<<
>>

Раздел шестой. О видах силлогизма

185. СИЛЛОГИЗМ делится, во-первых, на доказательный (demonstrativum), диалектический (topicum) и софистический.

Доказательный состоит из достоверных (certae) и очевидных (evidentes) посылок, о нем говорится в логике.

Диалектический силлогизм тот, который включает в себя хотя бы одну вероятную (probabilis) посылку.

Под вероятным здесь понимается то, что опирается на какое-нибудь солидное основание. Такой силлогизм употребляется в диалектических суждениях, проблемах, положениях и вопросах.

Вопрос (quaestio) есть то, знания чего добиваются. Он бывает четырех видов. Из Аристотеля, началоII книги "Второй Аналитики": "Существует ли нечто, что оно из себя представляет, каково оно по качеству, почему оно существует", сюда можно еще добавить: "Скольких видов оно бывает (quotopiex)". Первый вопрос затрагивает возможность (существования) и существование, второй — сущность (essentia), третий - свойства, четвертый - причины, пятый - виды. После уяснения этих вопросов считается, что предмет познан (exhauritur rei cognoscibilitas).

Диалектическое положение определяется в десятой главе, I кн. "Топики": " есть вопрос правдоподобный для всех, или для большинства, или для мудрых, и из последних, одобряемый всеми, или большинством, или наиболее уважаемыми, не противоречащее здравому смыслу. Например, следует ли жертвовать жизнью ради друзей"

Проблема есть вопрос, допускающий двоякое решение (in utramqupartem), вернее, контроверсия — "Топика", кн. I, гл. 3. Относительно проблемы между людьми нет согласия, например: "Наслаждение является добром, или нет?" Положение (thesis) - это рационально обоснованное суждение какого-либо знаменитого мужа, противоречащее общепринятым представлением.

Диалектический прединат есть свойство (attributum) диалектического положения. Он бывает четырех видов: определение, род, собственный и случайный признак.

Аристотель называет их диалектическими топами (loci dialectic!) в 1-ой книге "Топики", гл.З. Топами они называются потому, что в них, как в засаде, скрываются доказательства, о чем говорит и Цицерон в "Топике" Как легко находятся спрятанные предметы, если указать и обозначить место (укрытие), точно так же мы обязаны знать топы, если хотим напасть на следующие доказательства. Как легко находятся спрятанные предметы, если указать и обозначить место (укрытия), точно так же мы обязаны знать топосы, если хотим напасть на след доказательства. Ведь они названы так Аристотелем, потому что представляют из себя как бы место, откуда мы достаем доказательства. Цицерон приводит 16 топов: от определения, от перечисления частей, от этимологии, от связанного (a coniugatis), от рода, от формы или вида, от аналогии (asimilitudine), от отличия или несходства, от противного, от признака (ab adiunctis) или сопутствующих обстоятельств, от антецедентов и консеквентов, от противоречия, от причин, от следствий, от сравнения больших, меньших и равных. Объяснением топосов занимается риторика, тем не менее мы приводим максимы, касаюшиеся топов в разделе о нахождении среднего термина.

Софистическое доказательство является ложным доказательством, оно не есть силлогизм в собственном смысле этого слова, но скорее противоположность силлогизму. Поэтому мы отбрасываем софизм к противоположностям доказательства. Силлогизму со средним единичным термином посвяшен № 175. 186.

Второе: один силлогизм является прямым и все термины в нем находятся в прямом падеже, другой ~ косвенным. Косвенный силлогизм содержит в себе посылки с терминами, стоящими в косвенных падежах. О последнем заметь следующее: если в косвенном падеже стоит не средний термин, то в заключении также употребляется косвенный падеж. Например: "Любое добро от Бога, философия есть добро, следовательно, она от Бога" Если же в косвенном падеже стоит средний термин, причем только в одной посылке, то и соединенный со средним крайний термин следует в заключении ставить в косвенном падеже.

Например: "Гражданам надо заботиться о Родине. Но Петр и Павел суть граждане. Следовательно, Петру и Павлу надо заботиться о Родине" Но если средний термин стоит в косвенном падеже в обоих посылках, тогда оба крайних термина в заключении ставятся в прямом падеже. Например: "Любое добро от Бога, ни один грех не от Бога, следовательно, ни один грех не есть добро" Если же ты хочешь узнать, правильно ли построен косвенный силлогизм (an syllogismus obliquus est in forma vel поп), то поставь термины в прямом падеже, сохраняя при этом смысл. И придя таким образом к правильно построенному прямому силлогизму, ты сможешь безошибочно судить о правильности косвенного силлогизма. 187.

Третье: силлогизм делится на модальный и составной. Модальным будет тот, где по крайней мере одна из посылок находится в каком-нибудь из модусов. Для определения формы модального силлогизма требуется смотреть на средний термин, но не на модус. Итак если средний термин в обоих посылках является предикатом, то перед нами вторая фигура, если же он будет субъектом, то это третья фигура и т.д.

