все мы - призраки!"
В скором времени В.С.Соловьев предложил Е.Поливановой руку и сердце. Однако она после некоторого размышления отказала. "Самим Соловьевым я восхищалась и преклонялась перед ним, как перед каким-то высшим существом: он представлялся мне более духом, нежели человеком" (Там же, С.50). После отказа Соловьев уезжает в Лондон изучать гностическую литературу.
Обзор преподавателей, теоретических курсов, практических занятий и учебных пособий Московских высших женских курсов. Здесь по возможности сообщаются краткие биографические сведения о преподавателях, полностью обозначаются инициалы авторов пособий и точные названия рекомендуемой слушательницам литературы с выходными данными, что делалось в справочной литературе того времени далеко не всегда.
Давид Викторович Викторов (?-1918), приват-доцент Московского университета, для слушательниц читал два теоретических курса: "Психология" и "История философии". По первому теоретическому курсу пособиями были: Иерузалем В. "Учебник психологии" (пер. под ред. Д.Викторова); Вундг В. "Очерки психологии" (пер. под ред. Д.Викторова; М., 1912); Джемс В. "Научные основы психологии" (СПб., 1902); Эббингауз Г. "Основы психологии" (Т.1, Вып. 1-2, Спб., 1911-1912). По второму теоретический курсу - "История новой философии (до Канта)" - пособиями были: Фалькенберг Р. "История новой философии" (пер. Д.Викторова); Виндельбанд В. "История новой философии". Т.1; Фишер К. "История новой философии".
Виноградов НД. (подробнее о нем см. далее в разделе посвященном М.Шагинян /Гл. "Под знаменем марксизма- ленинизма"/) вел теоретический курс "Введение в философию". Пособия к этому курсу были: Челпанов Г.И. "Введение в философию"; Паульсен Ф. "Введение в философию"; Кориелиус Г. 'Ъведение в философию" (М., 1905).
Глаголев Сергей Сергеевич (1865-1837) - профессор Московской духовной академии по кафедре апологетики. На Курсах вел теоретический курс "История религиозной философии". Пособия: Глаголев С.С. "Из чтений о религии"; Pllcider. "Religiosphilosophie"; Punjer. "Geschichte der Kcligiosphilosophie", Джемс В. "Прагматизм" и "Многообразие религиозного опыта"; в 1915/16 гг. С.С.Глаголев вел теоретический курс "История религий в (иязи с древней философией".
Ивановский Владимир Николаевич (1867-1939) - в 1893- 1896 гг. был секретарем в двух местах - в журнале "Вопросы философии и психологии" и в Московском Психологическом обществе (1893-1900), с 1899 г. - приват-доцент Московского университета. В 1900-1903 гг. был в заграничной командировке, во время которой посетил высшие учебные пі ведения Германии, Франции, Англии. В 1903 г. становится преподавателем Московских Высших женских курсов, но уже і» следующем году переезжает в Казань (о его деятельности мім см. далее). В Московских ВЖК В.Н.Ивановский вел: 1. Теоретический курс "История средневековой философии". Пособия: Виндельбанд В. "История древней философии**; Штокль. "История средневековой философии". 2. Практические занятия по курсу "Методология наук". І Іособия: Кассирер Э. "Познание и действительность"; Миль Дж.С. "Система логики"; Риккер П. "Границы естественнонаучного образования понятий". 3. Практические занятия по к урсу "Психология".
Александр Владимирович Кубицкий - приват-доцент Московского университета. Для девиц он вел теоретический к урс "История новой философии (до Канта) и нослекантовский идеализм" и практические занятия по деум юмам: "Европейский рационализм" и "Немецкий идеализм 19 иска (Шеллинг и Гегель)".
Николай Васильевич Самсонов - приват-доцент Московского университета: 1. Теоретический курс "История новейшей философии (со второй половины 19 века)".
Пособия: "История новейшей философии" (СПб., 1900) и "Современная философия" (М., 1907) Г.Геффдщнга; Виндельбанд В. "История новой философии", Т.2; Кюльпе О. "Современная философия в Германии". 2. Теоретический курс "Эстетика"* Пособия: Диц М. 'Эстетика" (Рига, 1915); Лало. 'Эстетика" (М., 1915); Мейман. "Введение в эстетику" (М., 1909); Христиансен. "Философия искусства" (СПб., 1911). 3. Практические занятия по теме "Психология: проблема чужого "я"". Пособия: Лапшин И.И. "Проблема "чужого я"" (СПб., 1910).
