<<
>>

Раздел седьмой. О противоположностях силлогизма

190. Софизм противоположен силлогизму. По-гречески "софизм" значит "обман" Это исходящее из, по видимости, истинных посылок доказательство дает ложное заключение. Например: "Меч относится ко второму склонению, но меч (по латыни синоним "ensis" - А/7.) есть меч (gladius).
Следовательно, меч (ensis) относится ко второму склонению" (В действительности "ensis" относится к третьему склонению - А.П.).

Софизмы бывают трех видов. Первый из них — силлогизм- псевдограф, сохраняющий правильную форму, но неправильный в материи. В нем употребляются, по видимости, необходимые посылки, которые в действительности суть ложные. Например: "Из ничего ничто не возникает, но разумная душа возникает из ничего, следовательно, разумная душа не возникает" В этом случае в большей посылке физический принцип приобретает не подобающее ему распространение.

Силлогизм второго вида, хотя его посылки и являются необходимыми или весьма вероятными, при правильности материи не сохраняет требуемую форму. Таким будет силлогизм, где заключение выводится лишь из частных посылок.

Третий вид софистического силлогизма отличается погрешностями как относительно материи, так и относительно формы. Это есть софизм в собственном смысле слова. Он делится на два вида: софизм, возникающий из неправильного применения словесных выражений (in dictione) и софизм внеязыкового происхождения (extra dictionem).

Софизмы, возникающие из неправильного применения словесных

выражений

Аристотель перечисляет шесть таких софизмов.

191. Первый: омонимия (acquivocatio), при ней омонимичное слово (dictioaequivoca) употребляется то вместо одного, то вместо другого обозначаемого (prosignificato). "Каждый, кто бежит, имеет ноги. Но часы бегут, следовательно, часы имеют ноги"

Второй: амфиболия, когда из суждения истинного в одном смысле выводят ложное заключение в другом смысле.

Подобное явление происходит или в силу разного значения (сходных по виду) грамматических форм, например: "Епископы суть священники. Эти лошади принадлежат епископу. Следовательно, эти лошади суть священники" (В оригинале непереводимая игра слов: "cpiscopi"- существительное мужского рода, П склонения, в родительном падеже ед.ч. в меньшей посылке смешивается с тем же самым существительным в именительном падеже, множественном числе, в большей посылке — А.П.). Амфиболия может также происходить в силу различной суппозиции, как то: "Каждый читающий Гомера бодрствует, но спящий читает Гомера, следовательно, каждый спящий бодрствует" (Софизм основан на двусмысленности выражения "читать Гомера", имевшего переносное значение — "спать, дремать".)

Третий: связь и разделение (compositio et divisio). В первом случае софист ведет доказательство от разделительного смысла к собирательному или от собирательного к разделительному, как "Сидящий не может гулять, но ты сидишь, следовательно, ты не можешь гулять" Во втором случае доказательство ведется от одновременности возможности (a simultate potentiae), то есть когда существует возможность делать многое к возможности одновременного действия (действие) (ad potentiam simultatis), то есть когда существует возможность делать многое одновременно. Например: "Любое, для которого существует возможность гулять, может гулять. Но сидящий есть тот, для которого существует возможность гулять. Следовательно, может быть такое, что сидящий гуляет"

Четвертое: софизм от формального смысла к причинному, как-то: "Кто крепко спит, тот не грешит. Но кто много выпил, тот спит крепко. Следовательно, кто много выпил, тот не грешит" Здесь большая посылка употреблена в формальном смысле, а меньшая в причинном. Заключение же снова употреблено в'формальном смысле.

Пятое: произношение {accentus), когда то же самое слово из-за различия в ударении обладает разным значением, так что софист доказывает от одного смысла к другому. Например: "Тот, кто убивает (occi'dit), грешит.

Солнце заходит (occidit). Следовательно, солнце грешит" То же самое происходит, когда одно слово делят на многие слова или многие объединяют, в одно. Например: "Каждый делающий неохотно, делает по принуждению (invite). Но Бог делает ягоды в виноградной лозе (іл vite). Следовательно, Бог делает ягоды по принуждению" То же самое происходит тогда, когда на произношение влияет форма: "Тот, кто называет тебя выдающимся, тот тебя хдалит. Но тот, кто называет тебя выдающимся пьяницей, называет тебя выдающимся. Тот, кто называет тебя выдающимся пьяницей, тебя хвалит" И так,же: "Тот, кто говорит, что ты есть животное, говорит истину. Но тот, кто говорит, что ты есть осел, говорит, что ты есть животное. Следовательно, тот, кто говорит, что ты есть осел, говорит истину" То же самое происходит при изме- нении гласной или дифтонга. Например: "Каждый справедливый (aeguus) есть прав, Буцефал есть конь (equus), следовательно, Буцефал есть прав"

Шестое: двусмысленность грамматической формы выражения (figura dictionis), когда в силу сходства с одним заключают к сходству с другим. Таким образом доказательство ведется от одной категории к другой. Как-то: "Сколько пальцев у тебя было в детстве, столько их у тебя и теперь. Но в детстве у тебя были нежные пальцы. Следовательно, и теперь у тебя нежные пальцы" Здесь в большей посылке "пальцы" обозначают субстанцию, в меньшей же качество. Сюда следует относить и изменение суппозиции, которое мы объяснили под № 83.

<< | >>
Источник: Феофилакт Лопатинский. Избранные философские произведения /Сост., вступит, ст. и перевод с лат. А.В. Панибратцева. —М. — 219 с.. 1997

Еще по теме Раздел седьмой. О противоположностях силлогизма:

  1. 2. СИСТЕМА И МЕТОД
  2. ПРИМЕЧАНИЯ
  3. Глава седьмая О СЛОВАХ-ЧАСТИЦАХ
  4. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К ТОМАМ 3(1) И 3(2)
  5. Глава семнадцатая О РАЗУМЕ (OF REASON) 1.
  6. Философская мысль в России начала XVIII века: преемственность и перспективы развития
  7. Раздел третий. Каковы свойства доказательства
  8. Раздел седьмой. О противоположностях силлогизма
  9. Раздел последний. Термины, которые употребляют в диспутах с целью разъяснения
  10. ПИСЬМО ПЯТОЕ СХОЛАСТИКА
  11. ДИАЛЕКТИКА У КАНТА И В «НЬЯЯ-ОТРЕ»
  12. Руссо и русская культура XVIII — начала XIX века