<<
>>

§11 «Школа» Дильтея

Без учеников значительная часть мыслей Дильтея даже не была бы даже зафиксирована. Студенты выполняли для учителя самые различные виды работ - от стенографирования до корректуры, для чего Дильтей ввел практику получения «личных учеников».
Так, ко времени смерти Дильтея сохранился круг молодых исследователей, посвященных в философскую проблематику учителя, знавших стиль и метод его работы. Это обстоятельство впоследствии оказалось чрезвычайно важным, поскольку влияние ни одного другого немецкого мыслителя на последующую философскую мысль не зависело столь сильно от издания собрания его сочинений. Известность Дильтея - известность главным образом посмертная. Издание сочинений было начато вскоре после смерти Дильтея в 1911 г., и было задумано сперва как собрание трудов, опубликованных самим Дильтеем. До начала первой мировой войны успели появиться только первые два тома собрания.

В 1919 г. начинается период наиболее активной рецепции философии Дильтея. Философия жизни и феноменология становятся двумя наиболее популярными философскими течениями начала XX в., примечательным образом преломившимися в философии Мартина Хайдеггера.

§ 12 Основные идеи Дильтея

Если постараться выделить основные мотивы и проблемы, разрабатывавшиеся В. Дильтеем и сохранившие свою актуальность для последующего развития германоязычной философской мысли 53, то они могли бы быть сведены к следующим: 1.

Дильтей первым поставил вопрос о том, что составляет специфичность гуманитарного знания. Была сделана попытка выявить особый характер научности, «наук о духе», освободить последние от схем, навязываемых им естественнонаучным знанием. 2.

Большое значение имела борьба Дильтея против метафизики и спекулятивного идеализма.

Философ попытался расширить традиционное представление о познающем субъекте, показать взаимосвязанность душевного (и духовного) мира человека, а вместе с тем и ограниченность философии, ориентирующейся исключительно на его познавательную деятельность.

Исследования Дильтея сделали жизнь человека центром самостоятельного философского интереса, вырвав ее из сферы компетенции естественнонаучно ориентированной биологии и психологии.

Так, если на рубеже тридцатых годов Карл Ясперс создает новое направление, обозначаемое им как «экзистенциальная философия», то несложно показать, что оно может рассматриваться как радикализация дильтеевской философии жизни. 3.

Дильтей сделал важный шаг вперед в понимании роли истории в жизни человека, восстанавливая традиции исторически ориентированного мышления, в определенной мере утраченные с «анти-гегелевскими» движениями в западной философии конца XIX в. 4.

Все эти идеи Дильтея в соединении с его интересом к теологии и герменевтике Шлейермахера оказались необычайно важными.

Без обширных штудий Дильтея, посвященных Шлейермахеру, герменевтика последнего не приобрела бы характера устойчивой парадигмы, признаваемой в исторических, филологических и литературно-критических дисциплинах;

Поскольку Дильтей поставил вопрос о применимости герменевтики не только к текстовым реальностям, но и к человеческой жизни, был создан важны прецедент расширенного толкования герменевтики, без которого невозможной была бы концепция философской герменевтики Г.-

Г. Гадамера. Один из примеров того, как была расширена традиционная герменевтика, может быть найден в «описательной психологии» Дильтея. Дильтей исходит из основополагающего допущения, в соответствии с которым понимание жизни возможно за счет имплицитного предпонимания взаимосвязей переживания - в этом новый круг герменевтики, которая имеет теперь отношение не только к пониманию текста, но и к пониманию жизнью самой себя. 5.

Многие понятия и категории, находившиеся в центре философских интересов В. Дильтея, получили затем самостоятельную жизнь в философских дискуссиях XX века. Благодаря труду «Переживание и поэзия» (Das Erlebnis und die Dichtung [1905]) очередным модным и расхожим словечком стал термин «переживание» 54. Во многом именно эта мода не позволила осознать, насколько революционным для философии является термин «переживание».

Акт переживания (Erleben), его содержание (Erlebnis), а также предмет, к которому переживание отнесено (Erlebte) образуют живую взаимосвязь, которая сама дана в переживании; при обращении к одному элементу этой взаимосвязи даны также и остальные.

Осознанное переживание всегда не только направлено на нечто иное, нежели оно само, но и отнесено к самому себе. Переживание (Erlebnis) - проишествие или событие, оказавшее значительное воздействие на человека, оставившего неизгладимое впечатление, эмоционально окрашенного опыта. «Переживать» значит; позволить воздействовать на себя чему-либо, прожить или испытать нечто. «Erlebnis» может означать содержание переживания (то, что переживается) или «осознание» содержаний сознания. Переживание как пережитое (Erlebnis) характеризуется следующими чертами: 1) содержанием; 2) непосредственостью акта переживания (Erleben), понятийно не опосредованного; 3) связанностью пережитого с переживающим субъектом; 4) значимостью пережитого для жизненной взаимосвязи субъекта в целом. Вероятно, именно благодаря этим особенностям понятие пережитое (Erlebnis) стало одним из ключевых категорий философии XX в., потеснив традиционное «представление».

Дильтей стал также одним из первых, кто стал использовать элементы структурного и системного методов в философских исследованиях - факт, о котором, правда, уже мало кто вспоминает после работ Ж.-К. Леви- Стросса,2. 6.