Борис Александрович Фохт (1875-1946) - философское образование получил преимущественно в Германии. Известен как переводчик многих философских работ немецких философов. Преподавательская деятельность на Курсах началась для него с 1906 г. Здесь он отвечал за подготовку по следующим направлениям: 1. Практические занятия по теме "Философия Платона (логика и теория познания Платона по важнейшим диалогам)99. Пособия: Платон в переводах В.Н.Карпова, В.С.Соловьева, Лебедева и др. или же в немецких переводах: Brandis. "Geschichte der griechisch-romanischen Philiosophie"; Zeller. "Philosophic der Griechen"; Bonitz. "Platonische Studien"; Kuhneman. "Grundlehren der Philosophic (vorsocratiker, Socrates, Plato)"; Hartman. "Platos Logik des Seins"; Alteuburg. "Die Methode der Hypothedid bei Plato, Aristotd und Prokhis"; Natorp. 'Tlatons Lehre". 2. Практические занятия по теме "Критика чистого разума" и "Пролегомены" Канта". Пособия: Фишер К. "История новой философии" (о Канте); Caccirer. "Geschichte der Erkentnissproblems". В. 1-2; Cohen. "Kants Theorie der Erfahrung"; Boringer. "Kants erkent theoretischer Monismus"; Cohen. "Kommentar zur Kants "Kritik der reinen Vernuft""; Шульц. "Разъясняюшее изложение "Критики чистого разума"" (пер. под ред. Б.Фохта). В 1915/16 он вел практические занятия по теме "История основных метафизических проблем в древней и новой философии (до Канта)". Пособия: Таннери. "Первые шаги древнегреческой науки"; Трубецкой С.Н. "Метафизика в древней Греции" и "История древней философии"; Виндельбанд В. "История дровней философии" и "История новой философии"; Лопатин Л.М. "Положительные задачи философии". Т. 1-2; сочинения Платона, Аристотеля, Декарта, Мальбранша, Спинозы, Лейбница, Локка, Беркли, Юма.
Густав Густавович Шпет (1879-1938) - в особом представлении он сейчас не нуждается. Преподавать на Курсах стал с 1907 г., перебравшись в Москву из Киева вслед за своим учителем Г.И.Челпановым. С 1916 г. Шпет является профессором Высших женских курсов и доцентом Московского университета. А.Белый вспоминая о московских философах, писал о Г.Г.Шпете, что тот был "премоден на курсах Герье", что здесь "сражал философских курсисток рядами он; и десятками расплодились "пшеттистки,М|, и что "очень многие носили тогда на груди медальончик с портретом Шпета" (14).
На Курсах Герье Г.Г.Шпет вел занятия: 1. Теоретический курс "Логика". Пособия: Челпанов Г.И. ,гУчебник логики"; Гуссерль Э. "Логические исследования". 2. Теоретический курс "Теория познания: основные проблемы современной философии". 3. Практические занятия "Логика". В 1915/16: 1. Теоретический курс "Логика". Пособия: Челпанов Г.И. 'Учебник логики"; Бозанкет Б. "Основания логики" (пер. с анг., М., 1914). 2. Теоретический курс "Методология наук". Пособия: Pecaux. "Elements de philosophque scientifique". 3. Практические занятия "Логика". Экзаменационная программа по философии для всех факультетов Курсов на 1913/14 учебном году включала в себя следующие темы: "Философия эпохи Возрождения и ее различные направления. Н.Кузанский. Д ж. Бруно и Г.Кампанелла. Парацельс и Я.Беме. Фр.Бэкон. Т.Гоббс. Р.Декарт. Картезианская школа. Мальбранш. Спиноза. Лейбниц. Вольф и его школа. Немецкие просветители (Реймарус, Лессинг и др.). Дж.Локк. Английский деизм. Беркли. Д.Юм. Шотландская школа. Французская философия XVIII в. И.Кант ("Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения")". Основными пособиями для подготовки к жзамену была: Фалькенберг Р. "История новой философии" (под ред. Д.В.Викторова) или Виндельбандг В. "История новой философии" (под ред. А-ра.И.Введенского).
