<<
>>

тора: пространство правовое и пространство духовное

  Вопрос о юридическом и духовном измерении Торы представляет сегодня интерес с нескольких точек зрения. Прежде всего, она была на протяжении нескольких тысячелетий и остается сегодня источником права для ряда религиозных общин, а в древности она являлась таковым для целой страны в течение нескольких столетий.
Далее, во-вторых, ее можно считать характерным примером юридического творчества того же цивилизационно-культурного ареала, к которому принадлежит столь выдающийся памятник юридической мысли древности, как кодекс Хаммурапи. И, наконец, она уникальна как единственный в своем роде пример теократического по своему характеру законодательства, появившийся в ту эпоху, применительно к которой о такого рода законодательстве говорить, как правило, не приходится. Последний тезис заслуживает некоторой детализации. Разумеется, о санкции высших сил, когда дело касается законотворчества, говорили если не все, то очень многие законодатели древнего мира. Но при этом большинство из них выступало в собственном сознании и в сознании своих подданных как посредники между теми, на кого закон распространялся, и санкционирующими его высшими силами. Тора же изначально предлагается народу хотя и через посредника (в данном случае, в лице Моисея), но при условии личной ответственности каждого. Народ выступает здесь не только как объект законотворчества, он оказывается равноправной стороной, заключающей с Богом, предлагающим ему Свои законы, союз (завет), условием которого становится соблюдение предлагаемых законов, в ответ на которое Бог берет на Себя перед народом определенную
ответственность и определенные обязательства. Нарушение же народом норм Торы рассматривается как выход из договора, делающий его условия ничтожными и снимающий с Бога все обязательства. Такие взаимообязывающие, скрепленные договором отношения с Богом не свойственны законотворческой мысли Древнего мира, который на договорные отношения смотрит, как на отношения исключительно межчеловеческие, притом в случаях, когда речь идет об отношениях равных, но никоим образом не как на отношения, возможные между человеком и высшими силами (к примеру, богами или духами). Именно эта идея договора, союза-завета с Богом и придает Торе исключительный, теократический характер.
<< | >>
Источник: А.А. Гусейнов, Е.Б. Рашковский. Философия права Пятикнижия Сборник статей - М.: Издательство «ЛУМ»,2012. - 576 с.. 2012

Еще по теме тора: пространство правовое и пространство духовное:

  1. 3.3.2. СТОРОНЫ ДВИЖЕНИЯ: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ 332.1. ПРОСТРАНСТВО
  2. 22. Что означает действие нормативных правовых актов в пространстве?
  3. § 6. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  4. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
  5. Смысл пространства
  6. Пространство
  7. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
  8. 1. Векторное пространство
  9. IV. ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЕ
  10. ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
  11. ПРОСТРАНСТВА КОММУНИКАЦИИ В ПОЛИСЕ
  12. I. ПРОСТРАНСТВО ЕВКЛИДА
  13. § 3. Восприятие пространства
  14. О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ1
  15. О пространстве и личности.
  16. Глава шестая Пространство и время