<<
>>

Теоретическое и практическое «я».

Тот первый, положивший начало развитию всего ряда толчок («Anstoc»), корни которого следует искать в ощущении, впервые делает возможным само существование теоретического разума, следовательно, не может быть выведен из него.
Теоретический разум не может дать отчета в том, почему же «я» ограничивает свою бесконечную деятельность посредством свободных беспричинных действий и этим кладет начало процессу, который, раз начавшись, необходимо развивается через все выведенные формы. Поэтому причину такого толчка приходится искать лишь в том обстоятельстве, что «я» в своей глубочайшей сущности является практическим. Бесконечная деятельность, составляющая сущность чистого «я», осталась бы без содержания, если бы у нее не было объекта для деятельности. Сила может проявить себя только тем, что она преодолевает сопротивление. Бесконечная деятельность возможна лишь в силу того, что все снова и снова ставятся пределы, которые ей следует преодолевать. Поэтому, чтобы оставаться бесконечной деятельностью, «я» должно ставить себе границы, за которые затем необходимо выйти. Первотолчок для всего теоретического ряда, изначальное самоограничение «я» в ощущении обусловливается тем, что «я» должно быть бесконечной деятельностью и потому нуждаться в препятствии, чтобы развиваться при преодолении его. Оно ставит себе предел, чтобы преодолевать его: «я» является теоретическим, чтобы быть практическим.

Итак, глубочайшей основой «я» является бесконечность его функции. Но это не есть бесконечность бытия (так как в этом случае это была бы законченная бесконечность), но бесконечность действия и стремления. По самой своей сущности бесконечная деятельность никогда не может достичь своей цели. Она перестала бы быть бесконечной сразу же, как только ее стремление исполнилось бы, и нашла бы в этом свой конец. Деятельность «я» может поэтому состоять лишь в том, что оно, ставя себе пределы, тем самым необходимо ставит себе все новые задачи и, разрешая их, идет дальше опять к новым задачам.

Эмпирическая воля находит в «не-я» сопротивление, которое позволяет ей проявить свою деятельность. Бесконечное стремление чистого <<я» не встречает никакого препятствия и потому должно само себе его создавать. Отсюда вытекает его самоограничение в бессознательном представлении, продуктом которого служит ощущение и «не-я».

226

Однако и из практического разума тоже нельзя вывести причину того, что его единичное содержание определяется именно так, как оно является данным в сознании, а не иначе — ведь здесь речь идет о свободной беспричинной деятельности. Но в общем можно установить цель, ради которой совершаются все эти беспричинные акты бессознательного представления, из которых возникает объективный мир.

Поэтому основные положения наукоучения состоят в следующем: чистое, или абсолютное, «я» — это бесконечная, направленная лишь на себя деятельность («деяние деяния», как выражался Якоби). Но такая бесконечная деятельность, имеющая объектом лишь саму себя, не есть фактически существующая вещь («Tatsache»): быть законченной противоречит ее собственному понятию, по этому она существует лишь в качестве бесконечного стремления, или влечения. Для осуществления этого влечения чистое «я» полагает посредством свободных актов деятельности предметы, которые позволяют развиваться отдельным конечным видам деятельности, и таким путем порождает мир представлений, или объективный мир Следовательно, основанием мира служит не причина, которая с необходимостью порождала бы его, как в системе Спинозы, но цель, реализации которой он должен служить. Такой целью является деятельность, совершающаяся ради себя самой, а не ради других целей, деятельность как самоцель («Selbstzweck»). Таким образом, чистое «я» не дано, а задано в виде задачи. Бесконечная деятельность представляет собой задачу, которая сама никогда не будет решена, но ради решения которой существуют все отдельные виды деятельности со всеми их продуктами, то есть со всем объективным миром. Но деятельность в качестве самоцели есть не что иное, как абсолютно автономная, по кантовскому определению, нравственная деятельность. Подобно тому, как категорический императив является законом законосообразности, так бесконечное стремление есть влечение быть влечением, само на себя направленное влечение, или самоцель. Следовательно, нравственный закон, то есть требование такого действия, которое имеет своею целью лишь само себя, есть порождающее мир влечение абсолютного «я».

На этой высшей точке своего развития учение Фихте обнаруживает одновременно и всю свою зависимость, п все свое отличие от кантовской философии. Принцип примата практического разума над теоретическим проведен совершенно последовательно: последний считается лишь излиянием первого.

227

<< | >>
Источник: Виндельбанд В.. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками/пер. с нем. Введенский А.И.; М.: КАНОН-пресс, Кучково поле,.- 496 с. (Канон философии).. 1998

Еще по теме Теоретическое и практическое «я».:

  1. 1.3. Сущность и особенности становления индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя в процессе практической подготовки
  2. 2.2. Содержание и организация практической подготовки, направленной на становление индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя
  3. Учение о теоретическом и практическом разуме
  4. 1. О системе экономических законов социализма как теоретической предпосылке комплексного экономического прогнозирования
  5. 2. Теоретическое
  6. Теоретический и практический разум
  7. Рекомендации по проведению практических занятий
  8. Практическая деятельность
  9. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
  10. Глава XII ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
  11. В поисках смысла теоретической географии.
  12. ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В МАСТЕРСКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛ
  13. Роль метода в определении предмета общей экономической теории, её частей, задач, путей, логики исследования, системного изложения результатов, теоретических и практических выводов
  14. §3. Анализ опыта теоретического моделирования и практики экологического образования в гуманитарном вузе
  15. Глава 1 Теоретические и практические основы организации совместной деятельности педагога и обучающихся при использовании информационно-коммуникационных технологий на основе мотивационного программно-целевого подхода
  16. Теоретическая и практическая значимость работы.
  17. Теоретическая и практическая значимость работы. 6.