§ 64 Религия - история - философия
Итак, религия, история, философия. Речь о формальном указании встречается только при обсуждении последних двух тем. Однако несложно показать, что лекции 1918 г. также построены по «формально-указательному» принципу.
Во всех трех случаях речь идет об обладании, о способе доступа, а значит о тех способах, которыми «есть» религиозное, историческое и философское. Хотя Хайдеггер и раньше высказывал идею, что философствование тесно связано с нашей фактичной жизнью, с наибольшей силой эта тема звучит у него в 1921-1922 гг. Можно предположить, что этот конечный («конечный» должен быть понять как конечный-решающий) вывод относительно философии стал возможен только после того, как Хайдеггер обосновал справедливость аналогичных выводов относительно религии и истории.Итак, религия, история, философия. Три узловых момента размышлений Хайдеггера 1918-1921 гг. или - выражаясь языком, от которого сам философ старается отказаться - три предметные области, по поводу каждой из которых у Хайдеггера сначала возникает сомнение, насколько они могут быть доступны феноменологии наряду с предметными областями иной качественной определенности, а затем получает развернутое и аргументированное оформление тезис: владеть ими, иметь доступ к ним наше человеческое бытие (Dasein) может только при условии обращенности этих областей к «само»-мирному фактической жизни.
Этот трехчленный ряд неслучаен еще и тем, что именно религиозная традиция побуждает сделать акцент на историчности человеческой жизни. Религия обнаруживает свое значение для философии (вспомним характеристику: «я -христианский теолог»).
Религия - история - философия. Необходимо воспроизвести этот ряд еще раз, чтобы осознать: в этих трех «феноменах» мы имеем дело ни с чем иным, как самими собою, с нашим собственным бытием. Когда Хайдеггер окончательно освобождается от оппозиции мировоззрение - строгая наука и приходит к выводу, что и философия является не областью, не предметом, а формой экзистирования нашей фактической жизни, он оказывается уже в состоянии сделать более глобальный вывод: «есть предметы, которыми человек не обладает, но которые он "есть"; и причем еще такие, Что которых коренится в "что они есть" ("DaC sie sind")» 336.
Такими «предметами» являются религия, история и философия. Причем если предметная специфика последних раскрывается через то, как они «есть», то теперь у Хайдеггера больше возможностей решить проблему, задевшую его при прочтении работы Брентано «О различных значениях сущего у Аристотеля». Тогда, в студенческие годы, Хайдеггера, как мы помним, заинтересовало, что объединяет все эти различные значения и руководит ими. В 1921 году он приходит к выводу, что традиционная онтология более не подходит для решения этого вопроса: «старое онтологи- ческое разделение на «Что-» и «То-что-быгие» (WaB- и DaBsein) 337 не только не является удовлетворительным в содержательном смысле, но и имеет такой исток, в смысловой области которого не заключено доступного сегодня бытийного опыта жизни (говоря короче: "исторического") и его бытийного смысла» 338.§ 65 Идея университета
Обращение Хайдеггера к проблеме университета конкретизирует, какова фактичность нашего «владеющего поведением к сущему» (т.е. наше отношение к философии). Подлинное поведение к предмету-философия как владение неким сущим возможно через конкретное присвоение предмета самого (62) 339. «[Наши] Усилия доступа не осуществляются когда-нибудь, где-нибудь и кем-нибудь; но [именно] здесь и сейчас мы живем в них, и причем в этом месте, в этой аудитории. Вы передо мной, я перед вами, мы друг с другом вместе» (63). Итак, речь идет пока только о том, что мы стремимся. Мы ищем доступ и обладание философией. Покуда мы его не нашли, не пришли к «подлинному обладанию», наша ситуация остается «со-мирной» («мы вместе: преподаватель и студенты») и вокруг-мирной (лекция проходит «в этой аудитории») 41°. Но требуется нечто большее.
Необходимо усвоение конкретного (Aneignung des Konkreten), понимание ситуации: «...чем более подлинно будет приобретен (zugeeignet) основополагающий смысл фактической ситуации [нашего] поведения, тем изначальнее и подлиннее осуществится просветвление (Erhellung) формально обозначенного смысла философии» (63).