В 1906 г. кн. С.К.Голицина и В.А.Полторацкая основали двухгодичные общественно-юридические курсы. Наряду с юридическими предметами здесь читались история русской литературы, история философии, всеобщая история и другие общеобразовательные курсы. В 1907 г. Курсы были преобразованы в Высшие Женские Юридические Курсы, программа обучения которых была составлена применительно к программе юридических факультетов университетов. В 1910 г. В.А.Полторацкая учредила ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО- ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ, и здесь учебный план соответствовал историко-филологическим факультетам университетов. Срок обучения на курсах был 4 года. Учебные аудитории находились в частном доме у Никитских ворот и на Лубянской площади в помещении Политехнического музея. В учебном плане этих Курсов были такие дисциплины, как "Логика", "Введение в философию", "История древней философии"История новой философии /до Канта/" и "История новейшей философии /после КантаГ.
Здесь на протяжении 1914/15 гг. И.А.Ильин читал курс логики, вел практические занятия по теме "Вопросы систематической философии /семинарий для подготовленных/" и "Семинарий по философии права". С первых практических занятий он стремился придать характер совместного лабораторного исследования, Исходящего от простейших основ и доводящего каждое утверждение до очевидности". Исследования проводились, в частности, в форме Заводящей беседы". И.А.Ильин поставил перед собой задачу постепенно приучить участвующих "к уверенному нахождению предметного опыта, к сосредоточению интуитивного внимания и к осторожному аналитическому раскрытию воспринятого содержания" (15). Несколько бесед было посвящено выяснению особых свойств предмета философии и особой природы ее метода. В дальнейшем анализу были подвергнуты основные акты сознания (восприятие пространства, материи, времени, ;цвижения, акты воображения^нимания, эстетического іворчества, воображающего мышления и чистой мысли) и содержание этих актов, категориальный характер предметов, соответствующих этим содержаниям. "Исследование основывалось на самостоятельной и непредвзятой предметной интуиции участвующих и получало непрерывно историко-философское освещение и ориентирование на современных исследованиях по теории познания. Обсуждения ставились в особенную связь с течением интуитивной логики" (Там же, С.87).
Второй же семинарий - по "Философии права" - был посвящен основным проблемам "общей этики". При этом Ильин также попытался придать занятиям характер "совместного лабораторного исследования основанного на самостоятельной и непредвзятой предметной интуиции" участвующих с ориентацией на историю этических учений. В порядке демонстративного анализа и наводящей беседы был рассмотрен ряд проблем, таких как "нравственный релятивизм", "совесть", "вина и вменение", "свобода воли", "долг", "эгоизм", "альтруизм", "мораль и нравственность".
Доступным был независимо от пола, образования и нсроисповедания МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Л.ПІАНЯВСКОГО. Функционировать этот университет начал в 1908 г. в составе научно-популярного отделения (соответствующего общеобразовательным курсам типа средних школ), специальных курсов и академического отделения (соответствующего высшим учебным заведениям) с тремя циклами наук: общественно-юридических, естественно- исторических и историко-философских. На последнем цикле преподавались логика - Н.Д.Виноградов; история новой философии (до Канта) - Д.В.Викторов; история новой философии (от Канта) - А.В.Кубицкий. Е.Н.Трубецкой вел здесь семинарий "Трансцендентальный идеализм в немецкой философии"; С.Н.Булгаков - "Философия религии";
А.В.Кубицкий - "Философия Канта".
* * *
КИЕВСКИЕ ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ
возникли в 1878 г. Еще в 1872 г. группой лиц была предпринята попытка открыть курсы при Киевском университете Св. Владимира, где в течение деух лет преподавателями последнего и читались публичные лекции по самым разным предметам. Затем бывший декан историко- филологического факультета Университета проф. А.И.Селин дал согласие быть учредителем Курсов, аналогичных Московским и Петербургским, но вскоре он умер. Положение спас ординарный профессор Киевского университета С.С.Гогоцкий, давший свое согласие возглавить комитет Курсов. В первый год открытая Курсов он читал курс педагогики, а А.А.Козлов - логику. Сильвестр Сильвестрович Гогоцкий (1813-1889) в день открытия Курсов выступил с речью "О высшем образовании в применении к женщинам". Из его велеречивого обращения к публике, в котором он хотел быть приятным дамам, оставаясь при этом схоластом, можно было понять, что в человечестве существуют два типа психики, которые условно можно назвать центростремительным и центробежным, а более точно - одним присущ разум "проникнутый чувством и воображением", а другие наделены 'Чувствами и воображением охлажденными разумом и рефлексией мысли" (16). Оратор не отдает предпочтение одному из этих типов, но призывает всех к слиянию их в единое целое. Так, например, произведения Руссо, Конта и Гегеля - совершенно разные по форме. У деух последних преобладает "сухая логическая и математическая последовательность формул", у первого - "явственный перевес наглядности и чувства приспособленного к общему разумению". Однако эти два типа творчества, два вида дарования имеют равное право на существование. Отсюда С.С.Гогоцкий делает следующее заключение - "меньшая доля логической или математической работы ума не будет для женщины непреодолимым препятствием к усвоению тех материй, которые сообщает ей высшая наука" (Там же, С.11). Он полагает также, что женщина "по самой природе своей наделена глубокой симпатией к высшему образованию; потому что в образовании, как и высшее миросозерцание, затрагивает не оддн ум, но и сердце" (Там же, С. 12).
В 1888 г. прием слушательниц был прекращен и возобновлен только в 1906 г., когда Курсы функционировали в составе историко-филологического и физико- математического факультетов. В это время для слушательниц читались лекции по введению в философию, истории новой философии, логике и психологии.
"Введение в философию" читал проф. А.Н.Гиляров. Пособия: "Введение в философию" В.Иерузалема, Ф.Паульсена, "Kritische Einleitung in der Philosophic" Eisler'a ("Критическое введение в философии" Айслера). А.Н.Гиляров читал также историю древней, средневековой, новой философии, психологию.
Алексей Никитич Гиляров (1855-1938) - окончил классическое отделение историко-филологического факультета Московского университета, где с 1885 г. был приват-доцентом. С 1891 г. он приват-доцент Киевского университета. В 1892 г. защитил докторскую диссертацию "Источники о софистах. Платон как исторический свидетель". Его перу принадлежат работы по психологин, истории философии, теории познания, опубликованные в различных журналах и отдельными книгами.
"Логику" читал приват-доцент С.А.Ананьин. Пособия: Зигварт X. "Логика". Миль Дж.С. "Система логики". Владиславлев М.И. "Логика". Гефлер. "Основные учения логики". Введенский А-р.И. "Логика". Троицкий М.М.. "Учебник логики". Drobisch. "Neue Darstellung der Logik". Ueberweg. "System der Logik". Wundt W. "Logik".
В 1917 г. проф. Г.И.Якубанис читал необязательный курс эстетики. Частные ЖЕНСКИЕ ЛИТЕРАТУРНО-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ в Киеве, открытые в 1905 г. в составе двух отделений - исторического и историко-литературного, давали высшее общее и специально-педагогическое образование лицам, окончившим средние учебные заведения.
П.П.Кудрявцев читал курс "История новой философии: Кант и после Канта'*. Пособия: Богдашевский Д.И. "Философия Канта". Вып.1. "Анализ "Критики чистого разума" (Киев, 1898); Виндельбандг В. "История новой философии". Т.2; Геффданг Г. "История новой философии"; Фалькенберг Р. "История новой философии"; Ремке И. "Очерк истории философии"; Штанге К. "Ход мыслей в "Критике чистого разума": Руководство для чтения" (М., 1906); Паульсен Ф. "Иммануил Кант, его жизнь и учение" (СПб., 1899); Фишер К. "История новой философии".
Г.И.Якубанис читал "Введение в философию". Пособия: "Введшие в философию", принадлежащее разным авторам, таким как В.Иерузалему, О.Кюльпе, Г.И.Челпанову, В.Вундгу, Фр.Паульсену, Г.Струве, Г.Корнелиусу, А.Гилярову.
П.В.Тихомиров читал курс "Логика". Пособиями были: Зиіварт X. "Логика", Т. 1-2; Липе Т. "Основы логики"; Лосский Н.О. "Сборник элементарных упражнений по
логике"; Троицкий М.М. "Учебник логики". 4.1-3.
* * *
ОДЕССКИЕ ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ. 4
ноября 1903 г. при гимназии Пашковской были открыты Одесские женские Педагогические курсы, организатором которых и директором был известный философ и психолог Николай Николаевич Ланге (1858-1921). В 1905 г. эти курсы были реорганизованы в Высшие женские педагогические курсы в составе трех факультетов: историко- филологического, физико-математического и юридического.