Составным силлогизмом называют тот силлогизм, в котором хотя бы одна из посылок составная. Но составные суждения могут быть как соединительными, так и разделительными, поэтому силлогизм соответственно оказывается соединительным или разделительным. Правильное следование получается, когда в силлогизме большая посылка соединительная, а меньшая разделительная. Например: "И Петр есть белый, и Павел есть белый, но этот человек есть или Петр, или Павел, следовательно, этот человек есть белый" Неправильное следование получается из обоих разделительных посылок, как-то: "Или Петр есть белый, или Павел есть белый, но этот человек есть или Петр, или Павел. Следовательно, этот человек есть белый"

Иной результат получается в разделительном силлогизме, где большая посылка заключает в себе противоречащие разделительные суждения. Для утверждения там следует удваивать отрицание. Отсюда софизм: "Ты есть или святой, или не святой.

Но ты не святой. Следовательно, ты святой" На самом деле следует удваивать отрицание: "Ты не есть не святой" Заодно обрати внимание на то, что разделительное суждение равнозначно (acqualeat) частному, а соединительное общему. Кроме того, хотя правило "заключение следует за слабейшей частью" и соблюдается в прочих силлогизмах, в разделительном силлогизме оно не принимается. В самом деле, из разделительной утвердительной посылки и просто отрицательной посылки правильно выводится утвердительное заключение. Например: "Или Петр пишет, или Павел пишет, но Павел не пишет, следовательно, Петр пишет" Основанием сего служит то, что разделительное суждение оказывается верным в той степени, в какой будет верным каждое из входящих в него суждений. Следовательно, из истинности или ложности противоречащего суждения верно определяется другое, входящее в разделительное суждение.

188. Силлогизм, в-четвертых, делится на гипотетический и каузальный.

В гипотетическом силлогизме одна или обе посылки условные. Например: "Если нет солнца, то нет и дня" Или: "Если есть ночь, то есть и день" Сила гипотетического силлогизма основывается на следующем принципе: " для того, о чем истинно высказывается (verificatur) первый консеквент, истинно и все то, что следует за этим первым консеквентом" И на этом принципе: "Сколько раз связаны между собой два (суждения), столько же раз при утверждении и отрицании одного из них утверждается и отрицается другое" Кассилий считает, что сказанное о гипотетическом силлогизме имеет силу и относительно каузального силлогизма.

189. Сюда же относятся и другие силлогизмы, образованные из составных суждений. Таким будет этот a pari. "Как 2 относится к 4, точно так же 5 относится к 10, но 2 суть половина от 4, следовательно, 5 суть половина от 10" Построенный таким образом силлогизм не обладает нужной формой, ведь в нем терминов больше, чем четыре. Кроме того, здесь трудно отыскать средний термин. Тем не менее заключение по этому силлогизму вывести можно, и это происходит из-за другого силлогизма, скрытого в первом.

А именно по модусу Darii: "5 к 10 находится всегда в том самом отношении, что и 2 к 4. Но 2 к 4 соотносятся как удвоенное. Следовательно, точно так же соотносятся и 5 к 10"

Иной пример: "Операция (действие разума - А/7.) есть то, куда логика привносит правильность (rectitudo), точно так же, как дерево будет тем, куда вносит свою форму плотницкое искусство (lignaria). Но дерево является материальным объектом плотницкого искусства, следовательно, операция есть материальный объект логики" В этом силлогизме нет распределенного среднего термина и его нельзя отнести ни к какой фигуре. Заключение же выводится на основании скрытого силлогизма: "Все то, куда логика привносит присушую ей правильность, как и летниикое искусство свою форму, является материальным объектом логики. Но операция есть то и т.д. "Аналогично и силлогизм: "Этот человек есть животное, так как он ощущает, но муха также ощущает, следовательно, муха есть животное" Ибо в нем скрыт силлогизм: "То, что обладает качеством "быть чувствующим", на основании чего человек является животным, то есть животное. Но муха обладает качеством "быть чувствующим", следовательно, муха есть животное" Эти примеры приведены нами с той целью, чтобы встречающиеся в диспутах силлогизмы подобного рода не вызывали подозрения.

<< | >>
Источник: Феофилакт Лопатинский. Избранные философские произведения /Сост., вступит, ст. и перевод с лат. А.В. Панибратцева. —М. — 219 с.. 1997

Еще по теме Раздел шестой. О видах силлогизма:

  1. Глава 11. Аристотелевская силлогистика
  2. Теория литературной эволюции
  3. Глава семнадцатая О РАЗУМЕ (OF REASON) 1.
  4. Философская мысль в России начала XVIII века: преемственность и перспективы развития
  5. Раздел третий. Каковы свойства доказательства
  6. Раздел второй. О трех фигурах силлогизма
  7. Раздел пятый. О сведении несовершенных силлогизмов к совершенным
  8. Раздел шестой. О видах силлогизма
  9. Раздел седьмой. О противоположностях силлогизма
  10. Раздел последний. Термины, которые употребляют в диспутах с целью разъяснения
  11. Раздел второй. Ответы на возражения, выдвинутые против наших положений 33.