Ведь если мы обозначили философию не как вещь или объект, а как некий основополагающий экзистенциальный феномен (64), то «со-решаю- щей» должна быть фактичная взаимосвязь определенной жизненной ситуации с характерными для нее проблемами.
Такую фактичную жизненную взаимосвязь Хайдеггер называет университетом. Необходимо определить теперь жизненную ситуацию, формально обозначенную таким образом, как сущее в его «Что-Как» (64). Но это сложно - увидеть ситуацию (университет, в направлении которого и из которого осуществляется философствование) как таковую, причем осложнено это именно сегодняшними условиями4П. В другие времена решение этого вопроса было более простым и более свободным от груза «традиции» - другой была жизненная ситуация. Мы же, находящиеся в ситуации значительно более запутанной, вдобавок ко всему несем на себе еще и бремя «вчерашнего зрения и обладания», унаследованного нами «еще из вчерашнего дня» (65).«Поскольку задача доступа к ситуации в ее подлинном бытийном смысле будет понята радикально... важно радикально преодолеть вчерашнее, чтобы с [этим] преодолением впервые оказаться в состоянии подлинно его приобрести (anzueignen); ибо это неизбежно, поскольку мы в нем "есть" и само бытие, наше бытие, не от-делимо» (65).
Какие возражения могут быть - пока что - против предложенного хода? Первое: Что мы искусственно сужаем понятие философии, предлагая несколько высокомерное мнение, будто философия есть только в университетах (65). При этом, конечно, укажут на Ницше и или Шопенгауэра (66). Мы должны согласиться в том смысле, что формально обозначенное определение философии исключает идентификацию философии и университетской философии: поскольку нет «философии-как-таковой». «Философствование факгическии-экзистенциально сопряжено с университетом, - поясняет Хайдеггер, - то есть я не утверждаю, что только там есть философия, но что философия, как раз несмотря на ее основополагающий экзистенциальный смысл, приобретает собственную фактичность воплощения (Vollzugsfaktizitat) в университете и, в соответствии с этим, имеет свои пределы и ограниченность» 4U. Несмотря на возможную ограниченность может оказаться, полагает Хайдеггер, что ситуация, обозначенная словом «университет» не является безнадежной.
Не исключено, что именно она «не только сделает возможным, но как раз таки потребует радикальнейшей не-обусловленной [ничем] возможности осуществления философии» (67).Хайдеггер сам называет и второе возможное возражение: разве можно привязывать философию к той или иной случайной университетской ситуации, связывать ее с «институтом, находящимся в упадке» (68)? В ответ на это возражение, он предлагает понять: «Запрещает ли "исторический" характер наших университетов то, что они, как таковые, могут стать определяющими для конкретной ситуации основополагающего опыта»? Философ полагает, что именно этот «исторический» характер, и только он один, дает определенной жизненной взаимосвязи (Lebenszusammenhang) основание (Grand). Кроме того, он должен «радикальным образом... быть со-определяющим для философии» (69)340.
«Вопрос состоит в том, должен ли университет и дальше быть ориентирован на потребности, одет по моде ежегодно падающего уровня и вполовину недостаточной духовно-душевной подготовки» (70). Может быть, нам следует отказаться от ориентации на эти масштабы, ради определения того, «что из себя требует быть обретенным»? У нас есть только две возможности: «либо: мы живем, действуем и случайно (relativ) исследуем непроверенные потребности и внушенные нам настроения, либо: мы в состоянии, конкретно воспринять радикальную идею и получить в ней жизнь (Dasein)». При этом с точки зрения культуры является вторичным, «погибнем» ли мы при этом, или возвысимся и достигнем прогресса: ведь мы работаем здесь не ради успеха и дивидендов. Может получиться так, что мы «погибнем», но эта погибель будет «настоящая», «подлинная потеря, смена [нашей] фактичности» и радикальную экзистенциальную озабоченность. Или мы придем в упадок, вскруженные метафизикой и мистикой теософского или мифологического характера, не пробуждаясь от занятий благочестием, которое называют религиозностью» (70)341. Может показаться, что здесь наше существование истинно в той мере, в какой охвачено страстью, но это «преждевременное страстное занятие позиции (Stellungnehmen) за или против чего-то всего лишь выдает нехватку подлинной страсти, - той, которая одна здесь может быть определяющей: решимости понимания (Entschlossenheit des Verstehens), которая тем вернее, чем менее она прорывается, но скорее молчит и умеет ждать» (71).