"Историю древней философии", "Логику" и "Историю этических учений", согласно "Отчету о состоянии и деятельности Одесских ВЖК" за 1912 г. читал А. ПКазанский, "Психологию" и "Историю новой философии" - Н.Н.Ланге, '"Введение в философию" - И.М.Малинин. Практические занятия проводились по логике и психологии. Что касается Н.Н.Ланге, то он с 1903 по 1920 гг. преподавал на Курсах психологию, педагогику, историю педагогики, основы дидактики, введшие в философию, историю древней философии, историю новой философии, историю новейшей философии, логику. Часть этих курсов была записана и издана в виде литографии.
Во время практических занятий по логике курсистки, пользуясь в качестве пособия лекционным материалом и "Логикой" Х.3игварта составляли ответы на предложенные им вопросы: "Является ли логика более наукой, чем искусством?", "До какой степени было бы верно сказать, что логика занимается языком?", "Какие определения логики существуют?" и т.д., а также решали логические задачи по "Сборнику элементарных упражнений по логике" Н.ОЛосского.
Практические занятия по психологии проводились в открытой в 1908 г. психологической лаборатории. Здесь курсистки решали психологические задачи, начиная с самых простых, касающихся анализа зрительных, слуховых и кинестезических ощущений и их количественного определения. Такого рода упражнения должны были выработать у студенток правильное самонаблюдение, умение давать себе точный и определенный отчет собственных переживаний и описывать их в терминах психологической науки.
Некоторое время выходили 'Труды слушательниц Одесских высших женских курсов", в которых помещались работы студенток всех факультетов. Что касается философии, то во 2-ом выпуске 1-го тома 'Трудов" содержится работа С.Стратиевской-Гроссмаи "Из истории славянофильства" (С.33-156), где доказывается, что славянофильство является "системой русского национализма".
* * *
ХАРЬКОВСКИЕ ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ.
Логику преподавал П.Э.Лейкфелъд. Пособиями являлись "Логика" Минто (М., 1909) и Зипварта (Спб., 1909); Wund W. "Logik" (Stutg., 1906), Erdmann В. "Logik" (Halle, 1906).
Психологию и историю философии читал Владимир Михайлович Каринский (1874-?), с 1902 г. приват-доцент С.- Петербургского университета, с 1913 г. - экстраординарный профессор Харьковского университета. Пособиями ему служили: по психологии - Гефдинг Г. "Очерк психологии" (СПб., 1908), Джемс В. "Научные основы психологии" (СПб., 1903), Вунд В. "Физиологическая психология" (СПб., 1910); по истории философии - "История новой философии" Ибервега-Гейнце (Спб., 1898), Р.Фалькенберга (М., 1910) и В.Вундга (СПб., 1908).
* * *
КАЗАНСКИЕ ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ возникли в 1876 г. При торжественном открытию Курсов было сказано, что они созданы ради "удовлетворения естественной жажде знания, свойственной не менее женщине, как и мужчине", и при этом было высказано предположение, что Курсы "возбудят дремлющие силы ума и сердца, раздвигнут кругозор мысли" (17). Курсы открывались без преподавания в них философии. После закрытия в России всех высших женских курсов в Казани подобного рода учебное заведение открывается только в 1906 г. в составе двух факультетов: историко-филологического и физико- математического.
Обозрение преподавания философии ограничивается 1909-1917 учебными годами. Среди преподавателей Курсов были фигуры общероссийского и мирового масштаба - создатель воображаемой логики" Николай Александрович Васильев (1880-1940), специалист по истории античной философии Александр Осипович Маковельский (1884-1969), Владимир Николаевич Ивановский (1867-1939). Н.А.Васильев - с 1912 г. приват-доцент, с 1918 г. профессор Казанского университета, читал для слушательниц курс "Психологии" и "Истории новой философии". По психологии пособиями были: Джемс В. "Психология" (СПб., 1910); Геффданг Г. "Очерки психологии, основанной на опыте" (СПб., 1909); Иерузалем В. "Учебник психологии" (М., 1911); Васильев Н.А. "Лекции по психологии". По курсу "История новой философии": Виндельбандг В. "История новой философии" (Т. 1-2, М. 1902-1905); Фалькенберг Р. "История новой философии" (М., 1910); Геффдинг Г. "История новейшей философии" (СПб., 1900).
