<<
>>

§ 34. Смерть Сократа

После того как Сократ в течение целого человеческого поколения действовал в Афинах, он был обвинен Мелетом, Анитом и Ликоном в том, что он развращает юношество, отрицая государственных богов и пытаясь ввести вместо них новые божества.
Если бы он не пренебрег обычным способом защиты и сделал некоторые уступки требованиям судей, он без сомнения был бы оправдан; после того как он незначительным большинством 63 был признан виновным, он при обсуждении вопроса о наказании вел себя с непреклонной гордостью, и тогда уже значительное большинство вынесло ему потребованный обвините- лями смертный приговор. Бегство из темницы, в которой он прове тридцать дней до возвращения государственного судна из Делоса, о отверг как незаконное (Xen о ph. Memor. IV, 8, 2. PI a ton Phaec 51А и сл., Kriton 43C и сл.), и с философским спокойствием выпи кубок яда. Что в его обвинении и осуждении играла роль личная враж да, — это можно предполагать, хотя софисты не принимали в эта участия; но решающий мотив этого осуждения лежал прежде всего намерении партии, господствовавшей со времени Фрасибула положить предел новшествам софистического воспитания, на которы возлагалась главная ответственность за несчастья последних де сятилетий, путем наказания главного представителя софистики. Осу»: дение Сократа есть попытка демократической реакции насильственна восстановить прежнее время. Но не только способ осуществления этой попытки был тяжким правонарушением, так как философ не был повинен в каком-либо поступке, караемом законом; сверх того, сама эта попытка была основана на роковом заблуждении: старое время вообще не могло быть восстановлено, и менее всего этим путем; и Сократ не только не был повинен в его исчезновении, но, напротив, указал своим современникам на единственный плодотворный путь к улучшению существующих условий — именно путь нравственной реформы. Его казнь с юридической и моральной точки зрения была судебным убийством, а с исторической точки зрения — грубым анахронизмом. Но если он сам мог избегнуть этой казни несколько менее резким выступлением, то, с другой стороны, свершившись, эта казнь имела совсем иной результат, чем тот, на который надеялись егс противники. Правда, сообщение, будто сам афинский народ позднее переменил свое суждение и наказал обвинителей, есть лишь позд нейшая выдумка; но тем полнее история уничтожила этот приговор юнец Сократа был высшим триумфом его дела, сияющей вершино »го жизни, апофеозом философии и философа.

<< | >>
Источник: ЭДУАРД ЦЕЛЛЕР. ОЧЕРК ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1996

Еще по теме § 34. Смерть Сократа:

  1. Сократ
  2. Смерть
  3. § 33. Содержание учения Сократа
  4. § 34. Смерть Сократа
  5. § 35. Школы Сократа; Ксенофонт, Эсхин
  6. Глава 81 ОПРОВЕРЖЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ СОКРАТА ПО ПОВОДУ ДЕМОНИЯ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  7. ПОВОД НАПИСАНИЯ. РАЗГОВОР СОКРАТА С ГЕРМОГЕНОМ. УТЕШЕНИЕ ДРУЗЕЙ. ПРЕДСКАЗАНИЕ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  8. ЗАЩИТА СОКРАТА НА СУДЕ
  9. 1. К ПРОБЛЕМЕ СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ
  10. СМЕРТЬ КАК АБСОЛЮТ
  11. 2.2. Дело Сократа — 1
  12. Лекция 3. Природа и самоубийство: справедливая смерть