И именно «потому, что мы уже не можем в подлинном смысле (в смысле детективной психологии и вынюхиванием души) лежать в кресле перед жизнью и ждать, а в оглушающей поспешности желаем решить дело, мы оказываемся жертвами духовной мишуры... или... объективности» (71).Итак, определение философии должно быть связано с ситуацией. Но не надо представлять себе ее смысл и способ усвоения слишком простым делом (71-72). С ситуацией не так все просто. Ведь ситуация должна быть важна для принципиального определения. Но жизнь постоянно бежит от принципиального. Потому «...доступ к подлинной ситуации понимания и ее экспликации связан с особыми сложностями. Осуществление понимания формально обозначенной дефиниции является как раз предварительной подготовкой к ситуации (sich Vorarbeiten zur Situation)» (72). В ситуацию нельзя заскочить. В этой подготовке-себя-к-ситуации необходимо пройти через позицию (Ansatz), которую предстоит преодолеть, отдалить от себя, но который, именно за счет этого, вновь войдет в ситуацию, которую предстоит обрести (aneignen). Это значит: вопрос о сегодняшнем состоянии университета должен пройти через рассмотрение университета как исторического образования.
Но «может ли объективно историческое прошлое, наиболее блистательное в своих образцах, в наибольшей степени достойное уважения по возрасту и длительности... быть решающим масштабом для того, что и как есть сегодня (Heute) и чем это «сегодня» должно быть? Для Хайдеггера это не возможно, пока не станет ясно, что же университет есть, в каком аспекте и как мы должны взять нечто из истории и традиции, т. е. «пока останется скрытым бытийный характер самого университета в его Сегодня (Heute) для нас, в его бытийной структуре» (76).
Эти рассуждения должны помочь лучше понять то, какую роль в философствовании Хайдеггера играет Университет и насколько идея университета в его трактовке отличается от идеала интеллектуального (феноменологического) сообщества Гуссерля. Впрочем, роль осмысления идеи университета у Хайдеггера и роль незримо присутствующего феноменологического сообщества у Гуссерля почти симметричны. Оба мыслителя возлагают равные надежды соответственно на университет и сообщество как средство преодоления кризиса современной им культуры. Что касается Хайдеггера, то его первые позитивные оценки эффекта и результатов собственного преподавания относятся к именно марбургскому периоду деятельности: «Моя величайшая радость заключается в том, что я могу добиться здесь перемен личным примером, и теперь я свободен» 342.
Итак, университет - модус фактической жизни самого Хайдеггера как философа. Точнее: как преподавателя в университете. Конкретные герменевтические требования, которые Хайдеггер обращает к себе самому, показывают его уже «брошенным», уже находящимся в университетской среде. Это - фактичность хайдеггеровской жизни: «я нахожусь в жизненной связности (Lebenszusammenhang) университета», - признается он Левиту в том же письме.
Еще по теме § 64 Религия - история - философия:
- Религия как культурная универсалия и ее взаимодействие с другими универсалиями культуры
- 43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX-XX вв.
- Общая характеристика гегелевской философии
- Философия в России.
- ПРИМЕЧАНИЯ (к книге С.Максуди «Тюркская история и право») 1.
- § 64 Религия - история - философия
- СУДЬБЫ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ НА РУБЕЖЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
- 1. Наука философий (наука о философиях)
- Гегель. Эстетика. Религия. История философии
- История философии. Значение философии Гегеля
- ОЧЕРК ИСТОРИИ КИНИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- МЕСТО ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА