<<
>>

Вопрос третий. О свойствах философии

44. Под свойствами философии мы понимаем некоторые известные ее определения. Первое из них приводит Платон в "Федоне": "Философия есть приготовление к смерти"21. Платон считал, что существуют два вида смерти.
Первая смерть физическая, происходящая после того, как душа отделится от тела. Вторая смерть моральная, или философская, когда душа освобождается от зависимости от тела. Платон полагал, что с помошью философии мы готовим себя к тому и другому виду смерти. Готовясь к естественной смерти, философ понимает, что жить ему осталось недолго, и потому он презирает все земное и преходящее, стремится к вечному и возвышенному. Готовясь к моральной, или философской, смерти, философ отвлекается от земных соблазнов, отказывается от них ради вечного блаженства. Второе определение также лает Платон: "Философия есть уподобление Богу", разумеется, не по природе, ибо это - невозможно, но по деятельности воления и познания. Человек, по Платону, уподобляется Богу в добродетельной жизни, если он познает истину и любит благо. Третье определение дает Цицерон в III книге "Туекуланеких бесед": "Философия есть лечение души"24, ибо она лечит такие наши недостатки, как невежество и порочность. Невежество устраняется при изучении разнообразных философских дисциплин, от порочности же мы избавляемся благодаря этике.

Вопрос четвертый. Разделение философии

45. Древние, по свидетельству Цицерона и Сенеки25, разделяли философию на искусность в речах и образе жизни, иными словами, на логику и этику, и. кроме того, спекулятивные науки о природе ими также относились к философии. Философия далее может разделяться на приобретенную (habitualis) и актуальную, в последнем случае подразумевается непосредственный акт умозаключения о вещах, существующих в природе.

Раздел первый. Устанавливаются положения

46. Положение первое. Философия можеть быть или теоретической, или практической (spcculativa vcl practica).

Доказательство. Приобретя знание, человек иной раз им и ограничивается, иногда же он. не успокоившись на достиг- нутом, стремится к действию. В первом случае мы сталкиваемся с теоретической философией, во втором — с практической. Теоретическая философия отличается от практической в пяти пунктах.

47. I). Или теоретическая философия отличается от практической по субъекту. Первая находится в теоретическом или научном разуме, вторая — в практическом или логическом. 2). Или объект теоретической философии - необходим и не подвержен воздействиям. Он, по крайней мере, не испытывает воздействий со стороны познающего, вооруженного методом исследователя (obscrvantcpcrpracccpta). С практической философией дело обстоит противоположным образом. 3). Или теоретическая философия способствует облегчению познания, практическая философия облегчает познание и действие. 4). Или цель теоретической философии - знание, цель практической - знание и действие. 5.) Или отличие по делению. Теоретическая философия дает знание, практическая философия потребна для обучения и деятельности. В "Пролегоменах" к "Логике" мы укажем и другие существенные свойства теоретической и практической философии.

4S. Положение второе. Теоретическая философия важнее практической. Доказательство. Один род считается более важным, нежели другой род, если содержит в себе вид, более предпочтительный в сравнении со всеми прочими видами второго рода. Именно так и сказано у св.Дионисия: "Наинизший из высшего важнее наивысшего из нижнего"2*. Среди дисциплин теоретической философии мы находим метафизику, где идет речь о Боге, тогда как в практической философии ничего похожего мы не видим. Следовательно, теоретическая философия важнее практической. Рассуждение это заимствовано из I главы V! книги "Метафизики" Аристотеля-7. Доказательство второе. Цель, как таковая, важнее средства. Теоретическое познание представляет собой цель, поскольку на нем останавливаются. Практическое же есть средство, ибо оно требуется для действия.

Следовательно, и т.д.

49. Положение третье. Теоретическая философия делится на три дисциплины: физику, метафизику и математику. Сказано это против Пи ко лелла Мирам долы, утверждавшего, что знание — едино (conicndentcm unicatn esse scicntiamp Сказано это и против считающих совокупность знания простым качеством. Положение доказывается из 2-ой главы II книги Аристотеля "О душе"24 Теоретическая философия делится соответственно разделению объекта теоретического изучения, поскольку науки обособляются друг от друга по объекту. Объект теоретического изучения бывает трех видов. Первый неотделим от материи даже мысленно, например, изучаемое в физике природное тело. Второй отделяется от материи мысленно, но отнюдь не в действительности, например, количество в математике. Третий, наконец, отделяется и мысленно. и в действительности, к примеру. Бог и ангелы, о которых будет сказано в "Метафизике" Следовательно, теоретическая философия бывает трех видов. 50.

Материя также может рассматриваться с трех точек зрения. Во-первых; как материя единичная, или исчислимая (singularis scu rturrrcricaK например, петровость, павловость и т.д. Во-вторых, как чувственно воспринимаемая (sensualis), постигаемая каким-нибудь из внешних чувств,* как то: цвет, запах* вкус и т.д. В-третьих, как умопостигаемая (intclligibilis), иными словами, как нечто, вносящее в материю упорядоченность. В последнем смысле даже разумная душа мо*ет называться материальной* телесной, разумеется, не в смысле формы своего существования, но л о состоянию. Физика отвлекается от единичной материи, поскольку знания о единичном не существует. Анимастика, впрочем, занимается чувственно и умопостигаемым. Математика отвлекается от чувственно постигаемой материи, но не от умопостигаемой, так как она рассматривает количество, которое, как мы уже говорили, материально. Метафизика, наконец, отвлекается от любого вида материи. Итак, мы доказали положение: "Теоретическая философия делится на такое количество частей, сколько существует отвлечений от материи" Теоретическое знание является таковым в той степени, Насколько оно отстоит от действия, направленного на какой-нибудь из видов материи. Мы же доказали, что отвлечение от материи бывает трех видов. Следовательно, существует три вида теоретической философии. 51.

Положение четвертое. Практическая философия делится на два вида: логику (определения которой будут даны в курсе логики) и этику. Доказательство. Практическая философия делится на столько видов, сколько существует действий, достойных философа. Существуют только два достойных философа действия, а именно деятельность управляемого логикой ума и действие воли, направляемое этикой. Философия управляет лишь духовными действиями, предоставляя прочие действия иным искусствам. Итак, практическая философия бывает двух видов. "Логика" покажет, является, ли наше деление исчерпывающим:

<< | >>
Источник: Феофилакт Лопатинский. Избранные философские произведения /Сост., вступит, ст. и перевод с лат. А.В. Панибратцева. —М. — 219 с.. 1997

Еще по теме Вопрос третий. О свойствах философии:

  1. Классическая немецкая философия.
  2. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КОРНИ ИДЕАЛИЗМА (ФИЛОСОФИЯ НАРОДОВ)181
  3. § 1. ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
  4. § 2. ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ СОЗНАНИЯ
  5. ДВА "ВВЕДЕНИЯ В ФИЛОСОФИЮ" (англо-американский вариант)
  6. Генезис идей рациональности в философии
  7. Вопрос третий. О свойствах философии
  8. Учене и философы - ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ ЖЕНЩИН
  9. 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  10. Философия и наука.
  11. Феофан Прокопович: религиозный философ и идеолог петровских реформ