Проблемы понимания оказали значительное влияние и на развитие немецкой педагогической науки в 1910-1933 гг. и 1950-1960 гг. Философия Дильтея уже по своему изначальному замыслу внутренне ориентирована на близость к жизни, а значит и на активное ее преобразование. Поэтому неудивительно, что первое поколение учеников Дильтея - Герман Ноль, Эдуард Шпрангер, Теодор Литт - развивали философские идеи Дильтея большей частью в сфере педагогики. «Высшим расцветом и целью всякой подлинной философии», по мнению Дильтея, является «педагогика в широком смысле, наука о воспитании человека»55, и всякая философская спекуляция имеет свое оправдание исключительно «ради дей- ствия»56. Именно благодаря «школе Днльтея» педагогика стала признанной университетской дисциплиной, утвердившей себя среди других областей знания.

Проблемы понимания получили свое развитие в дискуссиях 19601970 гг. в контексте различений между «пониманием», «объяснением» и «истолкованием» 57. Следует обратить внимание и на гуманистический аспект проблемы «понимания»: «понимание» подводит исследователя к проблеме чужой индивидуальности, «Другого», которая благодаря работам французских авторов приобрела в XX веке необычайную популярность (Левинас).

Однако главная линия рецепции философских идей Дильтея ведет к Хайдеггеру, через Хайдеггера, а также через критику философии жизни со стороны феноменологии. Прежде чем перейти к рецепции идей Дильтея в феноменологической традиции, следует кратко охарактеризовать еще одну важную проблему, которую ставили перед собой граф Йорк и Вильгельм Дильтей, и в решении которой Дильтей продвинулся несколько дальше Йорка.

7. Переосмысление философией жизни «природы» человека и философии, делает чрезвычайно важной является программу создания новых категорий, которые бы смогли более адекватно выразить этот новый философский опыт. Как точно замечает Йорк, «требование новой теории познания» стало актуальным именно тогда, когда «под сомнения была поставлена сфера применимости (Tragweite) интеллектуальных средств (т.е. категорий. - И.М.)г>и. Таким образом, недостаточность категориальных средств ведет к размышлениям о познании и том, как в нем участвует «целостный человек». Расширение теоретико-познавательной постановки вопроса, о которой мы говорили, в своею очередь приводит к необходимости создания новых категорий. Поскольку жизнь теперь становится «ограноном для постижения исторической живости (Lebendigkeit)», она оказывается той первичной данностью, «из которой должны быть выведены все, даже предельно общие категории» 58.

Понимание важности этой задачи разделяет и Дильтей. В «Описательной психологии» Дильтей говорит об «артикуляции душевной жизни»,8. Именно на том, что человеческой жизни (психике) внутренне присуще проявление, артикуляция себя самой, основывается возможность, «как бы привести индивидуальность к "выговариванию"» 59. Все это должно привести к тому, что описательная психология, создаст терминологию для описания индивидуальности 60. Эта задача вполне выполнима 61 и чрезвы- чайно важна: постепенная работа в этом направлении создаст общую для гуманитарного знания научную терминологию ®2.

Большее внимание уделяется этой проблеме в одной из последних работ Дильтея - «Построении исторического мира в науках о духе». Автор различает «понятия жизни» (Lebensbegriffe) и «категории мышления» (Denk- kathegorien). Задачей «жизненных понятий» является «выражение свободы жизни и истории» ,3, - сложность этой задачи Дильтей признает, однако считает, что должна быть сделана по крайней мере попытка ее решить. Они «вырастают на самой жизни» (195) и являются инструментами ее постижения (199). Существуют категории, которые применимы как к гуманитарным, так и к естественным наукам (различение, уравнивание, соединение и др., 196), и, кроме того, специфические категории жизни: значение (Bedeutung), значимость (Bedeutsamkeit), ценность (Wert), цель (Zweck), сила (Kraft), целое и часть (Ganzes und Teil), развитие (Entwick- lung) и др. (223). Особое внимание Дильтей уделяет категориям «значения» и «значимости». И для нас эти две категории являются наиболее важными: для прояснения различий между Гуссерлем и Дильтеем, а также связи между философией жизни Дильтея и тем, что делает с феноменологией Хайдеггер62.

<< | >>
Источник: Михайлов И.Н.. Ранний Хайдеггер Между феномено-логией и философией жизни - М.: Прогресс-Традиция; Дом интеллектуальной книги. - 284 с.. 1999

Еще по теме §11 «Школа» Дильтея:

  1. Решение Дильтея
  2. §14 Переписка Дильтея и Гуссерля
  3. Труды В. Дильтея
  4. 63. Описательная психология В. Дильтея
  5. §5. Генезис идей «философии жизни» в исследованиях Вильгельма Дильтея
  6. ШКОЛА ЖИЗНИ
  7. IV. Аристотель и перипатетическая школа
  8. АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО ШКОЛА
  9. ШКОЛА
  10. Школа и просвещение
  11. 3.3. СТАРШАЯ ШКОЛА
  12. 2. Немецкая антроии.тоги'Нткая школа
  13. § 82. Перипатетическая школа
  14. §73. Эпикур и его школа
  15. § 64. Перипатетическая школа