<<
>>

Выводы главы 1

В данной главе произведен анализ историко-философского контекста становления и развития концепций о триедином бытии в рамках триадического философского конструирования и определены сущностные характеристики триадичности как метода познания, показана значимость триадической диалектики для развития мировой философии, показана преемственность основных идей мировой познающей мысли в русской философии.
Мы подчеркиваем, что русские религиозные мыслители конца XIX - начала XX вв. предпринимают попытки найти связующее звено между Богом и человеком, исследуют глобальные вопросы философии, а именно поиск нравственного идеала, смысла жизни, первоисточника бытия и др. Именно в русской философии, изучающей вопросы, касающиеся устройства универсума, понятие о Троице служит средством создания философского портрета Абсолюта как «совершенного духа» и такие фундаментальные философские категории, как «единое», «материя», «дух», «свобода», «действительность», «необходимость» и пр. обретают высший философский смысл. Триадичность, мы полагаем, есть специфика и своеобразие русского типа мышления, а также способ национального видения. В данной главе мы акцентируем внимание на том, что европейская философия Нового времени познает Божественное рационалистически, на основе изучения взаимосвязи материального и идеального посредством формально-логических философских построений. Мы также показываем, что русские мыслители конца XIX - начала XX вв. были подвержены влиянию восточной философии с ее учениями о восприятии, выводе и откровении, об источниках и пределах познания, взаимодействии физической и духовной реальностей. В главе 1 изложены идеи В.С. Соловьева, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка и А.Ф. Лосева о познании бытия посредством триад. В.С. Соловьев познает все окружающее сквозь призму тринитарного всеединства, тройственность, по Соловьёву, есть внутренний закон самой жизни существа. Л.П. Карсавин в своем философском учении сближает два принципа - гегелевскую триаду «тезис - антитезис - синтез» и идею стяженного бытия Н. Кузанского. Философское значение концепции С.Л. Франка заключается в глубине личностного подхода к раскрытию проблематики единства абстрактных понятийных составляющих универсума, в обозначении принципиально новой идеи о триадически выстроенном диалектическом понятийном аппарате, основанном на бесконечном количестве гипотетических связующих элементов между рассматриваемыми предметами и соотнесенными с ними другими составляющими универсума. А.Ф. Лосев расширяет понятие о диалектической триаде, дополняя его учением об ипостасях. В триадическом законе философии Лосева «смысл - полагание смысла - выявление новых аспектов смысла» проявляется характерная для отечественной философской мысли идея личностного и динамичного бытия.
<< | >>
Источник: Мищенко Анна Вадимовна. Триадичные учения в русской религиозной философии конца XIX- начала XX вв.. 2015

Еще по теме Выводы главы 1:

  1. Глава 8. Теория доказательства: пропозициональные правила
  2. Глава 9. Конструктивные и неконструктивные выводы
  3. Глава 13. Гипотетико-дедуктивный метод
  4. ГЛАВА II О БЕСПОЛЕЗНОСТИ АБСТРАКТНЫХ СИСТЕМ
  5. ГЛАВА ТРЕТЬЯ ДОГМАТИКО-МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ
  6. Глава 13. Республика в кризисе. Ноябрь 1937 года – апрель 1938 года
  7. КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ
  8. Глава 9. Роль силы нервной системы в реакции организма на раздражители возрастающей интенсивности
  9. Глава 26 ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ ПРОЦЕССА СБОРКИ СОВЕТСКОГО НАРОДА
  10. ГЛАВА VII
  11. Глава 15 ОТ КОЛДОВСТВА К НАУКЕ
  12. ГЛАВА II МЕРА САМОЭКСПЛУАТАЦИИ ТРУДОВЫХ СИЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬИ. ПОНЯТИЕ ВЫГОДНОСТИ В ТРУДОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