"Логику", "Введение в философию" и "Историю древней философии" читал А.Д.Гуляев. По логике пособиями были: Челпанов Г.И. "Логика"; Минто. "Логика". Ланге Н.Н. "Учебник логики". Миль Дж.С. "Система логики". "Логические исследования" Э.Гуссерля. По курсу "Введение в философию" пособия не указаны. По истории древней философии: Трубецкой С.Н. "История древней философии". Виндельбанд В. "История древней философии". Арним. "История древней философии" (1910); Целлер Э. "Очерки іреческой философии" (М., 1912); Гомперц Т. 'Треческие мыслители"; Рихтер Р. "Скептицизм в философии" (1910); Сатонин К. 'Таблицы по истории философии" (Казань, 1914); Дильс Г.А. "Досократики" (пер. А. Маковельского, 1914).
А.О.Маковельский - с 1912 г. доцент, с 1918 - профессор Казанского университета, читал слушательницам "Введение в философию" и "Историю новой философии". Пособиями по курсу "Введение в философию" были: "Введения в философию" В.Вундга, В.Иерузалема, О.Кульпе, Ф.Паульсена, Рихтера, Эйслера, В.Виндельбандга, А.Н.Гилярова, В.Н.Ивановского, Н.О.Лосского,
Г.И.Челпанова, "Философский словарь" под ред. А- ра.И.Введенского. По истории новой философии пособиями были сочинения Р.Фалькенберга, В.Виндельбанда, Г.Геффдинга, К.Фишера, Ибервег-Гейнце, А.Фулье, А.Вебера.
А.О.Маковельский вел также практические занятия, во время которых читались и разбирались рефераты по древней философии, психологии и русской философии. По курсу древней философии им были зачтены следующие рефераты: "Учение Платона об эросе", "Коммунистические тенденции в "Государстве" Платона", "Взгляд Шопенгауэра на музыку", "Апполоновское, Дионисовское и Сократовское начала у Ницше", "Субъект и объект в гносеологии Канта и в теории интуитивизма Н.Лосского" и др.
По русской философии слушательницами были представлены руководителю следующие рефераты: Крылова Р.Н., Бусыгина О.М., Аристовская М.А. "Жизнь и учение Григория Саввича Сковорода". Шамраевская Н.А., Поройкова М.П. "И.В.Киреевский, как основатель славянофильства". Петрова С.Н., Подольская А.Е. "Философское мировоззрение А.С.Хомякова".
М.И.Федуленко. 'Нравственные воззрения В.С.Соловьева". Василевская Е.И., Горбунова З.В., Мудрова М.С., Мещеркина Н.С. "Нравственное учение Л.Н.Толстого". Надьинская С.П. "Мировоззрение Л.М.Лопатина".
Практические занятия по философии и психологии под руководством Н.А.Васильева в указанный период состояли главным образом в чтении слушательницами рефератов и в их обсуждении. Часть учебных часов была посвящена изучению под микроскопом препаратов центральной нервной системы и на обсуждение труднейших вопросов курса психологии. Темы рефератов были преимущественно психологического характера.
Слушательницами были прочитаны рефераты: Козырева. "Некотороые типы психических заболеваний". Троицкая. 'Этическое учение Вл.Соловьева по его книге "Оправдание добра'"'. Долгопольская. "Психология и метафизика женщины в новейшей философии". Боголюбова. "Психологические основы лекционной системы (изложение и разбор книги проф. Петражицкого "Университет и наука")". Манькова. "Педагогические взгляды Ушинского". Добросмыслова. "Экспериментальная дидактика Лая**.
"Нужно отметить, - писал руководитель занятии, - что из большого числа назначенных тем (около 40) слушательницами предпочтительно пишутся рефераты, затрагивающие вопросы прикладной психологии, и обходятся темы более теоретического характера" (18). Нечто подобное о своих подопечных могли сказать преподаватели философии всех других Высших женских курсов в России...
Преподаватель В.Н.Ивановский (с 1910 г. - магистр, с 1917 г. - ординарный профессор) вел практические занятия по изучению "Критики чистого разума" Канта. Для ознакомления с указанным сочинением к нему записалось 20 слушательниц. Лучшими были признаны работы следующих слушательниц: Архангельская В.Г. "Априоризм Канта и попытки Спенсера связать его с эволюцией", Акишеева А.А. '"Трансцендентальная эстетика" Канта". Троицкая Р.И. "Отношение Канта к догматикам-рационалистам и скептикам-эмпиристам и понятие критицизма". Тронина
Л .Н. "Учение Канта о свободе воли".
