§ 2. Сущность грехопадения метафизики
Казалось бы, Ницше уже дат ответ на этот вопрос. Хотя то, что Бог умер в новоевропейской культуре, было известно задолго до него: из ближайших предшественников об этом писал Фейербах, и даже Гегель.
Хайдеггер обнаруживает данное суждение уже в его раннем трактате Вера и знание (1802), которое он повторял и позднее в других произведениях. Гегель пишет о «чувстве, на которое опирается вся религия нового времени, о чувстве: сам Бог мёртв...»1. При этом Гегель отмечал, что философия иногда вынуждена встать на защиту веры от некоторых форм теологии, которые принимают чуть ли атеистический характер. Хайдеггер призывает всмотреться в истину этих слов, а не занимать страусиную позицию обыденного верования и традиционного богословия. Такое всматривание предполагает мужественное вскрытие метафизического смысла высказывания «Бог мёртв»427. Хайдеггер видит смысл данного высказывания Ницше в том, что «сверхчувственный мир лишился своей действенной силы. Он не подаст уже жизнь. Пришел конец метафизики - для Ницше это вся западная философия, понятая как платонизм». Бог в этом смысле является символом сферы идей и идеалов, которые из трансцендентной выси ничтожили все земное, породив нигилизм. Последний понимается Хайдеггером в двойном смысле: само вынесение истины в сферу трансцендентного уже есть нигилизм, сохраняется он и в результате «смерти Бога», так как пространство для овнешненных ценностей нс исчезло1. Поэтому «Смерть Бога» не устранила, а только обнажила изначальный нигилизм. Глубина этого исторического движения Запада такова, «что его разворачивание может лишь повести к мировым катастрофам. Нигилизм - это всемирноистори- ческое движение тех народов земли, которые вовлечены в сферу влияния нового времени»428. «Свято место пусто не бывает», поэтому оно заполнилось в XX веке тоталитарными идеологиями (фашизм и коммунизм), властью технократического мышления, всевозможными суевериями и т.д. Это же отмечал и Достоевский, говоря, что человек если не Богу, то идо- лу поклонится429. Этот новый нигилизм по Хайдеггеру («неполный нигилизм» у Ницше), «хотя и заменяет прежние ценности иными, но по- прежнему ставит их на старое место»430. Однако изначальная область, «где совершается сущность и разверзается событие нигилизма, - это сама метафизика», «так что и само христианство представляет собой следствие и определенное выражение нигилизма». Нигилизм ницшеанский Хайдеггер определяет как «завершенный, совершенный, тем самым классический нигилизм», в котором полагание ценностей исходит из новой области, уже нс сверхчувственной, а выступает в качестве «идеала изобильнейшей жизни». Возникает понятие ценностей, когда «все ценностное становіггся позитивной заменой метафизического». Поэтому «Полагание ценностей подобрало под себя вес сущее как сущее для себя - тем самым оно убрало его, покончило с ним, убило его» - таков общеметафизический смысл высказывания «Бог мёртв» в видении Хайдеггера: произошло «убиение бытия сущего»431.Ницше «оборачивает» метафизику, однако не преодолевает ее432. В статье Преодоление метафизики Хайдеггер поясняет: «Перевертывание платонизма, когда для Ницше чувственное становится соответственно истинным миром, а сверхчувственное неистинным, целиком остается еще внутри метафизики. Такого рода преодоление метафизики, какое имеет в виду Ницше, причем в смысле позитивизма XIX столетия, есть, хотя бы и в своем высшем превращении, лишь окончательное увязание в метафизике. Создается, конечно, видимость, будто «мета», трансцендирование в сверхчувственное, отменяется в пользу опоры на чувственно- вещественную стихию, в то время как на деле просто завершается забвение бытия и сверхчувственное разнуздывается и хозяйничает в виде воли к власти»433. Исходя из того, что жизнь означает волю к воле, воля к власти у Ницше рассматривается как «самая внутренняя сущность бытия», и «В воле заключено: всему давать цену»: «Живое - это уже значит: оно даст цену»434.
Ценности же определяются как «условия сохранения, возрастания в пределах бытия сущего»435. На авансцену выходит новоевропейский субъект в качестве сверхчеловека, чтобы вершить судьбу сущего: «Мертвы все Бога; теперь мы волим, чтобы здравствовал сверхчеловек!»436.В традиционной метафизике бытие. Бог были превращены в высшую ценность, если же «на бьггии сущего ставят печать ценности... путь к постижению бытия совершенно стерт». «Последний же удар по Богу и по сверхчувственному миру, - уточняет Хайдеггер, - наносится тем, что Бог, сущее из сущего, унижается до высшей ценности. Не в том самый жестокий удар по Богу, что его считают непознаваемым, не в том, что существование Бога окалывается недоказуемым, а в том, что Бог, принимаемый за действительно существующего, возвышается в ранг высшей ценности. Ибо удар этот наносят не праздные зеваки, не верующие в Бога, а верующие и их богословы, которым, хотя и твердят они о сущем из сущего, никогда не приходит на ум подумать о самом бытии - ради того, чтобы при этом заметить, что такое их мышление и такое говорение их о Боге - это, если посмотреть со стороны веры, не что иное, как настоящее богохульствование, коль скоро они вторгаются в богословие веры»437.
