<<
>>

Вопрос первый. Имя, понятие и существование философии

обладание мудростью.делает мудрецами стремящихся стать таковыми. Так Пифагор, как свидетельствует Диоген Лаэртский в жизнеописании ЭТОГО философа, на вопрос, заданный тираном Леонтом: "Мудрей ли ты?" — скромно ответил: "Я - не мудрец (sophoon), но стремящийся к мудрости (philosophoon)"'1

3.

Если говорить о содержании, то, следуя общепринятому мнению, философию мы определим как знание сущего, как сотворенного, так и несотворенного, знание, которое мы можем пприобрести благодаря свету дарованного нам от природы разума (secundum naturae ct rcctae raiionis lumen). Или же: достоверное и очевидное знание (cogmtiocenactevidens) дел божественных и человеческих, а также их причин. Или же. как обычно определяют, знание всех вещей, существующих в природе, так как сверхприродное в философии не изучается. Пол божественным и духовным следует понимать Бога и Его творения, под человеческим - тела, самого человека и человеческие действия.

Если слово "философия" употребляется как собирательное понятие-, в смысле энциклопедии наук о природе, то наши определения - верные. Впрочем, слово "философия" может употребляться и распределительно (distributive), а именно, вместо каждой из существующих наук о природе, например вместо логики, физики и т.д., и в таком случае данные нами определения верными уже не будут. Физика, кстати сказать, не дает нам знания обо всем существующем в природе, равно как и метафизика, так что при распределительном употреблении следует остановиться на следующем определении: философия есть достоверное и очевидное знание природных вещей (rerum naturalium), причем видовые отличия во внимание не принимаются. Иными словами, мы не уточняем, относится ли познаваемое к предмету логики, физики, метафизики или математики. Далее, понимаемая собирательно (collective sumpta), философия рассматривается двояко. Во-первых, как совершенная (perfecta), относящаяся ко всему, и, во-вторых, как несовершенная, относящаяся лишь к чему-либо. Конец предварительных рассуждений.

<< | >>
Источник: Феофилакт Лопатинский. Избранные философские произведения /Сост., вступит, ст. и перевод с лат. А.В. Панибратцева. —М. — 219 с.. 1997

Еще по теме Вопрос первый. Имя, понятие и существование философии:

  1. 2. Первые критики и противники вольфианства (ранние эклектики, пиетисты, М.Кнутцен, А.Рюдигер)
  2. § 1. ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
  3. § 2. ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ СОЗНАНИЯ
  4. § 1. Между «философией понятия» и «философией смысла»
  5. ДВА "ВВЕДЕНИЯ В ФИЛОСОФИЮ" (англо-американский вариант)
  6. Генезис идей рациональности в философии
  7. Вопрос первый. Имя, понятие и существование философии
  8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
  9. 1.2. СМЫСЛ ТЕРМИНА «ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ»
  10. §7. Культура как форма жизни в философии Георга Зиммеля
  11. Сократическое начало философии Искусство вопрошания.
  12. В. Г. Сергеева ВОПРОСЫ ЗАСЕЛЕНИЯ АМЕРИКИ И ТРАНСОКЕАНСКИХ КОНТАКТОВ В ТРУДАХ ХУАНА КОМАСА
  13. Глава 1. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
  14. ИДЕАЛИЗМ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ
  15. § 12. Внутренние пороки традиционного понятия метафизики
  16. Глава 1 СВОБОДА И ЛИБЕРАЛИЗМ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА
  17. Глава 2 СВОБОДА И ЛИБЕРАЛИЗМ: ТЕОРИЯ ВОПРОСА
  18. Глава 3 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НЕПОЛИТИЧЕСКИХ ФИЛОСОФИЙ