* * *
ТИФЛИССКИЕ ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ
были открыты в 1909 г. и, что примечательно, в пеуниверситетском городе. Первоначально организаторы курсов обратились к историку Н.И.Карееву, чтобы он рекомендовал им преподавателей по философским предметам. Кареев рекомендовал Каринского, Габриловича, Поварнина, Гребенкина, Веселовского и Водовозова, но вместо них были назначены С.С. Моложавый ("История древней философии") и Н.И.Загиняев ('Психология"). В 1910/11 гт. занять кафедру философии пожелали два приват-доцента Московского университета, из которых был выбран* как писалось в отчете, некто Э., но он так и не явился к месту работы. Скорее всего это был В.Ф.Эрн, родившийся и выросший в Тифлисе. В апреле 1911 г. он получил от Министерства народного просвещения двухгодичную научную командировку в Рим, куда он и отправился собирать материалы для своей магистерской и докторской диссертации по итальянским философам.
Из "Отчета о состоянии Тифлисских Высших женских курсов за 1913/14 гг." мы узнаем, что кафедру логики, психологии и истории новой философии с 1910 г. занимал К Г. Городецкий, экстраординарный профессор Духовной академии, приват-доцент университета, а кафедру истории древней философии и введение в философию в 1913 г.
Я Ф. Эрн, который в следующем году будет уже в Москве.
* * *
ВАРШАВСКИЕ ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ. В 1911-1912 гг. на историко-филологическом факультете читались курсы "Введение в философию", "Психология", "История древней философии". "Введение в философию" и "Педагогика" читал проф. Евгений Александрович Бобров (1867-1933), преподававший в разные годы в Казанском, Юрьевском И Варшавском университетах, историк философии и культуры России, сторонник персонализма, много сделавший для его пропаганды в России. В своих лекциях на Курсах он обсуэвдал со слушательницами проблемы предмета философии, разделения ее на дисциплины, основные этапы ее истории, отношение к другим областям духовной деятельности человека. В этом курсе Е.А.Бобров использовал труды классиков философии (Платон, Декарт, Лейбниц, Локк, Беркли, Юм), а также свои работы, такие как "Логика Аристотеля", "Из истории античного индивидуализма", "Философия и литература", "Бытие индивидуальное и бытие координальное", "О понятии искусства", 'Психологические воззрения древних греческих философов" и др. Психологию и историю древней философии читал также приват-доцент Варшавского университета Владимир Андреевич Фляксбергер (1876-?). Программа курса по психологии включала в себя разработку следующих проблем: определение и задача психологии; психология эмпирическая и рациональная; бытие психическое и материальное, их особенности; Декарт и его учение о сознании; гипотеза (несознательных психических явлений; история психологии в Греции и в новой философии; различные направления в современной психологии; волюнтаризм; основной метод психологии - самонаблюдение (его разновидности, его достоинства и недостатки); объективный метод и объективная психология; психология и физиология; современное учение о нервной системе, головном мозге и органах чувств; психология педагогическая, ее происхождение, задачи, метода и результата; психология нсспериментальная, психофизика, психометрия; педология; гипнотизм и его применение в психологии и педагогике; источники психологии; мышление, рефлексы, инстинкты, ощущения, представления, понятия, суждения, память; мнемоника и мнемотехника; значение закона сохранения міері ии для психологии; учение Джемса и Ланге; душевные іюлсзииипр.
Учебные пособия: Бен. "Душа и тело" и "Психология". Фонсегрив. 'Элементы психологии". Мак- Кедрин, Снодграс. "Физиология органов чувств". Бобров К Л. "Психологические воззрения древних греков". Бенно- >рдман. "Научные гипотезы о душе и теле". Бине А. "< овременные идеи о детях" (М., 1910) и др.
Программа по курсу "История древней философии" МЛ.Фляксбергера была составлена из следующих тем: история философии как науки и ее значение для философии в цепом; отношение истории философии к истории культуры; ионрос о разделении истории философии на периоды; философия греков и философия восточная; общая ніірактеристика греческой философии; школы и направления і рсчсской философии; значение Гегеля для развития истории философии; отношение Целлера, Куно Фишера и других исследователей к Гегелю; греческая доксография; методы построения истории философии: биографический, і ітіспически-психологический, филологический, культурно- п( горический, гиперкритический; значение Аристотеля для истории древней философии и т.д. - по персоналиям вплоть но схоластиков. Пособия: Виндельбандг В. "История древней философии"; Арним. "История античной философии"; Форлендер К. "История философии" (Т.1, СПб., 1911), с примечанием Фляксбергера - "пользоваться осторожно" - В.В.); Гомперц Т. 'Греческие мыслители" (Т.1-3, 1911-1913); Бобров Е.А. "Из истории критического индивидуализма" (Казань, 1898). Гейсслер. "Сущность бесконечного в математике и философии".