Но свойственное Богу место - это то, «откуда истекает причиняющее созидание сущего и сохранение сущего как сотворенного». Это место «Сверхчеловек не заступает и никогда не может заступить», так как «место, на которое направлено волснис человека, - это иная область, область иного обоснования сущего...». Поэтому и «ницшевское постижение нигилизма как обесценения высших ценностей - это нигилизм»438. Взгляд, превративший бытие, а с ним и Бога в разряд сущего, хотя и высшего, породил нигилизм, субъективизм, технократизм и все беды исторического, в особенной мерс новоевропейского и современного человека. По сути, этот путь ведет міф по пути к катастрофе, о чем свидетельствуют глобальные проблемы современности.
Тогда остается вопрос, как спастись? Только в адекватном постижении бытия! - заявляет Хайдеггер, и возвращает нас к истокам древнегреческого мышления, к тому месту, где начался отсчет метафизического времени, ибо вся метафизика в свосй сущности - нигилизм.
У него «История бытия начинается, притом необходимо начинается с забвения бытия», поэтому «сущность нигилизма состоит в том, что ничто же несть с самим бытием», и только «Саио бытие есть бытие в его истине, истина же принадлежит бытию»4. «Ищу Бога! Ищу Бога», - кричал без передышки безумец у Ницше. Так и Хайдеггер бросается в поиски заветного Бытия, оставляя читателей Слова Ницше «Богмёртв» на полпути. Может быть, весь позитив развертывается им в трактовке понятия Бытия? Но вначале коснемся того, в чем состоит существо грехопадения метафизики. В лекционном курсе Основные понятия метафизики Хайдеггер проводит анализ генезиса понятия метафизики. Здесь он останавливается на разборе древнегреческого понятия фюсис. В этом случае философия (метафизика) предстает в виде «осмысления фюсис» с целью высказать ее в логосе. На этом этапе фюсис подчинена логосу как своему собственному закону и алетейе как истине в смысле открытости. Таково было понимание метафизики в милетской школе и у Гераклита, однако уже у Парменида Хайдеггер обнаруживает имплицитно содержащийся изъян, двойственность, которая разрешится в теорию идей Платона.Ценность Хайдеггер рассматривает как точку зрения, «видение, в том смысле, в каком предопределено оно было греками»1. Истоки всех этих видов нигилизма, и нигилистичсско-метафизичсского мышления как такового Хайдеггер усматривает еще в Древнегреческом мышлении, так как «атомная бомба разорвалась» уже в поэме Парменида. Хайдеггер отмечает, что уже в понятие фюсиса вкралась двусмысленность, что привело к порождению понятия мета та фюсика (метафизика). Первоначальный смысл фюсиса как внутренней сущности, закона вещей переносится в міф сверхчувственного. Метафизика понимается как строй господства сверхчувственного2. В самом зарождении метафизики, констатирует здесь Хайдеггер, коренится и ее падение, извращение, выражением которого стала теория идей Платона и становление трансцендентных христианских ценностей, «когда христианское богословие овладело греческой философией»3.
Началась эпоха "нигилизма" по отношению ко всем земным ценностям, которая продолжалась вплоть до Ницше, но и им не была полностью преодолена. Более того, как выяснено, Ницше оказывается «самым разнузданным платоником внутри истории западной метафизики»4.Анализируя теорию идей Платона и понятие сущности, перводвигате- ля и теологии у Аристотеля, Хайдеггер квалифицирует отрыв идеи от вещи, сущности от явления, бытия от сущего как извращение метафизики и возникновение теологии. Хайдеггер упрекает как Платона, так и Аристотеля, что они назвали высшую и первую причину божеством: «После истолкования бытия как идеи мышление вокруг бытия сущего метафизично, а метафизика теологична. Теология означает здесь истолкование "причины" сущего как Бога и перенесение бытия на эту причину, которая содержит бытие в себе и испускает его из себя, будучи самым сушим из
| Там же. С. 184. *
Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. 187.
х Хайдеггер М. Введение к: «Что такое метафизика?» // Время и бытие. М., 1993. С. 34. *
Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Там же. С. 355.
сушего». Вопрос о бытии приобретает двойственный онто-тео- логический характер1.
Фактически Хайдеггер осуществляет феноменологическую критику платонизма. Вместе с тем он стремился осмыслить проблему метафизики с высоты XX столетия, а не просто возвратиться к досократовскому ее пониманию, чтобы устранить трагический разрыв между горним и дольним міфами. Суть этого преобразования заключается в том, что Хайдеггер, пытаясь восстановить «истинное», досократовскос понимание бытия и метафизики, синтезирует его с трансценденцией: «Метафизика - это вопрошанис сверх сущего, за его пределы, так, что мы получаем после этого сущее для понимания как таковое и в целом»439. Но трансценденция у него уже не мыслится теологически, она трансцендирует в зияющую пустоту и мрак хаоса, где открывается не благодать и свет, а Ничто, способное вызвать у человека лишь «фундаментальное настроение ужаса» и тоски.