В.А.Фляксбергер читал также и лекции по педагогике, в которых разбирал проблемы: педагогика и философия; педагогическая психология; история педагогики; экспериментальная педагогика и пр.
Примечания 1.
"С.-Петербургские высшие женские курсы за 25 лет (1878-1903). Очерки и материалы". СПб., 1903, С.11-12. 2.
"Философ из народа". - "Книжки недели" 1894, N1, С.7-30 (Отзыв: "Волжский вестник1894, N43); "Личность Г.С.Сковороды как мыслителя". - "Вопросы философии и психологии". М., 1894, Кн.25, С.445-493. 3.
Соловьев B.C. "Лекции по истории философии". - "Вопросы философии". М., 1989, N6, С.76-132. 4.
Из "Обозрения преподавания наук на историко-литературных высших женских курсах в Петрограде в 1914/15 гг." узнаем, что лекции по философии читал Н.ОЛосский ("Логика"), а практические занятия по философии вела М.И.Васильева. 5.
"Акт С.-Петербургских высших женских курсов". СПб., 1895, С. 18.
82 6. Лапшин И.И. "Кафедра философии на Высших Женских Курсах в І Іетербурге за минувшие 25 лет". - "С.-Петербургские высшие женские курсы ні 25 лет (1878-1903). Очерки и материалы". СПб., 1903, С.6. 7.
Лососий Н.О. "Воспоминания". - "Вопросы философии". М., 1991, N11, С.130-131.
И. І^рот Е. "В тумане прошлого". - "Наша дань Бестужевским курсам (Моспоминания бывших бестужевок за рубежом)". Париж, 1971, С.5.
•>. Тиме Е.И. "Alma mater". "С.-Петербургские высшие (Бестужевские) курсы. 1878-1918". 2-е изд., СПб., Л., 1973. 10.
Лососий Н.О. "Воспоминания". - "Вопросы философии". N11, С. 135. 11.
Лихачев Д.С. "Книга беспокойств. Воспоминания, статьи, беседы". М., М>81, С.87.
и. "Справочная книга о Психо-Неврологическом Институте на 1912/13 it. < '116., 1912, С.121.
I Изложение лекции: Лукьянов С.М. "О Вл.С.Соловьеве в его молодые годы. Мшхфиалы к биографии". М., 1990, Кн. 1-3, Вып.1, С.44-47.
I 'I, Ьелмй А. "Между двух революций". М., 1990, С.278. Не меньшим успехом V курсисток пользовался и сам А.Белый: "Иногда меня ужасали "курсичьи" письма: начало - "во здравие", вроде: "Я занимаюсь логикой у Б.А.Фохта; но н'ория знания Канта мне не говорит; символизм ближе" и т.д. И вдруг - "за упокой", вроде неуместной характеристики своей личности (казалось бы, - при •юм :щесь личность, коли ты - о "логике"): "Люблю солнце, Шопена, І Ішнбмщевского: ем шоколад!" Подобные характеристики себя самое при посылке открыток, изображающих голых красавиц, - внушали смех, и отчаяние: - Логика - логикой; а голая женщина-то при чем?" Приходилось цепкое претерпевать с психопатками; иные воображали, что меж нами что-то особенное, после невинного разговора о Канте..." (Там же, С.237).
I V "Ежегодник Высших Женских Юридических и Историко-филологических Курсов в Москве". М., 1915, С.86-87.
16. Гогоцкий С.С. "О высшем образовании в применении к женщинам". Киев, 11178, С.8.
I / "Открытие публичных Высших женских курсов в Казани". Казань, 1876,
і -I.
IИ "Отчет о преподавании...". Казань, 1910, С. 12.
Еще по теме Примечания:
- ПРИМЕЧАНИЯ
- УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ
- ПРИМЕЧАНИЯ
- ПРИМЕЧАНИЯ СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ ПО ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ И ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
- ПРИМЕЧАНИЯ
- ПРИМЕЧАНИЯ
- Примечания 1.
- Примечания 1.
- ПРИМЕЧАНИЯ
- ПРИМЕЧАНИЯ