Возможно, Хайдеггер здесь, с сохранением трансцендснции, возвращается уже даже не к досократовской философии, а к еще более древней, хтонической мифологии, осмысляя ее на языке понятий и экзистсн- циалов. В результате, как и античные философы, он взыскует «неведомого Бога»3, его трансценденция открывает лишь Ничто, перед которым цепенеет от ужаса человеческое существо. По словам Мартина Бубера «он в своей заботе и в своем страхе стоит перед ничем»; «человек Хайдеггера является большим, решающим шагом от человека Кьеркегора к пропасти, где начинается ничто»4; «чем-то непреодолимо пустым веет на меня от такого понятия бытия». Хайдегтер разрывает онтологический и аксиологический аспекты метафизики друг от друга, признавая лишь первый из них. Он критикует Платона за то, что у него «идея добра» есть «причина всего правильного, равно как и всего прекрасного». Для Хайдеггера две части высказывания не равноправны и не параллельны. Правильному, считает он, соответствует алетейя, а прекрасному - восприятие5.Критикуя Платона, Хайдегтер пытался разрешить проблему метафизического дуализма бытия и сущего, идеи и веши, выявляя онтологический статус мышления и переосмысливая категорию бытия. Тождество мышления и бытия, сушего и бытия постулировал уже Парменид, однако с него началось и разобщение этих понятий. Хайдеггер пытался преодолеть отчуждение мышления от бытия: оно есть со-гласие с бытием, или его вообще нет. Он предпринял попытку построения такой онтологии бытия, что в ней к явленности выходит само бытие сущего не на манер предшествующей метафизики как сверхчувственного, а как «двуслож- ностъ бытия и сушего». «Само бытие, - пишет далее Хайдеггер, - это зна-
Там же. С. 360, 364.
Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Там же. С. 24.
См. об этом в указанной книге Р.Сафрански. С. 411-414.
Бубер М. Проблема человека К., 1998. С. 62, 71.
Бубер М. Затмение Бога И Два образа веры. М„ 1999. С. 494. 358.
чит: наличность наличного, т.е. двусложность этих двух в их односложности». Философ развивает монистический взгляд на бытие как транс- ценденцию и бытие как сущее и имманентное, которые совпадают в своей двусложности. Именно исходя из существа двусложности возможно развертывание ясности, т.е. просвета, внутри которого наличное как таковое и наличность, бытие и сущее становятся различными для человека, в результате чего возможно осуществление познания. В понятии бытия как двусложности Хайдеггер на свой манер повторяет диалектику одного и иного у Платона бытия и ничто у Гегеля, наполняя ее экзистенциальным смыслом. Он пишет о необходимости «увидеть явленность как сущность наличия в его сущностном происхождении»1. Что именно «в истоках явления человек приближается к тому, в чем кроется двусложность наличия и наличного». Хайдеггер призывает вернуться к самым истокам греческого мышления и пойти глубже его, выйти за установившийся горизонт, который объективировался в истории западно-европейской философии. Используя феноменологическую методологию, Хайдеггер мечтал о построении абсолютной онтологии человеческого бытия.
Хайдеггер как бы отбрасывает метафизику веры назад, однако форма этого отрицания в его творчестве несет в себе всю проблематику метафизики веры даже в еще более обостренном виде. В хайдеггеровском понимании метафизики вступают во взаимодействие все эпохально- исторические сс концепции. Он работал, по сути, нал проблемой синтезирования всего более чем 2-х тысячелетнего метафизического опыта европейской мысли. Насколько удалось ему разрешить данную задачу, еще предстоит осмыслить.
Еще по теме § 2. Сущность грехопадения метафизики:
- ТЕМА 7. СТРАХ И СТРАДАНИЕ
- Происхождение и сущность человека
- § 1. Вера без онтологии: метафизика веры в русском кантианстве
- § 4. Платонизм и традиция всеединства
- § 2. Вера и знание как антиномия
- § 1. Философствование М. Хайдеггера и демифологизация веры Р. Бультмана
- § 2. Сущность грехопадения метафизики
- Б. Т. Григорьян На путях философского познания человека
- §2.0 понятиях и приемах мысли
- ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
- ДОПОЛНЕНИЕ К "СУЩНОСТИ ХРИСТИАНСТВА"
- 3.2. Критика метафизического проекта Э. Жильсона
- Лекция 2. Общая характеристика исследовательского подхода к проблеме суицида
- А. А. Васильев ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕДОВАНИЕ АРИСТОТЕЛЯ И ЛОГИКА ХРИСТИАНСКОЙ АНТИНОМИИ (Н. А. ВАСИЛЬЕВ, о. п. ФЛОРЕНСКИЙ, с. Л. ФРАНК)
- ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ
- ВАРИАЦИЯ ПЕРВАЯ (СТРУКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ)
- Миропонимание В. В. Розанова
- Божества андрогины
- Антихристианская суть Вальдорфской педагогики